Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:44, реферат
В нашей работе мы поставили цель:
Выявить рациональность данного метода исследования при изучении потребительского предпочтения на примере отдельно взятого потребителя.
Задачи:
1) Изучить теоретический материал по данному вопросу.
2) Провести опрос отдельно взятого потребителя на предмет выявления его предпочтений при покупке двух товаров
Введение 3
Основная часть 4
Кривая безразличия. 4
Бюджетное ограничение. 7
Эффект дохода и эффект замещения. 9
Практическая часть. 11
Заключение. 12
Список литературы. 13
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И |
Кривая безразличия |
Выполнили:
Проверила:
Новосибирск 2009
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Кривая безразличия. 4
Бюджетное ограничение. 7
Эффект дохода и эффект замещения. 9
Практическая часть. 11
Заключение. 12
Список литературы. 13
Приложение 1 «Результаты опроса в таблицах» 14
Приложение 2. «Результаты опроса на графиках» 15
Когда мы заходим в магазин, у нас возникает три вопроса: 1) Что купить?; 2) Сколько это стоит?; 3) Хватит ли у нас средств, чтобы осуществить задуманное? Ответы на эти вопросы и обуславливают полезность для нас конкретных товаров. Изучение этих вопросов составляет основное содержание теории поведения потребителя. Но первоначальные попытки учёных измерить полезность с помощью абсолютной шкалы особых результатов не дали. Тогда предложили измерить относительную полезность двух отдельно взятых товаров. Графическое представление этого метода получило название кривой безразличия.
Концепция кривых
безразличия разработана
В нашей работе мы поставили цель:
Выявить рациональность данного метода исследования при изучении потребительского предпочтения на примере отдельно взятого потребителя.
Задачи:
Методы исследования:
Для описания поведения потребителя на рынке используют две функции: кривые безразличия и бюджетную линию.
Кривые безразличия дают информацию о предпочтениях потребителя продукта А или продукта В. Иначе говоря, кривые безразличия показывают, что хочет приобрести потребитель на определенный денежный доход. По определению кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности.
Рисунок 1. Кривая безразличия
Кривая безразличия имеет следующие свойства:
Для того чтобы иметь представление о вкусах конкретного покупателя, изображают целую серию кривых безразличия, которая называется картой кривых безразличия, она показывает норму замещения двух товаров при любых уровнях потребления этих товаров.
Рисунок 2. Карта кривых безразличия
Карта кривых безразличия позволяет показать на одном графике взаимосвязь трех переменных: количества одного товара, количества другого товара и полезности. Карту кривых безразличия сравнивают с обычной географической картой, где линии уровня определяют точки местности, расположенные на одинаковой высоте над уровнем моря. Так и на карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.
Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
На кривой безразличия зона замещения обозначена отрезком RS (Рисунок 3). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне отрезка замена исключается. Два блага выступают как независимые друг от друга.
Рисунок 3. Зона замещения
При рассмотрении поведения покупателя с помощью кривых безразличия возникает вопрос: от какого количества одного товара готов отказаться потребитель, чтобы приобрести дополнительную единицу другого товара. Ответ на этот вопрос дает предельная норма замещения (MRS), которая показывает количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
Уменьшающийся
наклон кривой безразличия отражает
правило уменьшающейся
где MRSхy - предельная норма замещения (субституции) блага Y на Х.
Существуют
ограничения потребительского выбора.
Возможный выбор для
Рассмотрим что такое бюджетная линия.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Расположение бюджетной линии зависит от:
Изменение денежного дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, если доход уменьшился, и вправо, если увеличился.
Если цены
на оба товара будут изменяться пропорционально,
т. е. увеличиваться или уменьшаться
в одно и то же количество раз (например,
при 10% инфляции все цены увеличиваются
в 1,1 раза), то бюджетная линия также
будет параллельно
Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или одновременно пропорционально понизятся), то положение бюджетной линии не изменится. На этом основывается метод индексации доходов населения (инфляционное повышение цен, которое приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, сопровождается одновременным пропорциональным увеличением дохода, а значит бюджетная линия, а так же реальное благосостояние граждан не меняется).
Равновесие потребителя.
Потребитель
максимизирует полезность путем
выбора такого потребительского набора,
удовлетворяющего бюджетному ограничению,
при котором отношение
Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации , когда потребитель максимизирует полезность , получаемую от покупки двух различных благ при имеющемся бюджете. Это фиксируется в касательной точке бюджетной линии - наиболее высокой точке из всех достижимых кривой безразличия. Эта точка, показывающая наибольшее возможное удовлетворение потребителя, является точкой потребительского равновесия. В этой точке наклон кривой безразличия (предельная норма замещения благ) равен наклону бюджетной линии (относительной цене благ).
Рисунок 4. Равновесие потребителя.
Колебания спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 30 до 10 руб. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 рублей сможете купить уже не 10 кг, а 30 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т.е. 10 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.
Эффект замещения
демонстрирует взаимосвязь
Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы, ливерная колбаса и т.п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.
Такие товары называют так же товарами Гиффена.
Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
Для построения кривой безразличия и бюджетной линии мы выбрали одного человека из группы и опросили его на предмет потребления им в месяц двух выбранных нами взаимозаменяемых продуктов. Для нашей работы мы взяли такие продукты как йогурт и творожок. Наш выбор обусловлен тем, что:
После определения товаров, мы провели исследование потребления этих товаров нашим человеком. Полученные результаты занесли в таблицу1. Далее по данным полученной таблицы мы построили график кривой безразличия2.
Потом нами был проведён второй опрос, который должен был дать данные для построения бюджетной линии. Данные так же были занесены нами в таблицу1, после чего они были отражены нами на графике2.
После построения кривой безразличия и бюджетной линии выбранного потребителя, мы совместили две этих функции на одной координатной плоскости3. Это позволило нам проанализировать степень рациональности действий этого покупателя при выборе комбинации потребления двух выбранных товаров.
Рассмотрение полученных результатов показало, что выбранный нами человек не совсем рационально использует свой бюджет, т.к. кривая безразличия и бюджетная линия не имеют точек касания, а пересекаются. Чтобы найти оптимальную комбинацию потребления, мы должны произвести параллельный перенос кривой безразличия вправо до тех пор, пока не найдётся точка касания. Это действие мы можем произвести потому, что на самом деле существует не одна, а несколько кривых безразличия, из которых более предпочтительна та, которая лежит на плоскости правее.
Проведённое нами исследование показало полезность данного метода исследования при изучении поведения потребителя на рынке. В ходе этой работы мы: