Экономика стран ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления Европейского Союза, рассмотреть экономическую интеграцию Европейского Союза, некоторые варианты европейской социально-экономической модели, а также современные экономические проблемы Европейского Союза.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1 История становления Европейского Союза…………………..5
2 Некоторые варианты европейской социально-экономической модели…………………………………………..……18
2.1 Германская модель……………………………………………………..18
2.2 Французская модель……………………………………………………19
2.3 Скандинавская модель ………………………………………………...21
2.4 Британская модель …………………………………………………….22
3 Процесс экономической интеграции в европе на современном этапе………………………………………………………24
3.1 Особенности экономического развития ЕС………………………………..25
3.2 Темпы, факторы и условия роста экономики ЕС………………………….26
3.3 Уровень экономического развития ЕС…………………………………......29
3.4 Структурные сдвиги в экономике ЕС………………………………….…...30
3.5 Формирование хозяйственного механизма………………………………...31
3.6 ЕС в движении прямых капиталовложений…………………………..……33
3.6.1 Экономическая помощь………………………………………….…..34
3.6.2 Внешнеторговые связи………………………………………………35
3.6.3 Валютно-финансовые отношения с развивающимися странами и со странами Восточной Европы……………………………………………………37
3.6.4 Внешнеторговый баланс…………………………………………......39
4. Современные проблемы европейского союза……………...41
Заключение …………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Экономика стран ЕС.docx

— 89.25 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………......3

1 История  становления Европейского Союза…………………..5

2 Некоторые  варианты европейской социально-экономической модели…………………………………………..……18

2.1 Германская модель……………………………………………………..18

2.2 Французская модель……………………………………………………19

2.3 Скандинавская модель ………………………………………………...21

2.4 Британская модель …………………………………………………….22

3 Процесс экономической интеграции в европе на современном этапе………………………………………………………24

3.1 Особенности экономического развития ЕС………………………………..25

3.2 Темпы, факторы и условия роста экономики ЕС………………………….26

3.3 Уровень экономического развития ЕС…………………………………......29

3.4 Структурные сдвиги в экономике ЕС………………………………….…...30

3.5 Формирование хозяйственного  механизма………………………………...31

3.6 ЕС в движении прямых капиталовложений…………………………..……33

3.6.1 Экономическая помощь………………………………………….…..34

3.6.2 Внешнеторговые связи………………………………………………35

3.6.3 Валютно-финансовые отношения с развивающимися странами и со странами Восточной Европы……………………………………………………37

3.6.4 Внешнеторговый баланс…………………………………………......39

4. Современные проблемы европейского союза……………...41

Заключение  …………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………….51

 

 

 

 

Введение

 

 

Международная экономическая  интеграция – характерная особенность  современного этапа развития мировой  экономики. В начале ХХ века она стала  мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышение  конкурентоспособности на мировом  рынке стран-членов интеграционных группировок. Международная экономическая  интеграция – это процесс срастания  экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение  региональная экономическая интеграция в будущем станет начальной стадией  глобальной интеграции, т.е. слияние  региональных интеграционных объединений.

Объективный характер экономической  интеграции не означает, что она  происходит спонтанно, стихийно, вне  рамок управления со стороны государства  и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые  группы стран на основе взаимных отношений  объединяются в региональные международные  комплексы и проводят совместную региональную политику  в разных сферах общественно-политической и  хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в  Западной Европе – ЕС (Европейский  Союз) и ЕАТС (Европейская Ассоциация Свободной Торговли), в Северной Америке – НАФТА (Североамериканская Зона Свободной Торговли), в Азиатско-Тихоокеанском  регионе – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское  Экономическое Сотрудничество).

Исторически наиболее четко  интеграционные процессы проявились в  Западной Европе, где во второй половине ХХ века складывается единое хозяйственное  пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

Европейский Союз занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного  ВМП (20% по покупательской способности  валюты) и 6,4% населения мира. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. ЕС представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Европейский Союз сейчас насчитывает 27 государств, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом. Его создание было обусловлено тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз, политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы рассмотреть историю  становления Европейского Союза, рассмотреть  экономическую интеграцию Европейского Союза, некоторые варианты европейской  социально-экономической модели, а  также современные экономические  проблемы Европейского Союза.

 

1 История становления Европейского Союза.

 

У истоков Европейского Союза  стояло образование в 1952г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) –  отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Италии, Франции, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958г. Сначала 1973г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981г. – Греция, 1986г. – Испания и Португалия, 1995г. – Австрия, Швеция и Финляндия, 2004г. - Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Мальта, Кипр, 2007г. – Болгария, Румыния.

В 1958 - 1968 гг. («переходный  период» становления общего рынка  товаров, услуг, капитала и рабочей  силы) были отменены таможенные пошлины  и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции  внутри ЕЭС, установлен единый таможенный режим в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского  хозяйства был введен общий режим  регулирования цен и объемов  производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса и  создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного  сектора и противодействовать массовому  разорению фермерских хозяйств. Кроме  того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС. В целом к середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной, а также внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). К этому моменту западноевропейская интеграция вышла на чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

Формирование таможенного  союза усилило спонтанное начало функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их развития. Оно повлекло за собой  ослабление национально-государственных  систем регулирования экономики. Отмеченные и другие обстоятельства побудили страны-члены  ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного  союза к 1980 г. («план Вернера» - по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой  данной программы), которая, однако, потерпела  провал. Это было обусловлено временным  обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития в ходе циклических  и структурных кризисов 70-х - начала 80-х гг. С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживает длительный застой (кризис). Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г страны - члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ± 2,25%. Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%). Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время Европейская валютная система включает все страны ЕС, кроме Великобритании и Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. С середины 80-х гг. В ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа научно-технической революции. Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит, насколько быстро и интенсивно будет протекать западноевропейская интеграция. В начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран - членов ЕС и один из главных «моторов» интеграции.

Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил  в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью  интегрированного (внутреннего) рынка, далее идущее объединение научно-технических  потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.

Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (в 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно  сложился к концу 1992 г. по товарам. В  то же время не осталось искусственных  препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов  и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются  в каждом конкретном случае бюрократическим  исполнением нормативных актов  ЕС. Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

- во-первых, введение с  1993 г. единого гражданства ЕС, которое существует параллельно  с национальным гражданством  стран - членов ЕС;

- во-вторых, формирование  политического союза, что подразумевает  проведение интегрированной внешней  политики, тесную увязку внутренних  политик (особенно в области  борьбы с преступностью), сближение  юридических систем, повышение роли  парламента ЕС;

- в-третьих, формирование  экономического и валютного союза  (ЭВС), сердцевиной которого призвана  стать единая валюта (евро). В ЕС  будет единый центр формирования  валютной и денежно- кредитной  политики - Центральный банк и  Европейская система центральных  банков по типу Федеральной  резервной системы США.

Реализация Единого европейского акта привела к созданию Европейского союза, имеющего структуру федеративного  типа. В период 1999 - 2001 годы евро вводится в безналичный оборот. С 2002 года по настоящее время введение евро вводится в наличный оборот, разрабатываются  и реализуются планы присоединения  к валютному союзу новых стран. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим - экономический и валютный союзы, так и увеличением числа участников. К настоящему времени в ЕС практически завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов. В ЕС как полноправные члены Союза входят 27 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Мальта, Кипр, Болгария, Румыния.

Дальнейшее расширение Европейского союза открыто для любой европейской  демократической страны со свободным  рынком, имеющей желание и возможности  для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. С момента основания Евросоюза как Европейского объединения угля и стали в 1952 году прошедшие расширения увеличили число стран-участников с шести до двадцати семи. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.

В настоящий момент пять стран имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году), Македония (в 2004), Турция (в 1987), Хорватия (в 2003) и Черногория (в 2008), при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Хорватии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство. Албания и Сербия также подали заявление в апреле 2009 и декабре 2009 соответственно, но Европейская комиссия ещё не вынесла по ним решений. Стоит отметить, что Черногория является второй после Хорватии по уровню соответствия Копенгагенским критериям, и, согласно предположениям экспертов, её вступление может произойти до 2014 года.

В случае Восточной Европы Хизер Грейб, представитель Центра европейских реформ, сказала: «Беларусь  слишком авторитарна, Молдова слишком  бедна, Украина слишком велика, а  Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время». Тем не менее, все страны Восточного партнёрства в той или иной степени проявили интерес к вступлению в ЕС в долгосрочной перспективе.

В настоящее время на повестке дня Евросоюза — принятие Турции, Западных Балкан и Исландии. Турция имеет долгую историю евроинтеграции, и переговоры по вступлению могут  занять ещё много лет. Страны Западных Балкан Евросоюз поручился принять  после произошедших в них гражданских  войн, и в данный момент одна страна уже вступила в ЕС, три являются кандидатами, две подали заявление, остальные заключили договоры ассоциации, предшествующие вступлению. Исландия недавно подала заявление на вступление, и, если сложные переговоры по рыболовству  будут преодолены, ожидается быстрое  принятие страны благодаря участию  страны в договоре о Европейской  экономической зоне.

Исландия подала заявку на членство в союзе вследствие экономического спада. Данный шаг идёт вразрез с  традиционным скептицизмом Исландии по поводу присоединения к ЕС, и исход  референдума зависит в большой  степени от того, сможет ли правительство  убедить своих граждан в необходимости  присоединения. До этого отношения  с ЕС определялись её членством в  Европейской экономической зоне, предоставляющим доступ к общему рынку ЕС, и Шенгенским соглашением. Как результат, Исландское право  уже включает значительную часть  торгового права ЕС и ожидается, что переговоры о присоединении  завершатся быстро (однако, исследование, проведённое в 2005-м году секретариатом  ЕАСТ, показало, что точный процент  включения законодательства ЕС составляет лишь 6,5 %).Как и в Норвегии, основной аргумент Исландии против членства в союзе — страх потерять контроль над своими рыбными ресурсами. Однако, финансовый кризис 2008 года заставил правящую партию, Партию независимости, пересмотреть свои позиции и согласиться начать переговоры после проведения общенационального референдума (в дополнение к референдуму по вопросу о присоединении). При этом премьер-министр страны Йоханна Сигурдардоттир и меньшая, не входящая в правящую коалицию, Прогрессивная партия поддержали лишь заключительный референдум. Вопрос о переговорах был поставлен на голосование в парламенте Исландии в июле 2009 года и утвержден (без проведения референдума о начале переговоров) с небольшим перевесом 16 июля 2009 года. Заявка шведскому председательству в совете ЕС, датированная тем же днём, была принята к рассмотрению в совете 27 июля. 8 сентября Еврокомиссия послала Исландии список из 2500 вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, ответы на которые были присланы 22 октября 2009 года. 9 ноября был выбран главный представитель для предстоящих переговоров, Стефан Хаукур Йоханессон, посол Исландии в Бельгии. В феврале 2010-го европейский комиссар по вопросам расширения рекомендовал Совету ЕС начать переговоры с Исландией, после чего 17 июня 2010 стране был присвоен статус кандидата, а 27 июля — начаты переговоры.

Информация о работе Экономика стран ЕС