Экономика стран ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления Европейского Союза, рассмотреть экономическую интеграцию Европейского Союза, некоторые варианты европейской социально-экономической модели, а также современные экономические проблемы Европейского Союза.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1 История становления Европейского Союза…………………..5
2 Некоторые варианты европейской социально-экономической модели…………………………………………..……18
2.1 Германская модель……………………………………………………..18
2.2 Французская модель……………………………………………………19
2.3 Скандинавская модель ………………………………………………...21
2.4 Британская модель …………………………………………………….22
3 Процесс экономической интеграции в европе на современном этапе………………………………………………………24
3.1 Особенности экономического развития ЕС………………………………..25
3.2 Темпы, факторы и условия роста экономики ЕС………………………….26
3.3 Уровень экономического развития ЕС…………………………………......29
3.4 Структурные сдвиги в экономике ЕС………………………………….…...30
3.5 Формирование хозяйственного механизма………………………………...31
3.6 ЕС в движении прямых капиталовложений…………………………..……33
3.6.1 Экономическая помощь………………………………………….…..34
3.6.2 Внешнеторговые связи………………………………………………35
3.6.3 Валютно-финансовые отношения с развивающимися странами и со странами Восточной Европы……………………………………………………37
3.6.4 Внешнеторговый баланс…………………………………………......39
4. Современные проблемы европейского союза……………...41
Заключение …………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Экономика стран ЕС.docx

— 89.25 Кб (Скачать документ)

Македония стала соискателем  членства в Союзе 22 марта 2004 года. 9 ноября 2005 Европейская комиссия рекомендовала  страну к статусу кандидата. 17 декабря  лидеры стран ЕС, следуя рекомендации, официально присвоили стране запрашиваемый  статус, но дата начала переговоров  по вступлению пока не была объявлена. Охридское соглашение поддерживает мир и порядок в обстановке этнической напряжённости с присутствующем на западе страны албанским меньшинством, добившимся значительной автономии. В  отличие от Сербии суверенитет сохраняется  на всей территории. Премьер-министр  Никола Груевский предположил, что  страна может присоединиться в 2012-м или 2013-м. Тем не менее, подтверждения датам со стороны ЕС нет. 17 декабря 2005 года Европейский совет одобрил и поприветствовал достижения в реформировании страны и осуществлении договоров (Копенгагенские критерии, Соглашение о стабилизации и ассоциации, Охридское соглашение). Между республикой и её южным соседом и членом ЕС Грецией продолжается спор по поводу наименования страны. Греция отвергает имя «Македония», потому что по её мнению оно подразумевает территориальные претензии на северную область Греции, Македонию. По этой причине ЕС использует для упоминания страны временный термин «Бывшая Югославская Республика Македония». Поскольку Греция неоднократно подтвердила, что использует право заблокировать вступление без предварительного соглашения, решение спора стало одним из предусловий для вступления в Союз. Кроме того ставит под сомнение кандидатуру страны опасения по поводу сложностей в достижении европейских стандартов в нормах права и экономики, а также насилие и беспорядки во время парламентских выборов 2008 года.

В последние годы вопрос Турции в отношении ЕС стал темой  большой важности и значительной неоднозначности. Турция — один из основателей Совета Европы с 1949 года и, благодаря подписанному 12 сентября 1963 года Соглашению об ассоциации между  ЕЭС и Турцией, является «ассоциированным членом» Европейского союза и  его предшественников с 1964-го. Страна формально подала заявление на вступление 14 апреля 1987, но понадобилось 12 лет, чтобы  получить статус кандидата на саммите  Хельсинки 1999-го года. После саммита  в Брюсселе 17 декабря 2004 (в след за крупным расширением 2004-го года) Европейский  совет объявил официальной датой  начала переговоров по вступлению Турции 3 октября 2005. Процесс проверки законодательства начался 20 октября 2005 и завершился 18 октября 2006. По классификации ЦРУ  Турция является развитой страной с  седьмой по размеру экономикой в  Совете Европы и пятнадцатой в мире, входит в таможенный союз с ЕС с момента вступления в силу соглашения о Таможенном союзе между Турцией и ЕС в 1996. Турция — один из членов-основателей ОЭСР (1961), ОБСЕ (1971), а также ассоциативный член Западноевропейского союза с 1992-го года. Помимо этого Турция — член-основатель Большой индустриальной двадцатки (1999), которая имеет тесные связи с Евросоюзом. Страна также входит в состав региональной группы ООН «Западная Европа и другие государства». Сторонники вступления страны в ЕС утверждают, что являясь ключевой силой в регионе и имея крупную экономику и вторые по величине в НАТО вооружённые силы, Турция усилит позицию ЕС в роли глобального геостратегического игрока. Учитывая географическое положение Турции, её экономические, политические, культурные и исторические связи в регионах, богатыми полезными ресурсами, это непосредственно в геополитической сфере влияния Евросоюза: Восточное Средиземное и Черноморское побережья, Средний Восток, Каспийское море и Центральная Азия. По словам Карла Бильдта, министра иностранных дел Швеции, «(Вступление Турции) даст ЕС решающую роль для стабилизации восточной части Средиземноморья и Чёрного моря, что несомненно в стратегических интересах Европы». Великобритания — одна из ключевых стран, поддерживающих вступление Турции. В мае 2008-го, королева Елизавета II во время визита в Турцию сообщила, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время». Помимо этого сторонники вступления утверждают, что Турция выполнила большинство условий для вступления. Некоторые также настаивают, что ЕС больше не может отказывать Турции, так как она находится в статусе кандидата уже больше сорока лет и добилась большого прогресса в защите прав человека для того, чтобы удовлетворить условия вступления. Тем не менее в Евросоюзе также существует оппозиция вступлению Турции, в частности поддерживаемая президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Противники вступления утверждают, что с законодательством, подобному потенциально репрессивной 301-й статье Уголовного кодекса Турции (статья, запрещающая «оскорбление турецкой идентичности», реформированная 30 апреля 2008 года), и значительной ролью армии в политике Турции, осуществляемой через Совет национальной безопасности Турции (эта структура была также реформирована 23 июля 2003 года в соответствии с требованиями ЕС), Турция не соблюдает ключевых принципов, ожидаемых от либеральной демократии, таких как, например, свобода слова. Помимо этого, значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединению к ЕС семидесятимиллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населённой страной Европы к 2020-му году, обогнав Германию. Валери Жискар д’Эстен выступил против вступления опасаясь, что членство Турции может затронуть дальнейшие планы расширения, в особенности, увеличив число желающих вступить стран. По его мнению, вслед за Турцией в Союз могут попроситься страны Ближнего Востока и Северной Африки, и, в первую очередь, Марокко. Марокко уже было отказано в членстве на основании географического положения, и Турция, в отличие от Марокко, располагает территорией в Европе. В январе 2007-го Николя Саркози, будучи кандидатом в президенты, сообщил, что «у Европы есть определенные границы, и далеко не все страны могут стать ее полноправными членами, это касается и Турции, которой нет места в Евросоюзе; безграничное расширение ЕС может привести к разрушению европейского политического союза». Кроме того, некоторые возражают вступлению страны, являющейся в большой степени мусульманской. В 2004-м году будущий Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй заявил: «Турция — не часть Европы и никогда не станет ее частью. Расширение ЕС за счет Турции не может быть приравнено к любым расширениям, имевшим место в прошлом. Универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства — такого, как Турция». Лишь малая часть территории Турции находится в Европе, как её общепринято географически определять. Также в Европе расположена большая часть крупнейшего города страны, Стамбула. Член ЕС Кипр располагается к югу от Анатолии и является частью континентального шельфа полуострова, таким образом географически находясь в Азии. Ещё одной проблемой является греко-турецкий конфликт. Евросоюз и большинство стран мира считают северную треть Кипра частью Республики Кипр. Однако de facto эта часть острова контролируется правительством Северного Кипра, признанным Турцией. Турция, в свою очередь, не признаёт правительство Республики Кипр, затягивая решение конфликта, предлагаемое ООН, а также содержит на территории Северного Кипра 40 000 турецких военнослужащих. Инициированный ООН план Аннана по объединению острова был поддержан ЕС и Турцией. Проведённые в апреле 2004-го референдумы дали противоположные результаты по частям острова: будучи поддержанным турками-киприотами план был отвергнут киприотами-греками.

Хорватия подала заявление  на членство ЕС в 2003 году, и Европейская  комиссия рекомендовала государство  к статусу официального кандидата  в начале 2004. Статус кандидата был  присвоен Европейским советом в  середине 2004, и дата начала переговоров, изначально назначенная на начало 2005 года, была отодвинута до октября того же года. Следуемый за началом переговоров 3 октября 2005 процесс проверки 33 разделов законодательства был завершён 18 октября 2006. Переговоры были задержаны на 10 месяцев из-за пограничного спора  со Словенией, но в сентябре 2009 представители  Словении сообщили, что готовы снять  свои возражения против вступления Хорватии, договорившись решить конфликт при  помощи международных посредников. С момента распада Югославии  Хорватия добилась наилучших после  Словении результатов в восстановлении страны и надеется стать второй бывшей югославской республикой, вступившей в Союз. В стране стабильная рыночная экономика, а также статистические показатели (например, ВВП на душу населения) выше показателей Болгарии и Румынии, которые присоединились в 2007 году. Перед началом переговоров с Хорватией acquis был разделён на 35 разделов вместо обычных 31. Предполагается, что новые разделы, до этого входящие в раздел об аграрной политике, могут вызвать трудности, как это было с другими странами. В конце 2005 власти ЕС прогнозировали, что Хорватия вступит в Союз между 2010 и 2012 годами. На февраль 2010-го страна рассчитывала завершить переговоры в 2010 году и вступить в 2012-м. Договор о вступлении Хорватии, в том числе и некоторые изменения в Договоры ЕС, как ожидается, будут подписаны в 2012 году. Процесс ратификации парламентами всех 27 государств-членов ЕС, как ожидается, займет около двух лет, если не возникнет споров. Таким образом, вступление в силу и присоединение Хорватии к ЕС, как ожидается, произойдёт к 2013-2014 гг.

В ходе референдума о независимости 21 мая 2006 года большинство голосов  было отдано за выход из Союза Сербии и Черногории. После провозглашения независимости Черногория официально подала заявку на членство в Европейском  союзе 15 декабря 2008 года.[4] Однако, новопровозглашённое  государство продолжает испытывать проблемы в сферах экологии, законодательства и борьбы с преступностью, которые могу замедлить или усложнить достижение цели. Черногория без договорённости с ЕС использует евро с момента его выхода в 2002-м, ранее используя немецкую марку. Переговоры о Соглашении о стабилизации и ассоциации начались в сентябре 2006-го. ССА было подписано 15 октября 2007 года и вступило в силу 1 мая 2010-го после того, как все 27 стран ЕС его ратифицировали. Список вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, был послан Европейской комиссией правительству Черногории 22 июля 2009 года; ответ получен 9 декабря 2009 года. Еврокомиссия рекомендовала Совету министров присвоить стране статус кандидата 9 ноября 2010-го, после чего 17 декабря 2010-го Черногория стала официальным кандидатом на вступление в ЕС. Большинство жителей страны выступают за присоединение к Евросоюзу: согласно опросам 76,2 % населения за вступление и лишь 9,8% — против.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Некоторые варианты европейской социально-экономической модели.

 

2.1 Германская модель.

 

В ФРГ после Второй мировой войны реализована модель социального рыночного хозяйства – системы, понимаемой как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. Первостепенное значение в этом хозяйственном порядке имеет свободный рынок, обеспечивающий высокую экономическую эффективность, а вторичная – социальная справедливость, осуществляемая через механизм государственной перераспределительной политики.

Среди важнейших особенностей германской модели выделяются следующие:

- традиционно высокая  роль государства в экономике;

- поддержка свободы предпринимательства,  зародившаяся в начале ХIХ века;

- целенаправленная политика  содействия конкуренции;

- значительное влияние  различных союзов (корпораций);

- развивающееся со времени  реформ Бисмарка «социальное  государство».

Социальное рыночное хозяйство  Германии не является застывшей системой, а постоянно эволюционирует, приспосабливается  к изменяющимся условиям. Оно пережило и две серьезные модификации  – попытку внедрить «глобальное  моделирование» в конце 60 – начале 70-х гг. и частичный переход  к политике стимулирования предложения  и монетаризму в 80-е гг. Эти  сдвиги отражали не только возникновение  новых условий, но и устаревание, и частичную утрату дееспособности самой модели. Серьезное воздействие на нее оказало объединение Германии в 1990 г. Проблема социально-экономического подъема новых федеральных земель сохраняется до сих пор. Радикальная модернизация экономики была сопряжена с деиндустрализацией и высокой безработицей.

Оздоровление системы  государственных финансов нацелено не только на снижение дефицита госбюджета, превышавшего в 2002-2005 гг.установленный  маастрихтскими  соглашениями потолок в 3% ВВП, но и на уменьшение доли ВВП, перераспределяемой государством через бюджет и социальные фонды. Экономика Германии утрачивает конкурентные преимущества, отличается низкими темпами роста и не может адекватно отвечать на вызовы глобализации. Кроме того, высокие издержки на труд, весьма жесткая регламентация отдельных видов предпринимательской деятельности со стороны государства, неразвитость финансовых рынков, а также отпугивающий инвесторов порядок участия работников в кооперативном управлении и сила профсоюзов не заинтересовывают предпринимателей создавать новые рабочие места и сохранять старые в стране. В результате уже несколько лет уровень безработицы близок к 9%. Германская предпринимательская среда характеризуется столкновением мощного предпринимательского духа и строгой системой правил и ответственности. Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США и Великобритании. Причиной тому – специфическая «банкоцентрическая» модель финансирования предприятий: основной источник внешних капиталов – банковские кредиты.

 

2.2 Французская модель

 

На формирование французской  модели огромное влияние оказали  итоги Второй мировой войны. Элита страны в первые десятилетия после Второй мировой войны разработала новую концепцию развития Франции и с помощью разнообразных мер добивалась ее осуществления. Речь шла об укреплении международного экономического и политического влияния Франции. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других стран, прежде всего США, необходимо было в первую очередь резко усилить и модернизировать экономический потенциал страны, а на этой основе – и политический вес, изменить характер французской экономики. Эта нацеленность на экономическое и политическое возрождение страны стало одной из наиболее важных особенностей социально-экономической модели Франции после войны.

Реализовать эту задачу, было решено, с помощью государства, в том числе через разнообразные формы сращивания государственных и частных структур в экономике. В результате Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трех программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. ХХв. И в первые годы ХХI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20% ВВП Франции. Другой способ – это усиление государственного регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились до 50%. Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели.

Но в современных условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между  государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность, сокращается использование административных методов воздействия на экономику, в частности, государственного предпринимательства, что было особенно характерно для Франции в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны.

Другой характерной чертой можно считать высокую степень  «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими  крупными странами сопоставим, лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США. Еще одной чертой французской социально-экономической модели является отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. 

2.3 Скандинавская модель.

 

Само понятие «скандинавская модель» не имеет исчерпывающего определения. В качестве ее особенностей часто выделяют либо экономическую  или социальную политику, а наиболее ярким воплощением этой модели считают, прежде всего, Швецию.

Основные черты скандинавской  модели начали складываться в 1930-е гг. и окончательно оформились вначале 1950-х гг. и заключаются в следующем:

- гармоничное распределение  национального дохода между гражданами через налоговую систему и государственный бюджет;

- поддержание взаимопонимания  и согласия между трудом и  капиталом;

- поддержание баланса  власти путем сосредоточения  политической власти в руках  социал-демократов, а экономический – в руках буржуазии;

- развитие государственного  сектора при преобладании частного;

- реальное уравнивание  в экономических и социальных  правах.

В развитии скандинавской  модели выделяют три этапа развития. Первый – довоенные 1930-е гг., второй – послевоенные годы вплоть до середины 1970-х гг., третий – последующие  десятилетия. Однако с начала 1990-х  гг. заговорили о возможном четвертом  этапе развития, когда скандинавская модель стала меняться под воздействием модели социально-экономического развития в рамках ЕС.

Скандинавская модель –  это развитая рыночная экономика  со зрелой социальной инфраструктурой. Основной особенностью этой модели является предельная социализация, которая возможна в условиях рыночной экономики. Доля частного сектора в экономике составляет 85%, а на долю государства соответственно приходится около 15%. Государство в такой системе не столько производит ВВП, сколько перераспределяет через налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе. Оно также осуществляет весьма строгий контроль над деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

Другой важной экономической  функцией государства является разработка долговременной стратегии развития экономики: выработка приоритетов  развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия.

Финансовой основой скандинавской  модели является государственный бюджет, который предполагает достаточно высокий  уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий уровень налогов, однако не столько для фирм, сколько для богатых физических лиц. Максимальный кооперативный налог установлен в размере 28%, а предельная ставка подоходного налога составляет 58%. В Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 51 – 63%.

 

2.4 Британская модель

 

Особенности экономического развития Великобритании формировались  под воздействием двух крупных групп  факторов – владение самой крупной колониальной империей и активное развитие институциональной среды. Британская модель имеет много общих черт с американской моделью.

Информация о работе Экономика стран ЕС