Экономика стран ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления Европейского Союза, рассмотреть экономическую интеграцию Европейского Союза, некоторые варианты европейской социально-экономической модели, а также современные экономические проблемы Европейского Союза.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1 История становления Европейского Союза…………………..5
2 Некоторые варианты европейской социально-экономической модели…………………………………………..……18
2.1 Германская модель……………………………………………………..18
2.2 Французская модель……………………………………………………19
2.3 Скандинавская модель ………………………………………………...21
2.4 Британская модель …………………………………………………….22
3 Процесс экономической интеграции в европе на современном этапе………………………………………………………24
3.1 Особенности экономического развития ЕС………………………………..25
3.2 Темпы, факторы и условия роста экономики ЕС………………………….26
3.3 Уровень экономического развития ЕС…………………………………......29
3.4 Структурные сдвиги в экономике ЕС………………………………….…...30
3.5 Формирование хозяйственного механизма………………………………...31
3.6 ЕС в движении прямых капиталовложений…………………………..……33
3.6.1 Экономическая помощь………………………………………….…..34
3.6.2 Внешнеторговые связи………………………………………………35
3.6.3 Валютно-финансовые отношения с развивающимися странами и со странами Восточной Европы……………………………………………………37
3.6.4 Внешнеторговый баланс…………………………………………......39
4. Современные проблемы европейского союза……………...41
Заключение …………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Экономика стран ЕС.docx

— 89.25 Кб (Скачать документ)

Сдвиги в экономике  стран ЕС произошли в одном  направлении: сокращение ВВП удельного  веса отраслей материального производства и увеличение доли услуг. Именно этот сектор в настоящее время определяет рост национального производства и  динамику инвестиций. На него приходится 1/3 экономически активного населения. Это увеличивает значение ЕС как финансового центра ,центра оказания другого рода услуг.

 

    1. Формирование хозяйственного механизма.

 

Формирование хозяйственного механизма проявляется в создании единых условий функционирования различных секторов национальных хозяйств, что обеспечивается созданием единого внутреннего рынка (ЕВР.). Создание ЕВР означает формирование однородного пространства с равными условиями конкуренции, что должно усилить стремление европейских компаний к снижению издержек производства за счет экономии на масштабах производства. С 1993 г. отменен таможенный кодекс во внутренних обменах товарами, отменены барьеры на перемещение капиталов и формально создан единый рынок финансовых услуг, в основу которого положены принципы взаимного признания национальных законодательств и унификация основных нормативов банковского надзора. Проведена гармонизация национальных законодательств о компаниях. При этом за странами сохраняется свобода в выборе форм и методов деятельности компаний.

Сельскохозяйственная политика занимает особое место в экономической  интеграции в Западной Европе. В  основе механизма аграрной интеграции лежат несколько базовых элементов: единые цены на основные сельскохозяйственные продукты; свобода внутрисоюзной  торговли; взаимные преференции членов ЕС; единое финансирование отрасли; общие правила внешней торговли и таможенный барьер против третьих стран. Искусственное вытеснение внешних конкурентов и высокие внутренние цены стимулировали значительный рост производства ряда продуктов и образования излишков.

 Серьезной попыткой приостановить отставание западноевропейских стран в области науки и техники являлась программа «Эврика», осуществляемая с 1985 г. Программа охватывает новейшие технологии, прежде всего в микроэлектронике, информатике, в создании средств автоматизации и лазерной техники, биотехнологии и производстве новых материалов.

С конца 1990-х годов предпринимаются  шаги по созданию экономического союза, составной частью которого является валютный союз. Экономический союз представляет собой объединение  государств, имеющих единый рынок, единую денежную единицу и органы, отвечающие за формирование и осуществление экономической политики. В 2001 г. 13 стран ЕС ввели единую денежную единицу – евро, в качестве единого расчетного и платежного средства. Учреждена европейская система центральных банков во главе с Европейским центральным банком. Одним из критериев перехода к экономическому союзу является то, что бюджетный дефицит в каждой стране не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг – 60% ВВП.

Интеграционные процессы на уровне ЕС свидетельствуют об усилении центростремительных тенденций. Однако, несмотря на значительные усилия в этом направлении, объединение в значительной мере остается конгломератом национальных хозяйств с собственными национальными интересами и разными уровнями регулирования. Евросоюз еще не стал в полной мере самостоятельным экономическим и политическим центром. Между странами существуют большие различия в норме прибыли, что свидетельствует о значительных различиях в функционировании национальных рынков. Капитал не может быстро переливаться из страны в страну. Расширение ЕС на Восток привело к созданию двух-трехскоростного союза, оно приводит к его фрагментации, способствует усиление черт зоны свободной торговли. Стоявшие перед ЕС проблемы уравновешивания общесоюзных и национальных целей еще больше обострились.

 

    1. ЕС в движении прямых капиталовложений.

 

Ведущей формой внешнеэкономических  связей выступает движение капитала. Европейские компании по масштабам  экспорта капитала превосходят американские. Произошли изменения в составе  основных экспортеров капитала из ЕС. Усилили активность компании Германии, роль бывших колоний Британии: Нидерландов, Бельгии и Франции – понизилась. Активизация экспорта капитала привела  к существенному возрастанию  степени интеграции стран ЕС в  мировом хозяйстве.

Активность международных  компаний стран ЕС проявляется прежде всего на североамериканском рынке. Еще в середине 1980-х годов совокупный объем западноевропейских прямых инвестиций в США превысил американский в Евросоюзе. В США им принадлежит свыше 2/3 иностранных капиталовложений, свыше 1/4– в Японии. В общем экспорте предпринимательского капитала стран ЕС доля развивающихся государств упала с 50% в 1960-х годах до 28% в 1980-е и до 20% в 1990-е годы. Европейские компании недостаточно внимания уделяли экспорту капитала в быстроразвивающихся странах Азии. В результате Евросоюз отстал по общему объему прямых капиталовложений в Азии и странах Тихоокеанского региона от США на 1/3 и на 1/6 часть от Японии.

Страны ЕС выступают достаточно привлекательным объектом приложения иностранных прямых инвестиций, прежде всего американских и японских. В  общем объеме ИПК на долю американских компаний приходится около 60%. Большая  часть их сосредоточена в обрабатывающей промышленности – 44%, причем 17% – в  машиностроении, среди них 2,3% – в  электротехнической и электронной  промышленности. Инвестиции европейских  компаний в промышленности США сосредоточены  в основном в химии, а в машиностроение инвестировано всего 6,3% капиталовложений. Японский капитал идет главным образом в финансовые услуги, торговлю и лишь 15% направляется в обрабатывающую промышленность. Основными центрами притяжения иностранных капиталовложений в ЕС являются Британия (почти 1/3), далее идут Франция (20%), Бельгия (14%). ЕС выступает чистым импортером капитала. Приток ИПК составляет около 3% объема валовых инвестиций в основной капитал стран ЕС. Примерно половина притока ИПК обеспечивается из источников принимающих стран. В ряде малых стран компании, контролируемые иностранцами из третьих стран, производят свыше 1/3 продукции обрабатывающей промышленности.

 

      1. Экономическая помощь.

 

Евросоюз выступает одним  из крупнейших доноров международной  помощи развитию – 10% мирового объема, а вместе с двусторонней помощью  стран-членов 55%. Страны ЕС выделяют на помощь развивающимся странам 0,32 – 0,44% их совокупного ВВП. Это значительно выше аналогичного показателя для США (0,29 – 0,44%) и Японии (0,29 – 0,31%). ЕС и его члены играют самостоятельную и взаимодополняющую роли в финансовой помощи. Каждая страна предоставляет ее на двусторонней основе, а ЕС – на многосторонней. Помощь непосредственно от ЕС составляет 20% всего объема, предоставляемого странами-членами. Она направляется по трем каналам: через бюджет Сообщества (45%), через Европейский фонд инвестиций (35 – 40%) и в виде кредитов.

 

      1. Внешнеторговые связи.

 

Политика в области  экспорта капитала оказывает непосредственное влияние на характер торговых связей. Во внешней торговле ЕС велика роль иностранных ТНК. На иностранные, главным образом американские, компании приходится в отдельных отраслях до 30% экспорта готовых изделий. В 2000-е годы экспорт развивался умеренными темпами – 3,5% в год против 6,7% в 1990-е годы.

Евросоюз выступает ведущим  экспортером продукции машиностроения, химической промышленности. На него приходится 20 – 23% мирового экспорта этих групп  товаров. Однако в последние годы проявились опасные симптомы ослабления позиций в экспорте ряда наиболее прогрессивных и перспективных  изделий. ЕС занимает второе место в мире после США по экспорту сельскохозяйственной продукции (13% объема мирового экспорта), доля экспорта зерновых достигает 8%. Произошло сужение экспортной специализации региона в обрабатывающей промышленности. В группу высокоспециализированных отраслей (коэффициент экспортной специализации свыше 1,3) входят только производство текстильного, кожевенного и пищевого оборудования. К группе отраслей с недостаточно выраженной экспортной специализацией (коэффициент ниже 0,9) относятся производства наукоемких товаров: конторского оборудования и ЭВМ, телекоммуникационного оборудования и средств связи, электронного оборудования.

Относительное ослабление ЕС в международном разделении труда  связано с отстаиванием в наукоемкости товаров, в ценовой конкуренции. Стоимость труда в Европе выше, чем в США, Японии, и значительно выше, чем в странах Юго-Восточной Азии. Страны Евросоюза отстают в уровне производительности труда от США в целом и от Японии в обрабатывающей промышленности. Наиболее конкурентоспособное – экспортное производство ФРГ. На нее приходится примерно 25% экспорта Союза. Второе место во внешней торговле принадлежит Франции. Она занимает ведущие позиции по размерам сельскохозяйственного экспорта, уступая на мировом рынке только США.

Значительна роль Евросоюза  в мировой импортной торговле, которая осуществляется на протекционистской основе. По оценкам, внешний протекционизм обходится ему примерно в 7% ВВП. ЕС выступает крупнейшим импортером машин и оборудования, крупным импортером ряда сельскохозяйственных товаров, в частности кукурузы, соя-бобов, основным поставщиком которых является США. Важное место в импорте занимают минеральное сырье и неметаллические полуфабрикаты. Несмотря на производство отдельных видов минерального сырья (природный газ, нефть, бокситы), Евросоюз за счет собственных ресурсов может удовлетворить потребности лишь по немногим из основных видов. Он ввозит свыше 2/5 энергетического и около ¾ других видов сырья. В целом обеспеченность сырьем Евросоюза из собственных месторождений снижается, одновременно возрастает зависимость от привозного минерального сырья. Немаловажную роль в этом процессе играет политика европейских ТНК, предпочитающих разрабатывать более богатые месторождения в других регионах для повышения эффективности производства. Отмеченные процессы оказывают влияние на географическое направление внешнеторговых связей. Около 2/5 торгового оборота ЕС приходится на развитые страны.

Основным торговым партнером  Евросоюза являются США – свыше 20% всего торгового оборота. В  последнее десятилетие торговые связи с США усилились, увеличивается  доля Японии, но ее значение пока еще невелико. Между странами время от времени проявляются острые противоречия. В частности, между ЕС и США – по поводу субсидирования ЕС сельскохозяйственной продукции, ограничений США на импорт ряда продуктов из ЕС. Предпринимаемые с двух сторон меры не позволяют противоречиям выйти из-под контроля. Между ЕС и США сложилась довольно развитая система отношений, включающая консультации два раза в год между президентом США, председателем Совета ЕС и председателем Европейской комиссии, между госсекретарем США и министрами иностранных дел, консультации на других уровнях.

Политика Евросоюза в  отношении Японии направлена на достижение большей открытости японского рынка.

 

      1. Валютно-финансовые отношения с развивающимися странами и со странами Восточной Европы.

 

Европейский Союз, объединяющий в своем составе бывшие метрополии обширных колониальных владений, уделяет особое внимание отношениям с бывшими колониальниальными странами. В феврале 1975 г. в Ломе (столица Того) была заключена Конвенция между ЕС и государствами Африки, бассейна Карибского моря и Тихоокеанского региона (страны АКТ), согласно которой были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на большинство товаров из этих стран. ЕС на каждый пятилетний срок выделяет странам АКТ финансовую и техническую помощь. Была предпринята попытка найти форму стабилизации некоторых товарных рынков: учреждена система по гарантированию доходов развивающихся стран от экспорта основных сырьевых товаров (система «Стабекс»); система защиты и поощрения горнодобывающей промышленности (система «Сисмин»), которая представляла собой своеобразную систему страхования. Решение уругвайского раунда переговоров в 1999 г. привели к пересмотру ранее сложившейся системы сотрудничества со странами АКТ и переходу к принципу взаимности, на условии зон свободной торговли.

Следующее место по степени  развития отношений занимают страны Срединоземноморья. В 1970-е годы на основе единого подхода были заключены  соглашения широкого характера с  Израилем, Марокко, Тунисом, Алжиром, Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном. Эти  соглашения включали положения о  зоне свободной торговли, о преференциальном режиме торговли для сельскохозяйственной продукции, о промышленном и техническом  сотрудничестве и финансовой помощи. В последующие годы произошло расширение регионального сотрудничества ЕС, распространившегося на Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. С 2000 г. начала действовать зона свободной торговли товарами обрабатывающей промышленности ЕС – Мексика.

На долю развивающихся  стран приходится 48% импорта ЕС, в  том числе из них ввозится свыше 60% сельскохозяйственной продукции, около 70% текстильных изделий. Крупнейшим торговым партнером среди периферийных стран выступает КНР, на нее приходится свыше 8% товарооборота.

Европейские компании стремятся  полнее использовать расширяющую емкость  рынков в развивающихся странах для форсирования экспорта товаров. Удельный вес развивающихся стран в экспорте ЕС составляет около половины. Возросла доля стран Азии, Латинской Америки, тогда как доля развивающихся стран Африки снизилась. Страны ОПЕК являются крупнейшими рынками сбыта. Импорт из развивающихся стран покрывает не более 4 – 5% товарного потребления в ЕС. Самую высокую долю в потреблении составляют импорт одежды – 18% и импорт минерального сырья – примерно 30%. В составе импорта повысилась доля обработанных товаров почти до 40%.

Страны Евросоюза поддерживают разносторонние экономические отношения  со странами СНГ. Доля последних в экспорте ЕС – менее 10%. Стратегия ЕС в отношении стран Восточной Европы направлена на их включение в международную экономическую систему западных стран, содействие в проведении капиталистических преобразований, образовании «круга друзей». Европейская комиссия руководит осуществлением программы ТАСИС, рассчитанной для СНГ. Евросоюз также координирует оказание финансового и технического содействия странам Восточной Европы со стороны государств ОСЭР.

Среди стран СНГ крупнейшим экспортным рынком является Российская Федерация. На нее приходится 3 – 4% внешнего импорта и 3 – 3,5% внешнего экспорта ЕС. Основная доля дефицита приходится на нефть и нефтепродукты, цветные  металлы и сталь. Большая часть  активного сальдо падает на различные  виды оборудования, транспортные средства, мясо и напитки. В ЕС существует благоприятный  торговый режим для российских товаров: средний уровень таможенного  обложения составляет 1,5%, до 80% товаров  вообще не облагается пошлинами, количественные ограничения действуют только в  отношении нескольких видов стальной продукции. Основные торговые партнеры РФ в ЕС – Германия, Нидерланды и  Франция. Страны Евросоюза выступают  крупнейшими экспортерами капитала в РФ. На их долю приходится свыше  половины иностранных инвестиций, в  том числе большая часть прямых капиталовложений.

Информация о работе Экономика стран ЕС