Экономика стран ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления Европейского Союза, рассмотреть экономическую интеграцию Европейского Союза, некоторые варианты европейской социально-экономической модели, а также современные экономические проблемы Европейского Союза.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1 История становления Европейского Союза…………………..5
2 Некоторые варианты европейской социально-экономической модели…………………………………………..……18
2.1 Германская модель……………………………………………………..18
2.2 Французская модель……………………………………………………19
2.3 Скандинавская модель ………………………………………………...21
2.4 Британская модель …………………………………………………….22
3 Процесс экономической интеграции в европе на современном этапе………………………………………………………24
3.1 Особенности экономического развития ЕС………………………………..25
3.2 Темпы, факторы и условия роста экономики ЕС………………………….26
3.3 Уровень экономического развития ЕС…………………………………......29
3.4 Структурные сдвиги в экономике ЕС………………………………….…...30
3.5 Формирование хозяйственного механизма………………………………...31
3.6 ЕС в движении прямых капиталовложений…………………………..……33
3.6.1 Экономическая помощь………………………………………….…..34
3.6.2 Внешнеторговые связи………………………………………………35
3.6.3 Валютно-финансовые отношения с развивающимися странами и со странами Восточной Европы……………………………………………………37
3.6.4 Внешнеторговый баланс…………………………………………......39
4. Современные проблемы европейского союза……………...41
Заключение …………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Экономика стран ЕС.docx

— 89.25 Кб (Скачать документ)

Для англо-американской модели характерна ориентация на фондовый рынок  в отличие от европейской практики, где основным источником финансирования являются кредиты банков и других финансовых учреждений. Поэтому Великобритания лидирует с существенным отрывом от других стран по масштабам капитализации. Так же для ней характерна большая распыленность акционерного капитала, для континентальной – концентрация собственников. В британских компаниях высший эшелон управления сходен с компаниями США и характеризуется одноуровневой структурой – советом директоров, между членами которых разделены функции принятия решений и контроля. Важнейшее различие между англо-саксонской и континентальной моделями в том, что в первой меньше роль государства и больше значение частного сектора в регулировании экономических процессов.  Через бюджет распределяется меньшая доля ВВП, чем на континенте. Менее жесткий рынок труда ведет к более низкой безработице и издержкам на рабочую силу относительно континентальных показателей. Британские экономические реформы 1980-х гг. существенно увеличили дерегулирование экономики, улучшили монетарную и финансовую дисциплину. Государственный патернализм был заменен курсом на создание среды, благоприятствующей развитию предпринимательства. Идея «государства благосостояния» уступила место мерам по подъему социального статуса личности. Идеология партнерства предусматривает совместные действия государства и бизнеса в области выработки политики, в сфере услуг, здравоохранении, образовании, экологии, НИОКР. Высокое качество экономической инфраструктуры, и прежде всего государственного управления, создает базу для роста конкурентоспособности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Процесс экономической интеграции в европе на современном этапе.

 

Европейский союз занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 30% ВМП (22% по покупательской способности валюты) и 7,3% населения мира. Значительно  превосходя США по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП  и в производстве на душу населения (66%).

ЕС не представляет собой  «сверхдержаву» в экономическом  и политическом отношении, а является квазифедерацией национальных государств. Он включает 27 стран, которые различаются  размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическими и научно-техническими потенциалами.

Образование в 1957 г. Общего рынка  положило начало формированию в Западной Европе регионального экономического комплекса со свободным движением  товаров, услуг, капитала и рабочей  силы. С 1993г. отношения между странами ЕС основываются на договоре о Европейском  Союзе (Маастрихтский договор), в  соответствии с которым учреждается  политический союз, означающий проведение общей внешней политики, политики в области безопасности, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, сотрудничество в социальной сфере. Этот договор ввел единое гражданство. В составе 12 стран создан валютный союз – еврозона.

Замена традиционных двусторонних отношений многонациональными находится  на начальном этапе развития. Тем  не менее увеличивающаяся интеграция производства, сложившийся механизм экономического сотрудничества обеспечивают Европейскому Союзу важную роль в мировой экономике и политике в качестве хозяйствующего субъекта.

 

    1. Особенности экономического развития ЕС.

В Евросоюз входят страны с  рыночной экономикой. Они характеризуются  достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВНД на душу населения от 1-го до 75-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабом экономической деятельности страны Союза делятся на несколько групп – с высоким и средним уровнем развития (9 стран).

Основная экономическая  мощь региона приходится на 4 крупные  высокоразвитые страны – ФРГ, Францию, Великобританию и Италию, в которых  сосредоточено около 50% населения  и 70% совокупного ВВП. Эти державы  во многом определяют общие тенденции  хозяйственного и социально-политического  развития всего региона.

Значительная часть государств относится к малым развитым странам. Особое место, занимаемое палыми странами в регионе и мире, определяется высоким уровнем их специализации  на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Важное значение в развитии процессов международного разделения труда играли небольшие масштабы внутренних рынков данных стран, которые сдерживали появление крупных предприятий во всех отраслях хозяйства из-за недостаточности спроса.

Малые страны сильно различаются  по величине ВВП. В первую группу можно  отнести Испанию, Нидерланды, Бельгию, Швецию. Они уступают крупным державам в 3 – 5 раз, и на их долю приходится 17% ВВП. Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия, Португалия, Ирландия. Их значение в западноевропейском хозяйстве относительно невелико – около 7,5% ВВП. Третья группа стран включает Мальту, Кипр, Люксембург, Словению. Доля этих стран незначительна – около 2% ВВП Евросоюза, но по отдельным видам производства они играют заметную роль. Отдельную группу образуют страны со средним уровнем дохода на душу населения – страны Центральной Европы и Балтии. Не менее значительны различия в структуре хозяйства. В частности, в странах Центральной Европы и Балтии достаточно высок удельный вес сельского хозяйства.

    1. Темпы, факторы и условия роста ЕС.

 

В последнее десятилетие  положение Европейского Союза в  мировой экономике изменилось. Его  доля в ВВП мира за 1990 – 2000-е сократилась. Экономический рост группировки  характеризовался понижающими темпами (Табл.1). Он прерывался сокращением  производства в период кризисов 1981 и 1993гг., когда совокупный ВВП западноевропейских стран упал соответственно на 0,2% и  на 0,6%. Отмеченные годы характеризовались резким увеличением инфляции и безработицы, низкой загрузкой производственных мощностей.

Производство в ЕС в  последние десятилетия увеличивалось  более медленными темпами, чем в  США, развитых странах и мире в  целом. ЕС отстает от США по основным показателям экономического развития. Экономические неурядицы поражали ЕС сильнее, чем другие центры хозяйственной активности.

Создание огромной таможенной зоны способствовало возрастанию синхронности циклического развития, что усиливало  распространение кризисных явлений. В ходе взаимной либерализации внешних  связей государства постоянно лишались ряда национальных рычагов  воздействия на экономические процессы, что повысило их неустойчивость.

Переход к новым условиям воспроизводства сопровождался  кризисом традиционных отраслей. Протекционистский  характер Европейского Союза, ограждая многие отрасли промышленности (черная металлургия, химия, текстильная промышленность) от конкуренции извне, содействовал старению структуры хозяйства.

Европейский Союз длительное время уступает развитым странам  в целом по норме сбережений и  капиталовложений, но превосходит показатели США. Норма социальных сбережений со второй половины 1990-х годов не превышала 21% ВВП.

В странах ЕС меньшая часть  капиталовложений по сравнению с  США и Японией направлялась в  информационный сектор, что являлось одной из причин понижения их эффективности. В 1990-е годы страны ЕС стали отставать  от США по показателю прироста общей  факторной производительности. Почасовая  выработка на одного занятого в ЕС – 15 составляет 87% от уровня США.

ЕС – 25 уступает США в  образовательном уровне рабочей  силы. Лица с высшим образованием 25 – 64 лет 20,4%, а в США – 26,7% соответствующего возраста. У европейских работников ниже трудовая нагрузка. В ЕС около 10% рабочей силы работают 50 часов в неделю, а в США и Японии – более 20% рабочей силы.

На развитие хозяйства, рост общей производительности оказывает  динамика расходов на НИОКР и их использование. Страны ЕС в целом  выделяют на исследовательские и  конструкторские работы около 2% ВВП, что ниже уровня США и Японии. До 1995г. ЕС сокращал разрыв по общему объему расходов на НИОКР с США, во второй половине 1990-х гг. темпы их прироста замедлились. Расходы на НИОКР в  расчете на душу населения в ЕС в 2 раза ниже, чем в США и в 1,6 раза ниже, чем в Японии. При этом следует отметить, что общие расходы  ЕС представляют собой сумму затрат отдельных государств. Их общий эффект снижается дублированием исследований. Поэтому реальное значение этого  показателя будет ниже номинальной  величины. По числу патентов на определенное число жителей ЕС отстает от США  примерно в 4 раза. Свыше 42% на НИОКР  сосредоточены в сфере средней  технологии. Расходы западноевропейских стран в значительной степени  ориентированы на фундаментальные  исследования. По ассигнованиям промышленных исследований они значительно отстают  от США. По отдельным оценкам, в такой  важной области, как информационные технологии, ЕС отстает от США на 20 – 25 лет. Евросоюз уступает Северной Америке, как по числу банков данных, так и по представляемым информационным услугам примерно в 2 раза, причем преобладает неделовая информация. Примерно такое же отставание в использовании Интернета населением – 1,7 раза.

Отсутствие необходимых национальных и региональных возможностей развития не позволяет сформировать конкурентный потенциал высокотехнологичных предприятий. Рынок наукоемкой продукции также во многих случаях разрознен и фрагментарен. Компании часто не в состоянии воспользоваться преимуществом крупного экономического пространства. Негативное влияние на развитие предприятий и их перспективы оказывают национальные и промышленные политики, когда все страны стремятся сохранить свои шансы на развитие каждой из крупных технологических цепочек будущего и оказывается поддержка большому числу относительно малых проектов. Создание национальных предприятий-лидеров в большом числе областей высокой технологии приводит к тому, что данные предприятия оказываются слабыми для участия в международной конкуренции. Подобная ситуация привела к тому, что европейские компании не  смогли добиться достаточной конкурентоспособности ни в области сложных систем, где лидирует США, ни в сфере массового производства наукоемких товаров массового потребления, в котором преуспели Япония и Южная Корея. Компаниям Евросоюза остается лишь пользоваться имеющими рыночными нишами. Исключение составляют химические и фармацевтические компании. На этих отдельных других направлениях западноевропейские компании занимают передовые рубежи (разработка АЭС, техника связи, отдельные отрасли транспортного машиностроения), но эти виды техники и продуктов оказывают недостаточное воздействие на технологическую структуру производства. Поэтому более узкий рынок наукоемкой продукции в Европейском Союзе по сравнению с США в меньшей степени формируется за счет внутреннего производства. В целом в развитии «экономики знания» ЕС уступает общему уровню развитых стран. Доля высокотехнологичных отраслей и секторов хозяйства с высококвалифицированной рабочей силой в ЕС в производстве предпринимательского сектора составляет 48,4%, а в странах ОЭСР – 51%, США – 53%, а в Японии – 55%.

 

3.3Условия экономического развития ЕС.

 

Значительное влияние  на экономическое развитие стран ЕС оказывает дефицитность их государственных финансов. Текущий дефицит государственных расходов в 2000-е годы 1 – 3% совокупного ВВП, а в Германии, Франции и Греции он превышал установленный порог в 3%. Уровень государственного валового долга выше, чем в США, - 79% ВВП. Процентные платежи по государственному долгу съедают значительную часть бюджетных расходов. «Ахиллесовой пятой» экономического развития Европейского Союза стала массовая безработица – свыше 20 миллионов человек. Уровень безработицы в среднем в странах ЕС в 2000-е годы составлял 8,9%, а в США – 5%. Наиболее высокий процент безработных отмечается в странах Центральной Европы и странах Балтии. По оценкам, примерно 40% трудового времени европейцев используется неактивно, в то время как у американцев – 29%.

Происходят неблагоприятные  сдвиги в возрастной структуре населения. Доля населения пенсионного возраста увеличилась с 9% в 1950-е годы до 17% в 2000-е г. «Поседение» Евросоюза  сопровождается сокращением естественного  прироста населения. Вместе с тем  страны ЕС превосходят США по уровню бедности и масштабом предоставляемых  социальных услуг. Низкие темпы экономического роста и занятости ведут к  увеличению государственных расходов, которые требуют увеличения налогообложения, а это в свою очередь не содействует  производственным накоплениям.

 

3.4 Структурные сдвиги в экономике ЕС

Экономическое развитие стран  ЕС протекает под знаком структурных  изменений. Эти изменения отражают общие тенденции развития производства и общественного разделения труда в условиях нового этапа развития НТП и являются следствием структурных кризисов. Доля промышленности в мировом производстве сократилась, но в структуре производства обрабатывающая промышленность превосходит показатель США (21% и 15% ВВП). Ее доля снижалась в большинстве стран. В ряде стран (Греция, Ирландия, Испания, Финляндия) доля производства в ВВП возросла. В них создавалась новые производственные мощности.

К наиболее динамичным отраслям относятся информационное оборудование и оборудование связи. Однако они  оказались не только не в состоянии  обеспечить высокие темпы роста  экономики, но и отставали в своем  развитии от США и Японии. Европейская промышленность по выпуску информационной техники обеспечивает 10% потребностей мирового и 40% регионального рынков. В производстве компьютерной техники и электронных компонентов компании Евросоюза продолжают отставать от США и Японии, несмотря на проведенные реорганизации производства. Зависимость от американских компаний в этой области является одной из причин слабого инвестирования европейских компаний в производстве полупроводников и программного оборудования.

 В прошедшее десятилетие  улучшилось положение Европейского  Союза в прогрессивности отраслевой  структуры. На изделия, пользующиеся высоким спросом, приходится 25% продукции обрабатывающей промышленности ЕС, 33% – продукции США. В экономике преобладала модернизация рентабельно функционирующего производственного аппарата, а не его коренное обновление на базе новейшей техники. Поэтому страны ЕС занимают важные позиции в производстве традиционной продукции, в частности, они обеспечивают порядка 35% мирового выпуска станков, 36% автомобилей, 37% промышленных химикатов, 48% керамических изделий. Многие страны являются крупными производителями потребительской продукции. Доля отраслей легкой промышленности в Италии, Греции и Португалии превышает 10%. Заметны различия в структурных показателях по доле сельского хозяйства в формировании ВВП – от 1,0 до 6% при среднем показателе для ЕС в 2% ВВП. ЕС производит около 10% мирового объема кормового зерна, 7% пищевого зерна, 20% молока, 18% мяса, 12% сахара. Улучшились показатели производительности труда в сельском хозяйстве, хотя разрыв по этому показателю остается значительным между США и Евросоюзом в 2 раза. Страны ЕС покрывают более чем на 90% свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства. Производство отдельных видов продукции – зерна (исключая кукурузу), молока и молочных продуктов, сахара, яиц – превосходит внутренние потребности, и поставки на внешние рынки являются основным способом реализации «излишней» продукции региона. Важную роль в повышении эффективности сельского хозяйства играет финансовая поддержка, которая в расчете на одну ферму в 1,5 раза превосходит средний показатель стран ОСЭР.

Информация о работе Экономика стран ЕС