Эластичность и ее применение в практике ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание

Рассматривая кривые спроса и предложения, мы видим, в каком направлении они изменяются:кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения, напротив, имеет положительный наклон. Если выполняется рыночный механизм, эти кривые пересекаются в определенной точке, название которой- «точка рыночного равновесия».Цель данной курсовой работы изучение эластичности и процессов ценообразования, но с направления кривых все и начинается. Поэтому мы выясним, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки, в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

Введение
1. Эластичность
1.1 общая характеристика эластичности………………………………5
1.2 виды эластичности …………………………………………………6
1.3 расчеты эластичности ……………………………………………..14
1.4 ценообразование……………………………………………………15
2. Эластичность и ее применение в практике ценообразования
2.1эластичность и ценообразование
в экономике России (на 2010 год)……………………………………..17
Заключение………………………………………………………………25
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 143.08 Кб (Скачать документ)

Департамент  образования города Москва

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

«Московский городской педагогический университет»  

Гуманитарно – правовой колледж 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «экономическая теория» 

На тему : эластичность и ее применение в практике ценообразования 
 
 
 

Работу  выполнила

Студентка 2 курса 

Группы  ЗИО-21

Жукова  Валентина Александровна

Преподаватель:

Иванова И.В. 

Москва,2011 г.

Содержание

Введение

1. Эластичность

1.1 общая характеристика  эластичности………………………………5

1.2 виды эластичности  …………………………………………………6

1.3 расчеты эластичности  ……………………………………………..14

1.4 ценообразование……………………………………………………15

2. Эластичность и ее применение в практике ценообразования

 2.1эластичность и ценообразование

 в экономике  России (на 2010 год)……………………………………..17

Заключение………………………………………………………………25

Список литературы

Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Рассматривая  кривые спроса и предложения, мы видим, в каком направлении они изменяются:кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения, напротив, имеет положительный наклон. Если выполняется рыночный механизм, эти кривые пересекаются в определенной точке, название которой- «точка рыночного равновесия».Цель данной курсовой работы изучение эластичности и процессов ценообразования, но с направления кривых все и начинается. Поэтому мы выясним, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки, в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Объектом  изучения данной курсовой работы является понятие эластичности, имеющее огромное значение для производителей товаров, т.к. оно дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы  в условиях конкуренции. Обладание  как можно более полной информацией  о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять  производство и успешно конкурировать  на рынке.

Предметом курсовой работы являются виды эластичности. В работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Для фирмы  при планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно  знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит  от цены товара, доходов потенциальных  потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло  и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно  ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Для фирмы  важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение  цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Общая характеристика  эластичности.

Впервые понятие эластичность  было введено в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Эластичность1-это степень реагирования одной переменной на изменение другой величины.

Эластичность-это  число, показывающее процентное изменение  одной переменной в результате однопроцентного  изменения другой переменной. Способность  одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется  способ выражения измерения в  процентах.

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Количественно меру эластичности можно выразить путем  коэффициента эластичности, который  показывает, на сколько процентов  изменяется  спрос или предложение  данного товара при изменении  определяющего их фактора на 1 %. Эластичность может изменяться от 0 до бесконечности. 
 

1.2 виды эластичности.

Различают следующие виды эластичности:

1.эластичность  предложения по цене 

2.эластичность  перекрестная 

3.эластичность  спроса по цене 

4.эластичность  спроса по доходу

5.эластичность точечная

Далее рассмотрим каждый вид подробней. 

1.Эластичность  предложения по цене.

Поскольку предложение- это способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене, и плюс ко всему этому мы знаем что такое эластичность, можно вполне грамотно сформулировать определение эластичности предложения по цене.

  Эластичность предложения по цене2 -это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг на изменение их цены, измеряемая как отношение процентного изменения в количестве к процентному изменения в цене.

Эластичность  предложения зависит  :

а) от способности  товара к длительному хранению

б) от возможности  расширения производства товаров

в) от фактора  времени 

Именно  фактор времени играет главную роль в  определении величины коэффициента эластичности предложения. Ведь чем  больше период времени ,которым располагает  производитель, тем больше у него возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределению  ресурсов между альтернативными  целями их использования.

Выделяют три  временных периода:

  • текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
  • короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
  • долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.
 

Различают следующие  формы эластичности предложения:

  • эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
  • неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
  • абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

    В коротком периоде  предложения к изменению цены различаются, исходя из временных периодов .В коротком периоде предложение  по цене мало эластично,  поскольку оно может быть  увеличено лишь путем  более интенсивного применения производственных мощностей, которое увеличивает предложение на незначительную величину. В длительном периоде предложение по цене  более эластично, иначе говоря фирмы могут увеличить свои  производственные мощности и увеличить предложение.

     
     

    2.эластичность перекрестная

    Коэффициент перекрестной эластичности- характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

В зависимости  от характера анализируемых товаров  коэффициент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

  • Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
  • Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.
  • Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские  свойства различных благ, их способность  замещать или дополнять друг друга  в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит  от другого

Основные трудности  определения границ отрасли при  помощи коэффициента перекрестной эластичности заключаются в следующем:

  • во-первых, трудно определить насколько должна быть высокой перекрестная эластичность в отдельной отрасли (например, перекрестная эластичность мороженых овощей может быть очень высокой, а перекрестная эластичность мороженых овощей и пельменей может быть довольно низкой, поэтому неясно — следует ли говорить об отрасли мороженных продуктов или о двух отраслях);
  • во-вторых, существует цепь перекрестной эластичности (так, между стандартными цветными и портативными цветными ТВ, с одной стороны, и между портативными цветными и портативными черно-белыми ТВ, с другой — существует высокая перекрестная эластичность. Однако между стандартными цветными ТВ и портативными черно-белыми перекрестная эластичность довольно слабая).

    Расчет и  анализ коэффициентов перекрестной эластичности позволяют установить принадлежность продукции к определенному  типу: взаимозаменяемой или взаимодополняемой. Кроме того, расчет коэффициента перекрестной эластичности применяется также  для доказательства отсутствия монополизации  фирмой производства какой-либо продукции: при положительном коэффициенте перекрестной эластичности Exy в случае повышения цены на продукцию данной фирмы происходит рост спроса на взаимозаменяемую продукцию другой фирмы.

    Между эластичностью  спроса по цене и совокупной выручкой существует взаимосвязь 
     

3.эластичность  спроса по цене.

Эластичность  спроса по цене -показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.Более точно это звучит так:

Перекрестная  эластичность (спроса)-это мера реакции  величины спроса на данный товар или  услугу, которая вызвана изменением цены другого товара или услуги.

, где Q - спрос(количество); P - цена.

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена3, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным!

Информация о работе Эластичность и ее применение в практике ценообразования