Эластичность и ее применение в практике ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание

Рассматривая кривые спроса и предложения, мы видим, в каком направлении они изменяются:кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения, напротив, имеет положительный наклон. Если выполняется рыночный механизм, эти кривые пересекаются в определенной точке, название которой- «точка рыночного равновесия».Цель данной курсовой работы изучение эластичности и процессов ценообразования, но с направления кривых все и начинается. Поэтому мы выясним, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки, в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

Введение
1. Эластичность
1.1 общая характеристика эластичности………………………………5
1.2 виды эластичности …………………………………………………6
1.3 расчеты эластичности ……………………………………………..14
1.4 ценообразование……………………………………………………15
2. Эластичность и ее применение в практике ценообразования
2.1эластичность и ценообразование
в экономике России (на 2010 год)……………………………………..17
Заключение………………………………………………………………25
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 143.08 Кб (Скачать документ)

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

  1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.
  2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.
  3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности

    Факторы эластичного  спроса.

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

  • наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
  • временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
  • доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
  • степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
  • разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
  • важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).
  • Существуют также неценовые факторы, влияющие на спрос. К таким можно отнести: изменение денежных доходов покупателя, покупательские ожидания, включая и инфляционные ожидания, а также временные или постоянные субъективно-личностные предпочтения (вкусы потребителей, отношение к моде, дизайну и т.д.) Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной.
 

4.эластичностть  спроса по доходу.

Эластичность  спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%. А значит, эластичность спроса по доходу4 –это мера реакции спроса на товар, вызванной изменением величины дохода покупателя.

     Практическое  значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в следующем. С его помощью прогнозируются перспективы  развития отраслей: развивающиеся, стабильные, или находящиеся в  состоянии застоя, и умирающие. Чем  выше в отрасли относительная  эластичность спроса по доходу, тем  активнее эта отрасль развивается. Рост положительного значения коэффициента EI темпами, примерно одинаковыми с темпами роста производства, свидетельствует о стабильности в отрасли, а отсутствие роста – о застое. И, наконец, отрицательный коэффициент является признаком сокращения производства. Использование коэффициента эластичности спроса по доходу для классификации предприятий, их групп или отраслей в зависимости от тенденций развития позволяет своевременно определять критические области, проводить их реорганизацию. Именно в этом проявляется универсальность анализа спроса: диагностика развития предприятий и отраслей позволяет предвидеть изменения в экономике страны в целом.

В силу того, что  рост дохода увеличивает возможности  совершения покупок, спрос на большинство  товаров с увеличением доходов  возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров  низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Все это можно  трактовать немного иначе :

   Эластичность  спроса по доходу существенно зависит  от качественной характеристики товара:

    -         Если EdI > 0, то товар относится к категории «нормального или качественного» товара;

    -         Если EdI < 0, то речь идет о неполноценных благах;

    -         EdI = 0 – для нейтральных товаров.

   Эластичность  спроса по доходу для нормальных товаров  зависит от степени значимости товара для потребителя:

    -         для товаров первой необходимости значение эластичности меньше единицы, то есть 0 < EdI < 1;

    -         для товаров второй необходимости или повседневного спроса - EdI = 1;

    -         для товаров длительного пользования и предметов роскоши

    EdI > 1.

 Тем самым измерив  эластичность  спроса  по доходу,  можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).

Эластичность  спроса по доходу зависит от следующих  факторов :

1. Значимость  товара для бюджета семьи.

2. Является ли  товар предметом роскоши или  предметом первой необходимости.

3. Предпочтение во вкусах. 

5.точечная эластичность.

Точечная эластичность - эластичность, измеренная в одной  точке кривой спроса или предложения; так же она  является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.

Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения  к изменениям цен, доходов и т. д. Точечная эластичность отражает реакцию  спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов  и других факторов. Нередко возникает  ситуация, когда необходимо знать  эластичность на определенном участке  кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому.

Если абсолютное значение Е больше единицы, спрос  будет эластичным. Если абсолютное значение Е меньше единицы, но больше нуля - спрос неэластичен. 

1.3 расчеты эластичности

Рассчитывая коэффициент  эластичности , следует точно знать  ответ на вопрос :какие показатели цены и количества продукции использовались в вычислениях.

Существует 2 способа  расчета коэффициента эластичности. Первый позволяет определить точечную эластичность (эластичность в точке).Она характеризует относительное изменение спроса при бесконечно малом изменении цены. Это в реальности встречается либо на монополизированном рынке, либо в определенной точке сбыта товара в краткосрочном периоде.

Точечная эластичность - это предельная концепция в том  смысле, что она определяет эластичность в специфической точке на кривой спроса.

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = a – bP, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен ∆Q / ∆P = - b.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением  тангенса угла касательной с осью Х.

Если же меняется множество независимых переменных в функции спроса, то точка эластичности каждой переменной Х, может быть найдена  с помощью частных производных. Если же функция спроса линейная, то частные производные оказываются  коэффициентом соответствующих  переменных.

Во избежание  неопределенности в расчетах обычно используют средние для анализируемого периода значения и цены количества продукции. Такой способ расчета  позволяет вычислить коэффициент  дуговой эластичности.

1.4 ценообразование

Чтобы объяснить  и привести пример эластичности в  ценообразовании, для начала нужно  знать что такое ценообразование.

Ценообразование –это процесс формирования цен на товары и услуги.

Характерны две  основные системы ценообразования:

1.рыночное формирование (функционирующее на базе взаимодействия  спроса и предложения )

2.централизовнааое  государственное ценообразование  (формирование цен государственными  органами)

При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства  и обращения.

В условия рынка  ценообразование представляет собой  весьма сложный процесс, подвержено взаимодействию  многочисленных факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению  цен  на новые и уже выпускаемые  изделия, оказываемые услуги с целью  увеличения объемов реализации, товарооборота, увеличения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга.

Каждый товар  имеет цену, но далеко не каждое предприятие  в состоянии самостоятельно установить цену ,по которой оно хочет продавать  свой товар. Если товары  не дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие  не обладает рыночной силой и должно принять цену задаваемую рынком. При  выборе метода ценообразования нужно  учитывать как внутренние ограничения (издержки и прибыль),так и внешние (покупательная способность, цены товаров-конкурентов).

Расчет цены на товары предполагает выполнение ряда последовательных этапов :

1 .постановка  целей и задач ценообразования.

Цена товара выполняет исключительно важную для предприятия или организации  функцию, которая состоит в получении  выручки с продажи товаров. Цена рассматривается как переменный фактор, оказывающий прямое воздействие  на выручку от продажи товаров, структуру  производства, методы работы фирмы. Поэтому  к практике ценообразования относятся  с предельной точностью.  

2.определение  спроса 

 Цена и  спрос находятся в определенной  зависимости. цена может увеличиваться,  когда увеличен спрос, так может  быть и с точностью наоборот, если спрос уменьшается то  и цена падает. Притом что затраты  останутся неизменными .

3.оценка издержек  производства

Издержки производства определяют максимальную цену товара. поэтому на данном этапе важно  определить постоянные, переменные, валовые  издержки производства при различных  объемах выпуска. Все и всегда стремятся установить такую цену, которая бы покрывала все издержки производства и обеспечивала достойную  прибыль.

4.анализ цен  и качества товаров конкурентов

Если спрос  определяет максимальную цену, издержки –минимальную цену, то разница между  ними и есть то самое поле игры для  принятия решения о уровне цены.

5.выбор метода  ценообразования.

Цену можно  определять различными способами, каждый из которых по-разному влияет на уровень цены. Поэтому организации  или предприятия стремятся к  выбору такого метода, который бы позволил правильно определить цену на конкретный товар.

6.расчет исходной  цены

На основе выбранного метода определяется возможный уровень  цены.

7.учет дополнительных  факторов

Прежде чем  определить окончательный уровень  цены, предприятие ил организация  должна учесть ряд дополнительных факторов, влияющих на уровень цены, проверить  соблюдение ценовой политики, учесть реакцию на уровень цены покупателей, посредников, конкурентов, государства.

8.установление  окончательной цены

На этом этапе  устанавливается окончательный  уровень цены, оформляются соответствующие  документы.

Информация о работе Эластичность и ее применение в практике ценообразования