Автор работы: l************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение пенсионной системе;
- проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
- выявить причины пенсионного реформирования;
- рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России,
- охарактеризовать современный этап развития;
- наметить перспективы российской пенсионной системы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и значение пенсионной системы в рыночных отношениях………….5
Пенсия: сущность и виды……..……………………………...5
Эволюция пенсионных систем за рубежом, их характеристики………………………………………………...…...11
2. Особенности становления российской пенсионной системы……………...18
2.1. Содержание пенсионной системы в России............................18
2.2. Необходимость и предпосылки реформирования пенсионной системы в России………………………………………………………………...24
2.3. Проблемы и перспективы реформирования пенсионных систем…………………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………
Регулирование
распределительной пенсионной системы
осталось за вновь созданным Министерством
здравоохранения и социального развития.
2.2. Необходимость и предпосылки реформирования пенсионной системы в России
Резкий переход от сравнительно терпимого положения пенсионеров в СССР к полунищенскому существованию пенсионеров в «рыночной» России произошел одновременно практически из-за трех причин:
- ухудшения демографической ситуации;
- уклонения от уплаты налогов;
-
недостаток инвестиционных ресурсов в
экономике.
Ухудшение демографической ситуации
Распределительная
пенсионная система эффективна, когда
численность работающего
При соотношении работников и пенсионеров 3:1 тот же уровень пенсии потребует 13%-ного налога, при соотношении 2:1 налог должен будет возрасти до 20%, что уже становится обременительным для работодателей.
А ведь в современной России общее количество работников превышает общее количество пенсионеров уже не в два раза, а всего лишь в 1,67 раза, и это соотношение ухудшается год от года (еще в 1990 году в СССР работающих было в 2,3 раза больше, чем пенсионеров).
Эта проблема характерна не только для России. Старение населения происходит в большинстве развитых стран - во-первых, из-за снижения рождаемости, во-вторых, из-за увеличения продолжительности жизни (но в России второй компонент играет меньшую роль). Кроме того, в 1990-ые годы в России была отмечена повышенная смертность людей трудоспособного возраста. В результате доля старшего населения оказалась сопоставима с показателями наиболее «старых» стран мира из-за низкого общего возраста выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин).
С
другой стороны, в России еще с
советских времен получили широкое
распространение «льготные
В
1990-ые годы наблюдалось еще и снижение
занятости населения. Все эти
факторы в совокупности привели
к росту «коэффициента
Такое
неблагоприятное воздействие
Именно
поэтому введение накопительной
части трудовой пенсии является одним
из главных компонентов Пенсионной
реформы.
Недостаток инвестиционных ресурсов в экономике
В распределительной пенсионной системе отсутствуют накопления: пенсионные взносы, уплаченные сегодня за работников, уже завтра будут использованы для выплат нынешним пенсионерам. Что произойдет, если какая-то часть пенсионных взносов будет постоянно откладываться, накапливаться на протяжении десятилетий и лишь при выходе человека на пенсию использоваться - не сразу, а постепенно - для выплат в его пользу?
Очевидно, что при массовом использовании такой пенсионной системы в экономике появятся огромные суммы пенсионных средств, изъятые у работодателей и пока не попавшие в руки ни работникам, ни пенсионерам. Чтобы эти пенсионные средства при реализации Пенсионной реформы не обесценивались с годами, их необходимо куда-то вкладывать с целью прироста, то есть инвестировать.
Если в России около 70 млн. работающих граждан, то даже накопления в сумме 1000 долларов на каждого пенсионера (с точки зрения финансирования будущей пенсии это совсем немного) означают инвестиционный пенсионный ресурс в 70 млрд. долларов.
Сравним
с США - там накопительные пенсии
развиваются давно и
Таким образом, Пенсионная реформа позволит за счет этих пенсионных средств финансировать крупные проекты с длительным сроком окупаемости. Конечно, в том случае, если возможно с высокой степенью надежности просчитать эффективность таких проектов, потому что риск при инвестировании пенсионных накоплений должен быть достаточно низким.
Российская
экономика для своей
Для того, чтобы вложения сочетали надежность и доходность, необходимо при проведении Пенсионной реформы передать эти пенсионные средства в руки профессионалов, связанных определенными обязательствами перед гражданами и находящимися под жестким контролем государства. Это управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (нпф).
К началу 80-х гг. возникла объективная необходимость осовременивания существующего пенсионного законодательства, которое соответствовало бы социальным и экономическим реалиям того времени. Действовавшая пенсионная система предусматривала огромное количество льгот для отдельных категорий работников, неадекватных их вкладу в ПФР и в то же время отвлекающих значительные финансовые ресурсы. Наряду с этим она не отражала в полной мере трудовой вклад большинства работающих в формирование своего будущего пенсионного содержания и никак его не стимулировала.
В России пенсионеры, без учета настоящего вклада в пенсионную систему, получали очень маленькую - ниже прожиточного минимума - пенсию. За счет людей, имеющих довольно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачивались пенсии нестрахового характера. Уровень пенсионного обеспечения меньше зависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поиску все новейших способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.
Сейчас пенсионная система России - это рудимент распределительного сознания и распределительных устройств. Что касается «сознания», то по опросам ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% опрошенных считают, что лишь правительство обязано нести ответственность за пенсионное обеспечение. Но следует признать, что уже в начале 90-х правительство равномерно стало утрачивать свое полное влияние на пенсионное обеспечение. Древняя система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих людей практически содержат 60 пенсионеров. В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет лишь расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. - 80, А в 2056 количество пенсионеров превзойдет количество работающих и составит 108 человек! При этом уровень пенсии непременно будет понижаться, ведь, согласно расчетам ВЦИОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Также следует учитывать критическую ситуацию с демографическим положением в России. Совместно с тем, неблагоприятное соотношение численности работающих людей и пенсионеров в нашей стране определяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении с развитыми странами у нас установлен самый маленький возраст выхода на пенсию.
При устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно было осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. Единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями - это равномерно, планомерно реформировать «причину болезни» - саму пенсионную систему России.
Таким образом, работающая пенсионная модель не удовлетворяла ни людей, поскольку их пенсии были очень мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку маленький уровень пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из собственных фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам. Разумеется, что повысить размер пенсии можно, только повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли сделать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, обязан был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе.
Итак, можно выделить главные экономические предпосылки пенсионной реформы:
1) устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к понижению покупательской способности пенсии;
2)
сужение дифференциации
3) окончательная утрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая выражалась в том, что размер трудовой пенсии по старости фактически не зависел ни от продолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, т.к. для исчисления наибольшей пенсии могла быть учтена лишь половина с среднемесячной зарплаты;
4)
понижение стимулов к уплате
взносов в пенсионную систему
не лишь работодателями, но и
самими работниками, которые
5)
ухудшение демографических
6)
сохранение нестабильности
7)
«замораживание» цены рабочей
силы в нашей стране на недопустимо низком
для цивилизованного евро страны с «социально-ориентированной»
экономикой (как записано в Конституции
Российской Федерации) уровне по причине
низких темпов развития отечественной
экономики в долгосрочной перспективе.
2.3. Проблемы и перспективы реформирования пенсионных систем
Пенсионная система России находится в состоянии постоянного латания дыр. Необходимость создания чего-то нового осознается всеми, однако определенного пути пока не обозначается. За симпатии экспертов и политиков соперничают сразу несколько точек зрения.
Дискуссия о дальнейших путях преобразований российской пенсионной системы получила новый импульс в ходе круглого стола «Контуры пенсионной системы постиндустриального мира», на прошедшей в январе 2010г. международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия».
Пенсионная реформа в стране реально стартовала с 2002 года, когда пенсию разделили на три части: базовую, страховую и накопительную. С 2010 года базовая часть перешла в страховую часть трудовой пенсии по старости в виде фиксированного базового размера. Сейчас в России существует двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным фондом (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. При размещении накопительной части в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, сейчас - ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.
Результаты этой реформы оказались скромными с точки зрения реальных размеров пенсий (коэффициент замещения с трудом дотягивает до установленных МОТ стандартов), их устойчивости в перспективе и с точки зрения нагрузки на бюджет.
Перечислим плюсы реформы:
Информация о работе Электронное банковское обслуживание в стратегии развития банка