Эволюция налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Налоговая система………………………………………………….3
Эволюция налоговой системы РФ………………………...3
Основные принципы построения налоговой системы РФ6
Структура действующей налоговой системы РФ……….6
Налоговая система в 2005-2006г……………………………...…..12
3.1 Изменения налоговой системы с 2006г…………………15
4.Основные направления налоговой системы РФ в 2007-2009г…..20
5.Список литературы…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.21 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 Введение…………………………………………………………….2

 

 Налоговая система………………………………………………….3

 

 Эволюция налоговой  системы РФ………………………...3

 

 Основные принципы  построения налоговой системы  РФ6

 

 Структура действующей  налоговой системы РФ……….6

 

 Налоговая система  в 2005-2006г……………………………...…..12

 

3.1 Изменения налоговой  системы с 2006г…………………15

 

4.Основные направления  налоговой системы РФ в 2007-2009г…..20

 

5.Список литературы…………………………………………………28

 

 

1.Введение

 

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

 

 В западном опыте  создания и функционирования  эффективной налоговой системы  немало ценного и полезного.  Но при его использовании необходимо  принимать во внимание и объективные  условия, в которых создается  и развивается налоговая система,  и конкретное состояние экономики  в каждой стране, и уровень  накопленных богатств, и даже  психологические установки и  традиции населения.

 

 Последние реформы  показывают стремление Российского  правительства к коренному изменению  ситуации в стране. Масштабная  программа преобразований в налоговой  политике проводится уже более  четырех лет. Следствием предпринятых  мер уже стало более равномерное  распределение налоговой нагрузки  на всех налогоплательщиков, изменение  в положительную сторону структуры  поступлений, улучшение администрирования,  легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом  стало реальное снижение общей  налоговой нагрузки на экономику,  поддерживающее дальнейший экономический  рост России.

 

 В 2006 году будет продолжена  налоговая реформа с целью  закрепления достигнутых положительных  тенденций и повышения эффективности  налоговой системы в целом,  ее максимального приближения  к налоговым системам экономически  развитых стран и ориентации  на повышение конкурентоспособности  национальной экономики.

 

 В этой курсовой  мы рассмотрим налоговую систему  в РФ, ее преобразования, планирование  на будущие периоды, что уже  сделано к этому времени и  еще планируется сделать. Цель  работы выявить положительные  направления ведущиеся в налоговой  системе и сделать анализ.

 

^ 2. Налоговая система

 

 Налоговая система  – это совокупность налогов,  взимаемых государством в федеральный,  региональные и местные бюджеты,  а так же принципов, форм  и методов их установления, порядка  изменения и отмены.

 

 В понятие налоговой  системы включаются также формы  и методы налогового контроля  и система ответственности за  нарушение налогового законодательства.

 

 Под налоговой политикой  в отношении предприятий понимаются  проводимые государством мероприятия  по использованию налоговых рычагов,  стимулирующих инвестиционную деятельность, способствующих росту производительности  труда и фонда потребления.

 

 

^ 2.1 Эволюция налоговой  системы

 

 Зарождение науки о  налогах началось в первой  половине ХVI века. Многоепо созданию  налоговой системы в России  было сделано в начале ХVIII века. В частности, в 1706 г. были  изданы указы "Об учреждении  губерний спредписанием начальникам,  в тех губерниях о денежных  сборах и всяких делах присматриваться,  и для подношения Ему, Великому  государю, в тех губерниях готовым  быть" и "О поручении Правительствующему  Сенату положения об устройстве  государственных доходов" с  предписанием "денег как возможно  собирать и учинить фискалов  во всяких делах". Эти указы  эффективно работали. Необходимо  отметить, что в эпоху Петра  I налоговая система была достаточно  сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже  на дубовые гробы.

 

 В годы царствования  императрицы Екатерины II была  учреждена Экспедиция о государственных  доходах, а налоговая система  несколько упростилась.

 

 В годы царствования  Павла I была учреждена должность  Государственного казначея, а хлебные  сборы были заменены денежными  платежами.

 

 Начало Х1Х века знаменательно  тем, что доходы бюджета России

 

 формировались главным  образом за счет налогов крепостного  крестьянства.

 

 Основные поступления  в бюджет: подушная подать, оборочный  сбор, "питейный доход" и  всего около 2/3 поступлений. За  счет "питейного дохода" в 60-х  гг. ХIХ века формировалось до 40 % всех бюджетных поступлений.

 

 В 1812 г. был введен  сбор с доходов от недвижимого  имущества, акцизы

 

 на предметы массового  потребления: табак, сахар, соль, керосин, дрожжи,

 

 спички. В 1883 г. в  городах и поселках вводится  государственный квартирный налог.

 

 

В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части  бюджета были винная монополия (21-25%), акцизные и таможенные сборы (20%), поступления  от эксплуатации железных дорог (18-23%).

 

 С 1863 г. и до конца  20-х гг. ХХ века осуществлялась  публикация для

 

 всеобщего сведения  государственной росписи доходов  и расходов.

 

 В годы царствования  императора Александр I было учреждено  Министерство финансов и Комитет  сенаторов «…для исчисления и  распределения общего земского  сбора на все губернии».

 

 В царствование императора  Николая I в налоговой системе  законодательно отразились льготы - в честь коронации Николая  I были прощены недоимки подушной  подати за три года. Были также  введены фиксированные сборы  «..в сумме 95 копеек серебром  на душу".

 

15 мая 1883г Александром  III был издан "Высочайший Манифест  о

 

 прощении недоимок  по окладным сборам…»

 

 

И, наконец, последний император  России издает три указа о сборе

 

 налогов:

 

"О преобразовании Департамента  неокладных сборов (косвенных налогов)  в Главное управление неокладных  сборов», "Высочайший Манифест  о понижении на десять лет  Государственного поземельного  налога..» и "Указ о введении  в России подоходного налога".

 

 После октябрьской  революции налоговая система  практически

 

 ликвидируется и основная  тяжесть налогов была переложена  на имущие классы.

 

 В годы гражданской  войны главную роль играли  не налоговые поступления, а  прямая экспроприация. Применялась  контрибуция с богатых - чрезвычайные  революционные разверстки", за  счет которых государственная  казна пополнялась на 80%.

 

 В первые годы советской  власти местные Советы вводили  ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники,  на выездных лошадей и т.  п. В годы гражданской войны  национализация, натурализация заработной  платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

 

 В период НЭПА происходило  восстановление и развитие налогообложения,  преобладающее значение получили  косвенные налоги – акцизы. Основным  налогом, взимаемым с сельского  населения, являлся сельскохозяйственный  налог. Он заменил существовавший  до весны 1923 г. продналог. В  период НЭПА действовало 86 видов  платежей в бюджет.

 

 Налоговая реформа  1930-1932 гг. положила конец налоговой  системе

 

 периода НЭПА. Для государственных  предприятий были установлены  налоги с оборота и отчисления  от прибыли. Была полностью  упразднена система акцизов.

 

 Налоговая система  стала еще сложнее, это выразилось  в множественности налоговых  ставок (от 400 до 2444). В государственный  бюджет поступали также таможенные  пошлины и сборы, налог со  зрелищ, лесной доход. Среди налогов,  взимаемых с граждан, наибольшее  значение имел подоходный налог  с населения.

 

 В 1941-1960 гг. происходит  частичное восстановление налоговой  системы, что было связано с  необходимостью мобилизации ресурсов  во время Великой Отечественной  войны и в период восстановления  народного хозяйства. В 1941г.  была установлена стопроцентная  ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, затем эта надбавка заменяется специальным военным налогом, вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

 

 В 50-е годы налоги  с предприятий и организаций  составляли лишь 2%

 

 доходов бюджета.

 

 А уже в 60-е годы  основной доход государственного  бюджета стали

 

 составлять поступления  от государственных предприятий  и общественных организаций, была  предпринята попытка постепенного  снижения, вплоть до отмены, налогов  с заработной платы рабочих  и служащих.

 

 В 80-е гг. действовали  местные налоги: с владельцев  строений,

 

 земельный налог, налог  с владельцев транспортных средств.

 

 В 1990 г. - принятие Законов  "О подоходном налоге с граждан  СССР,

 

 иностранных граждан  и лиц без гражданства", "О  налогах с предприятий,

 

 объединений и организаций".

 

 Вопросы о принципах  налогообложения решались на  основе Закона

 

 Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. "Об основах  налоговой системы".

 

 Отдельные изменения  в налоговую политику были  внесены Указом Президента Российской  Федерации от 22 декабря 1993 г. №  2268 "О формировании республиканского  бюджета Российской Федерации  и взаимоотношениях с субъектами  Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен  переход от принципа единства  налоговой политики к налоговой  децентрализации. В 1991 г. была образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов).

 

 Действующая ныне налоговая  система России практически введена  с 1992 г. и основывается на  более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической  жизни государства. По своей  структуре и принципам построения  новая налоговая система в  основном отражает общераспространенные  в мировой практике налоговые  системы. Перечень применяемых  видов налогов практически соответствует  общепринятому в современной  рыночной экономике и в значительной  части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике  ранее.

 

 В данный момент  действует Налоговый кодекс РФ(части  1от 17июля 1998г и 2 от 26 июля 2000г  с дополнениями)

 

 

^ 2.2 Основные принципы  построения налоговой системы  РФ

 

 

Для того чтобы вникнуть в  суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как  правило, они едины для налогообложения  любой страны и заключаются в  следующем:

 

 Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  т. е. уровня доходов. Налог  с дохода должен быть прогрессивным,  стимулирующим расширение производства.

 

 Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа  служит замена в развитых странах  налога с оборота, где обложение  оборота происходило по нарастающей  кривой, на НДС, где вновь созданный  чистый продукт облагается налогом  всего один раз вплоть до  его реализации.

 

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

 

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

 

5. Налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

 

6. Налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

 

 Этими принципами должно  руководствоваться любое государство  при построении налоговой системы,  так как они обеспечивают выполнение  всех функций налогов.

 

 Существующая российская  налоговая система, несомненно, создавалась  на базе опыта зарубежных стран.  Благодаря этому она по общей  структуре, системе налогов и  принципам построения в основном  соответствует общераспространенным  в мировой экономике системам  налогообложения.

Информация о работе Эволюция налоговой системы