^ 2.3 Структура действующей
налоговой системы Российской
Федерации
(Налоговый кодекс РФ)
Законом “Об основах налоговой
системы в Российской Федерации”
впервые в России вводится трехуровневая
система налогообложения. Налоги и
сборы были подразделены на федеральные,
региональные и местные.
Федеральные налоги
взимаются по всей территории
России. В настоящее время к
федеральным относятся следующие
налоги :
а) налог на добавленную
стоимость;
б) акцизы на отдельные
группы и виды товаров;
в) налог на доходы
банков;
г) налог на доходы
от страховой деятельности;
д) налог от биржевой
деятельности;
е) налог на операции
с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из
производства материально-сырьевой
базы, зачисляемые в спец. внебюджетный
фонд РФ;
и) платежи за пользование
природными ресурсами, зачисляемые
в федеральный бюджет, в республиканский
бюджет республик в составе
РФ, в краевые, областные бюджеты
краёв, областей, обл. бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных
округов и районные бюджеты
районов в порядке и на условиях,
предусматриваемых законодательными
актами РФ;
к) подоходный налог
с физических лиц;
м) налоги, служащие
источниками, образующие дорожные
фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная
пошлина;
п) налог с имущества,
переходящего в порядке наследования
и дарения;
р) сбор за использование
наименований "Россия", "Российская
Федерация" и образовываемых
на их основе слов и словосочетаний;
с) налог на покупку
иностранных денежных знаков
и платёжных документов, выраженных
в иностранной валюте.
Все суммы поступлений
от налогов указанных в подпунктах
"а"-"ж" и "р" зачисляются
в федеральный бюджет. Налоги, указанные
в подпунктах "к" и "л"
являются регулирующими доходными
источниками, а суммы отчислений
по ним, зачисляемые непосредственно
в республиканский бюджет республики
в составе РФ, в краевые, областные
бюджеты краёв и областей, областной
бюджет автономной области, окружные
бюджеты автономных округов и
бюджеты др. уровней, определяются
при утверждении республиканского
бюджета республики в составе
РФ, краевого, областного бюджета
автономной области, окружных
бюджетов автономных округов.
Все суммы поступлений
от налогов, указанных в подпунктах
“н” - “п” зачисляются в местный
бюджет в порядке, определяемом
при утверждении соответствующих
бюджетов, если иное не установлено
Законом . Федеральные налоги ( в
т. ч. размеры их ставок) объекты
налогообложения, плательщики налогов
и порядок зачисления их в
бюджет или во внебюджетный
фонд устанавливаются законодательными
актами РФ и взимаются на
всей её территории.
Суммы поступлений
от налога, указанного в подпункте
“с” зачисляются в соответствующие
бюджеты в порядке, определенном
законодательным актом Российской
Федерации об этом налоге.
Налоги республик в
составе РФ и налоги краёв,
областей, автономных областей, автономных
округов. К этим налогам относятся:
а) налог на имущество
предприятий, сумма платежей по
налогу равными долями зачисляется
в республиканский бюджет республики
в составе РФ, краевые, областные
бюджеты краёв и областей, областной
бюджет автономной области, окружные
бюджеты автономных округов и
в районные бюджеты районов,
городские бюджеты городов по
месту нахождения плательщиков;
б) местный доход;
в) плата за воду,
забираемую промышленными предприятиями
из водохозяйственных систем;
г) республиканские
платежи за пользование природными
ресурсами.
Налоги, указанные в
подпунктах “а”, “б” и “в”
, устанавливаются законодательными
органами (актами) РФ и взимаются
на всей её территории. При
этом конкретные ставки определяются
законами республик в составе
РФ или решениями органов государственной
власти краёв, областей, автономной
области, автономных округов,
если иное не установлено законодательными
актами РФ.
Сборы, указанные в
подпункте “г”, Зачисляются в
республиканский бюджет республики
в составе Российской Федерации,
краевые, областные бюджеты краёв
и областей, областной бюджет
автономной области, окружные
бюджеты автономных округов и
используются целевым назначением
на дополнительное финансирование
образовательных учреждений. Ставки
этого сбора не могут превышать
размера одного процента от
годового фонда заработной платы
предприятий, учреждений и организаций.
Они устанавливаются законодательными
актами республик в составе
Российской Федерации, решениями
органов государственной власти
краёв, областей, автономной области
и автономных округов.
3. К местным относятся
следующие налоги :
а) налог на имущество
физических лиц. Сумма платежей
по налогу зачисляется в местный
бюджет по месту нахождения (регистрации)
объекта налогообложения;
б) земельный налог.
Порядок зачисления поступлений
по налогу в соответствующий
бюджет определяется законодательством
о Земле.
в) регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью,
сумма сбора зачисляется в
бюджет по месту их регистрации
;
г) налог на строительство
объектов производственного назначения
в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право
торговли : сбор устанавливается
районными, городскими (без районного
деления ), районными (в городе),
коллективными, сельскими органами
исполнительной власти. Сбор уплачивается
путём приобретения разового талона или
временного патента и полностью зачисляются
в соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы
с граждан и предприятий, учреждений,
организаций, независимо от их
организационно - правовых форм, на
содержание милиции, на благоустройство
территорий и другие цели.
Ставка сборов в
год не может превышать размера
3% от 12-ти установленных Законом
минимальной месячной оплаты
для физического лица, а для
юридического лица - размера 1% от
годового фонда заработной платы,
рассчитанного, исходя из установленного
Законом размера минимальной
месячной оплаты труда. Ставки
в городах и районах устанавливаются
соответствующими органами государственной
власти, а в посёлках и сельских
населённых пунктах на собраниях
и сходах жителей;
з) налог на рекламу
: уплачивают юридические и физические
лица, рекламирующие свою продукцию
по ставке, не превышающей 5% стоимости
услуг по рекламе;
и) налог на перепродажу
автомобилей, вычислительной техники
и персональных компьютеров. Налог
устанавливают юридические и
физические лица, перепродающие
указанные товары по ставке, не
превышающей 10% суммы сделки;
к) сбор с владельцев
собак. Сбор вносят физические
лица, имеющие в городах собак
(кроме служебных), в размере, не
превышающем 1/7 установленного законом
размера минимальной месячной
оплаты труда в год;
л) лицензионный сбор
за право торговли винно-водочными
изделиями. Сбор вносят юридические
и физические лица, реализующие
винно-водочные изделия населению
в размере : с юридических лиц
- 50 установленных законом размеров
минимальной месячной оплаты
труда год, с физических лиц
- 20 установленных законом размеров
минимальной месячной оплаты
труда в год. При торговле
этими лицами с временных точек,
обслуживающих вечера, балы, гуляния
и другие мероприятия - половины
установленного законом размера
месячной оплаты труда за каждый
день торговли;
м) лицензионный сбор
за право проведения местных
аукционов и лотерей. Сбор вносят
их устроители в размере, не
превышающем 10% стоимости заявленных
к аукциону товаров или суммы,
на которую выпущены лотерейные
билеты;
н) сбор за выдачу
ордера на квартиру, сбор вносится
физическими лицами при получении
права на заселение отдельной
квартиры, в размере, не превышающем
3/4 установленного законом размера
минимальной месячной оплаты
труда в зависимости от общей
площади и качества жилья;
о) сбор за парковку
автотранспорта. Сбор вносят юридические
и физические лица за парковку
автомашин в спец. оборудованных
для этого местах в размере,
установленном местными органами
государственной власти;
п) сбор за право
использования местной символики.
Сбор вносят производители продукции,
на которой используется местная
символика (гербы, виды городов
и прочее) в размере, не превышающем
0.5% стоимости реализуемой продукции;
р) сбор за участие
в бегах на ипподромах. Сбор
вносят юридические и физические
лица, выставляющие своих лошадей
на состязания коммерческого
характера, в размерах, устанавливаемых
местными органами государственной
власти, на территории которых
находится ипподром;
с) сбор за выигрыш
в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие
в игре на тотализаторе на
ипподроме в размере, не превышающем
5% суммы выигрыша;
т) сбор с лиц,
участвующих в игре на тотализаторе
на ипподроме. Сбор вносится
в виде процентной надбавки
к плате, установленной за участие
в игре, в размере, не превышающем
5% этой платы;
у) сбор со сделок,
совершаемых на биржах, за исключением
сделок, предусмотренных законодательными
актами о налогообложении операций
с ценными бумагами. Сбор вносят
участники сделки в размере,
не превышающем 0.1% суммы сделки;
ф) сбор за право
проведения кино и телесъёмок.
Сбор вносят коммерческие кино
и телеорганизации, производящие
съёмки, требующие от местных
органов государственного управления
осуществления организационных
мероприятий, в размерах, установленных
местными органами государственной
власти;
х) сбор за уборку
территорий населённых пунктов.
Сбор вносят юридические и
физические лица, в размере, установленном
органами государственной власти;
ц) сбор за открытие
игорного бизнеса. Плательщиками
сбора являются юридические и
физические лица - собственники указанных
средств и оборудования
независимо от места
их установок. Ставки сборов
и порядок его взимания устанавливается
местными органами власти;
ч) налог на содержание
жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы в
размере, не превышающем 1,5 процента
объёма реализации продукции
( работ, услуг ), произведённой
юридическими лицами, расположенными
на соответствующей территории.
Налоги, указанные в
пунктах "а" - "в" устанавливаются
законодательными актами РФ и
взимаются на всей её территории.
При этом конкретные ставки
этих налогов определяются законодательными
актами республик в составе
РФ или решением органов государственной
власти краёв, областей, автономной
области, автономных округов,
районов, городов и иных административно
-территориальных образований, если
иное не предусмотрено законодательным
актом РФ.
Налоги, указанные в
пунктах "г" и "д"
могут вводится гор. органами
власти, на территории которых
находится курортная местность.
Суммы налоговых платежей зачисляются
в районные бюджеты и городские
бюджеты городов. В сельской
местности сумма налоговых платежей
равными долями зачисляется в
бюджеты сельских населённых
пунктов, посёлков, городов районного
подчинения и в районные бюджеты
районов, краевые, областные бюджеты,
бюджеты краёв и областей, на
территории которых находится
курортная местность.
Налоги и сборы, предусмотренные
пунктами "з" - "х" могут
устанавливаться решениями районных
и городских органов власти. Суммы
платежей по налогам и сборам
зачисляются в районные бюджеты,
бюджеты районов, городов, либо
по решению районных и городских
органов власти - в районные бюджеты
районов (в городах), бюджеты посёлков
и сельских населённых пунктов.
Расходы предприятий
и организаций по уплате налогов
и сборов, указанных в пунктах
"ж", “з”, “о”, "ф", "х"
и “ч” относятся на финансовые
результаты деятельности предприятий,
земельного налога на себестоимость
продукции ( работ, услуг). Остальные
местные налоги и сборы уплачиваются
предприятиями и организациями
за счёт части прибыли, остающейся
после уплаты налога на прибыль
(доход).
По объекту налогообложения
существующие налоговые платежи
и сборы можно разделить на:
налоги с доходов
( выручки, прибыли, заработной
платы );
налоги с имущества
( предприятий и граждан );
налоги с определённых
видов операций, сделок и деятельности
( налог на операции с ценными
бумагами, лицензионные сборы ).
По механизму формирования
налоги подразделяются на прямые
и косвенные.
Прямые налоги - налоги
на доходы и имущество: подоходный
налог и налог на прибыль
корпораций (фирм); на социальное
страхование и на фонд заработной
платы и рабочую силу (так называемые
социальные налоги, социальные взносы);
поимущественные налоги, в том
числе налоги на собственность,
включая землю и другую недвижимость;
налог на перевод прибыли и
капиталов за рубеж и другие.
Они взимаются с конкретного
физического или юридического
лица.