Эволюция налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Налоговая система………………………………………………….3
Эволюция налоговой системы РФ………………………...3
Основные принципы построения налоговой системы РФ6
Структура действующей налоговой системы РФ……….6
Налоговая система в 2005-2006г……………………………...…..12
3.1 Изменения налоговой системы с 2006г…………………15
4.Основные направления налоговой системы РФ в 2007-2009г…..20
5.Список литературы…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.21 Кб (Скачать документ)

 

 Косвенные налоги - налоги  на товары и услуги: налог на  добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара  или услуги); на наследство; на  сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Они частично  или полностью переносятся на  цену товара или услуги.

 

 Прямые налоги трудно  перенести на потребителя. Из  них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на  другую недвижимость: они включаются  в арендную и квартирную плату,  цену сельскохозяйственной продукции.

 

 Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в  зависимости от степени эластичности  спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем  менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя,  а большая уплачивается за  счет прибыли. В долгосрочном  плане эластичность предложения  растет, и на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов.

 

 В случае высокой  эластичности спроса увеличение  косвенных налогов может привести  к сокращению потребления, а  при высокой эластичности предложения  - к сокращению чистой прибыли,  что вызовет сокращение капиталовложений  или перелив капитала в другие  сферы деятельности.

3. Налоговая система России  в 2005-2006 годах.

 

 В последние годы  в налоговой сфере страны прошел  ряд преобразований, призванных  снизить налоговое бремя на  товаропроизводителя и обеспечить  более высокую собираемость налогов.  Заместитель председателя комитета  Госдумы по бюджету и налогам  Игорь Руденский рассказал корреспонденту  Кремль. Орг о работе комитета, о рассматриваемых проектах и  о ситуации с налогообложением  в России в целом. 

 

 За последние четыре  года в налоговой сфере сделаны  серьезные шаги, в результате  чего выросла собираемость налогов,  снизились масштабы уклонения  от их уплаты. В целом же  уменьшилось налоговое бремя  на экономику.  

 

 Во-первых,   снижены  ставки основных налогов, например  налог на прибыль с 35 до 24 процентов,  НДС с 20 до 18, единый социальный  налог с 39,5 до 26 процентов, введена   плоская шкала подоходного налога 13 процентов. Особо отмечу, что  при этом общее количество  налогов сократилось с 52, столько  их было в 1988 году до 15.  

 

 Сделано, конечно, еще  не все. Хотя общая налоговая  нагрузка на предпринимательскую  деятельность снизилась, она все  же по-прежнему остается неоправданно  велика. В результате снижаются  возможности для модернизации  и развития производства, создания  новых рабочих мест. В 2004-2005 годах  предстоит завершить налоговую  реформу. Налоговая система должна  обеспечивать финансирование бюджетных  потребностей, быть необременительной  для бизнеса и не препятствовать  повышению их конкурентноспособности  и росту деловой активности.

 

 Общая логика налоговых  реформ во многих странах связана  с постепенным переходом от  косвенного налогаобложения к  обложению конечного дохода. Глубина  этого перехода часто зависит  от способности справиться с  задачей легализации экономической  деятельности и доходов от  нее с тем, чтобы перейти  к прямому   налогообложению  доходов юридических и физических  лиц-налогоплательщиков.  

 

 Один из основных   проблемных вопросов налоговой  реформы в настоящее время  – налог на добавленную стоимость.  Наряду с изменением процедур  взимания НДС, надо пойти на  дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном  возмещении НДС по экспортным  операциям и при осуществлении  капитальных вложений, а также  исключить, наконец, налогообложение  авансовых платежей.

 

 Этот вид налога  мешает многим бизнесменам развивать  производство, и потому они часто  просят правительство снизить  ставку НДС. Надо отметить, что  эти просьбы услышаны, и в своем  бюджетном послании Президент Росси высказался за дальнейшее снижение ставки НДС и подчеркнул необходимость отмены взимания НДС с авансовых платежей. По его мнению, также нужно решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений. В связи с этим у депутатов есть серьезные предложения по реформированию НДС. В осеннюю сессию мы с группой депутатов нашей фракции планируем внести изменение в главу Налогового кодекса, касающуюся НДС.

 

- Планировалось с 1 января 2006 года снизить НДС и вместо  двух существующих налоговых  ставок 10 и 18 процентов ввести  единую налоговую ставку в  размере 10 процентов. 

 

 Отмечу, что Минфин  готов с 2006 года снизить ставку  НДС до 16 при полной отмене  льгот. По нашему мнению, вследствие  снижения ставки НДС увеличатся  поступления по налогу на прибыль  в бюджеты всех уровней. Далее,  при капитальном строительстве  с 2005 года предполагалось перейти  к более быстрому возмещению  НДС при приобретении материалов, оборудования, заказе строительных  работ у подрядчиков. Если раньше  НДС возмещался только после  введения объекта в эксплуатацию, то с 2005 года этот налог будет  предъявлять к возмещению в  следующий налоговый период, то  есть уже в следующий месяц  после осуществления затрат. Эта  мера, по оценке экспертов, приведет  к уменьшению отвлечения оборотных  средств предприятия в объеме  порядка 60 млрд. рублей в расчете  на год. 

 

 Хочу также отметить  и такое новшество как отмена  налогообложения НДС авансовых  платежей, получаемых налогоплательщиками.  Есть простор для реформ и  в упрощении действующего порядка  возмещения НДС по экспортным  операциям. При этом таким операциям  следует отменить отдельную налоговую  декларацию, объединив все операции  осуществляемые налогоплательщиком  в одном документе. В нем  будут учитываться как обороты  по операциям внутри территорий  России, так и за ее пределами. 

 

 В случае принятия  такого решения суммы НДС, начисляемые  по внутренним оборотам, будут  уменьшаться за счет налоговых  вычетов по экспортным операциям.  Такое решение обеспечит заметное  ускорение возмещение сумм НДС,  уплаченных экспортерами своим  поставщикам. По экспертной оценке  в расчете на год экономия  средств налогоплательщиков в  результате этой меры составит 50-60 млрд. рублей.

 

   Необходимо пересмотреть  систему ресурсных платежей. Она  должна предоставлять равные  условия для конкуренции между  добывающими и перерабатывающими  отраслями, а также обеспечить  рациональное использование природных  ресурсов. Предстоит реформирование  системы налогообложения земли  и имущества граждан, принятие  новой главы Налогового кодекса  по налогу на наследование  и дарение, госпошлине…

 

 Хочу особо отметить, что основу доходов федерального  бюджета на 2006 год составили налоги  на добавленную стоимость, налог  на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций,  акцизы, доходы от внешнеэкономической  деятельности. Доля этих налогов  в общей сумме доходов составит 85, 46 процентов, что почти на  восемь процентов выше, чем ожидалось  в 2005 году.

 

 Председатель Координационного  совета предпринимательских союзов  России Александр Шохин прокомментировал  результаты заседания Совета  по конкурентоспособности и предпринимательству  при председателе Правительства  РФ. По его словам, все темы, которые  обсуждались на совете, были вынесены  на публичное обсуждение уже  достаточно давно, а позиции  различных структур (Минфина, МЭРТ, аппарата правительства) известны  также давно, в равной степени  как и позиции основных бизнес - объединений. Заседание, отметил  А.Шохин, «в некотором смысле  было репетиционным перед заседанием  правительства», которое должно  состояться в конце марта в  рамках начала формирования бюджета  страны на 2006 год. В этом процессе  исходную точку занимает изменение  в действующем налоговом законодательстве. Поэтому очень важно было понять, подчеркнул А.Шохин, по какому  пути будет выстраиваться налоговая  система 2006 года. По его словам, бизнес отметил свою заинтересованность  и в снижении налогового бремени,  и в упорядочении администрирования.  При этом администрирование имеет  два спектра: в глазах властей  это некое повышение собираемости  налогов, недопущение различного  рода уклонения от налогов,  повышение дисциплины и т.д.  Для бизнеса же это возможная  предсказуемость поведения властей,  отсутствие применения новых  норм задним числом, отсутствие  субъективизма в налоговых проверках. 

 

По словам А.Шохина, налоговое  бремя также имеет два аспекта. Первый - классическое снижение ставок, второй – упорядочение действующих  налогов, которое реально может  привести к снижению налогового бремени. В частности, это работа по обеспечению  нейтральности налога на добавленную  стоимость в части своевременного возмещения НДС, выплачиваемого с капитальных  вложений, и своевременное возвращение  НДС, выплачиваемого при экспорте. Если все это будет реализовано, это  означает поступление в распоряжение налогоплательщиков в 2006 году больших  сумм, измеряемых сотнями миллиардов рублей, отметил А.Шохин. В полном объеме это будет сумма порядка 400 млрд рублей.

А.Шохин сообщил, что для 2006 года программа налоговых послаблений  является достаточно амбициозной. Для 2007 года эффект от этих действий будет  утерян, поскольку все меры по правильному  администрированию того же НДС являются лишь кассовым разрывом для бюджета, но не выпадением доходов. В 2007 году, считает  он, было бы правильнее поставить вопрос о снижении налоговых ставок. Это  позиция, которая была на заседании  совета зафиксирована за одним исключением: аппарат правительства и премьер-министр, судя по всему, настаивают на снижении НДС уже в 2006 году, сообщил А.Шохин. Если будет принято решение реализовать  амбициозную схему снижения налогов, изменить механизм выплат возмещения НДС, одновременно снизить ставки НДС  хотя бы до 15-16%, то «это позволит встряхнуть экономический рост, инвестиционную активность», считает А.Шохин.

По его словам, бизнес понимает свою ответственность - нельзя требовать  от государства налоговых послаблений  без учета финансовой стабильности. Эта тема также прозвучала на заседании совета, отметил А.Шохин, но еще необходимо сделать расчеты. Более того, бизнес по-разному смотрит на снижение ставок. Бизнес-сообщество считает, сообщил он, что более важным является снижение единого социального налога, что позволит окончательно вывести бизнес «из тени». Поэтому снижение ЕСН до 15-18% против нынешних 25,6%, по мнению многих, позволило бы решить эту задачу, особенно для малого и среднего бизнеса.

 

^ 3.1 Изменения налоговой  системы с 2006года

 

 С 1 января 2006 г. предполаглось  ввести в действие новый порядок  взыскания штрафов за незначительные  налоговые правонарушения. Так, если  величина штрафа для физического  лица не превысит 5 тыс. руб., а  организации - 50 тыс. руб., то взыскание  такого штрафа будет производиться  без судебного решения, как  это делается сейчас, автоматически,  по решению налогового органа. Такое решение будет иметь  силу исполнительного документа  и сразу передаваться судебным  приставам-исполнителям. При этом  налогоплательщик вправе приостановить  порядок взыскания, обжаловав  решение налогового органа. В  отношении штрафов, которые превышают  указанный предел, сохранится судебный  порядок их взыскания. Делается  это для того, чтобы разгрузить  арбитражные суды от большого  количества мелких и непринципиальных  судебных процессов, тем самым  ускорив рассмотрение других  дел.

 

 Существенные изменения  предполагалось внести в НДС.  С 1 января 2006 г. новым законом  установлен единый для всех  налогоплательщиков способ определения  момента налоговой базы - "по  отгрузке". В соответствии с  законом налогоплательщики утрачивают  право выбирать момент определения  налоговой базы - "по отгрузке" или "по оплате". Моментом  определения налоговой базы будет  признаваться наиболее ранняя  из следующих дат:

- день отгрузки/передачи  товаров, работ, услуг, имущественных  прав;

- день оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров, выполнения  работ, оказания услуг, передачи  имущественных прав.

 

 Данная норма означает, что полученные авансы по-прежнему  будут облагаться налогом. Исключение  сделано только в отношении  экспортных авансов: в соответствии  с законом в налоговую базу  не включаются суммы оплаты, частичной  оплаты, полученные в счет предстоящих  поставок товаров, облагаемых  по ставке 0% в соответствии с  п.1 ст.164 НК РФ. Но применение его  на практике может быть усложнено,  т.к. не установлен механизм  использования данного исключения. Возможность освобождения авансов  от налогообложения предусмотрена  и для предприятий с длительным  циклом производства (более 6 месяцев).

 

 Изменены условия и  принятия НДС к вычету. В соответствии  с новым законом оплата товаров,  работ, услуг перестанет быть  обязательным условием для принятия  НДС к вычету. В связи с этим  следует ожидать усиления внимания  налоговых органов к правильному  заполнению счетов-фактур. С 1 января 2007 г. планируется ввести обязанность при неденежных расчетах выплачивать НДС поставщику в денежной форме. В соответствии с новым законом сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг. Это правило не только значительно снижает привлекательность неденежных форм расчетов, но и вызывает определенные сомнения с конституционно-правовой точки зрения, так как означает налоговую дискриминацию неденежных форм расчета.

 

 Установлен новый порядок  уплаты налога иностранными организациями,  имеющими на территории Российской  Федерации несколько подразделений.  С 1 января 2006 г. иностранная организация,  имеющая на территории России  несколько подразделений (представительств, отделений), предоставляет налоговые  декларации и уплачивает налог  в целом по операциям всех  находящихся на территории Российской  Федерации подразделений через  самостоятельно выбранное им  подразделение. Эти изменения  исключают ситуацию, когда несколько  подразделений одной иностранной  компании могли рассматриваться  на территории России как различные  плательщики НДС.

Информация о работе Эволюция налоговой системы