Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель работы: является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения.
Задачи работы: определена сущность понятия «качество жизни населения», и рассмотрены социальные программы правительства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социальная политика и состояние социальной сферы Росси 4-14
1.1 Понятие социальной политики 4
1.2 Уровень и качество жизни населения 7
1.3 Доходы населения 11
2.Совершенствование социальной политики на современном этапе 15-31
2.1 Повышение минимальной зарплаты 15
2.2 Материнский капитал 18
2.3 Валоризация 24
2.4 Обеспечение пособием по беременности и родам 27
2.5 Изменения в структуре пенсии 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социальная политика и состояние социальной сферы Росси 4-14
1.1 Понятие социальной политики 4
1.2 Уровень и качество жизни населения 7
1.3 Доходы населения 11
2.Совершенствование социальной политики на современном этапе 15-31
2.1 Повышение минимальной зарплаты 15
2.2 Материнский капитал 18
2.3 Валоризация 24
2.4 Обеспечение пособием по беременности и родам 27
2.5 Изменения в структуре пенсии 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение
Актуальность работы: в этой работе мы рассмотрели одну из важных проблем качество и уровень населения, так как это касается каждого человека и меня в частности. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. В Российской Федерации требуется быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.
Цель работы: является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения.
Задачи работы: определена сущность понятия «качество жизни населения», и рассмотрены социальные программы правительства.
Предмет исследования: понятие уровень и качество жизни населения, социальные программы правительства за последний год.
Объект исследования: законодательные акты за последний год, для повышения уровня жизни населения.
Методы
исследования: аналитический метод,
экономико-математический.
1.
Социальная политика
и состояние социальной
сферы Росси
Политика – это деятельность органов государственной власти, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность политических общественных организаций, определяемая их интересами и целями. Таким образом, обобщенно политика – это взаимоотношения социальных различных групп. Нет обществ без политики, нельзя жить в обществе и быть вне политики.
В зависимости от характера и области взаимодействия социальных групп политика делится на разделы (сферы). Выделяют экономическую, экологическую, демографическую, культурную, образовательную и другие сферы политики (сферы взаимоотношений), а также социальную политику.
Социальная политика – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей и т.д. Социальная политика – это политика государства, направленная на ослабление дифференциации доходов и имущества населения, смягчение неравенства в распределении доходов, предотвращение социальных конфликтов.
Основной
характеристикой
Субъекты социальной политики – реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Субъекты делятся на первичные – это сами социальные группы и вторичные (порожденные первичными для собственного удобства и представления их интересов) – представляющие их интересы органы и организации.
Под социальной политикой следует понимать проводимый государством курс действия в отношении разработки и осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. В настоящее время в России функции по социальной стабилизации выполняются преимущественно государством, за счет средств государственного бюджета различных уровней. Чаще приходится говорить о государственной социальной политике.
Реформирование социальной сферы включает институциональные изменения, сдвиги во внутренней структуре социальной сферы, изменение источников и порядка финансирования и прочее. За всеми этими преобразованиями, прежде всего, стоит оптимизация сочетания нерыночных и рыночных механизмов функционирования и управления социальной сферой. Применение рыночных механизмов в социальной сфере – явление весьма новое для нашей страны. Ситуация осложняется тем, что выбор решений и практическая реализация осуществляются под давлением обстоятельств, а именно регионально дифференцированной социальной напряженностью.
Для постсоциалистического периода характерны две основные модели развития социальной политики: патерналистская модель и адресная социальная система.
Патерналистская модель социального развития представляет собой систему регулирования социальной сферы, действующую в Советском Союзе. Для этой модели характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения. На фоне быстрого падения объема ВВП происходило увеличение доли удельных социальных расходов.
Среди явных недостатков данной модели можно выделить следующие:
-
отсутствие системного подхода
к формированию социальной
Приоритетным
направлением социальных реформ можно
считать переход к более
Адресный подход позволяет перераспределить выделяемые на социальную политику ресурсы, охватив ею особо нуждающихся, увеличив при этом размер социальных пособий и выплат.
К основным принципам модели адресной социальной политики целесообразно отнести следующее:
- использование принципа адресности, как средства перераспределения социальной помощи наиболее нуждающимся;
Существенной проблемой адресной модели является проблема достоверного определения адресата социальной помощи.
Приоритеты социальной политики – это наиболее важные, значимые настоятельные проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики. Приоритеты определяются исходя из состава, реальной взаимосвязи и остроты важнейших социально-экономических и социально-политических проблем. При множестве подходов к определению приоритетов, все же могут быть выделены и содержательно описаны группы проблем, имеющих общероссийское значение. Все вместе они составляют систему приоритетных общероссийских проблем.
За последние годы заметное неблагополучие в социальной сфере вылилось в заметные процессы массовой деградации населения. В связи с этим сверхприоритетной задачей социальной политики в настоящее время является недопущение массовой деградации и люмпенизации населения.
Наряду с вышеизложенными приоритетами социальной политики Российской Федерации можно обозначить еще следующие:
Наряду с понятием «народное благосостояние» целесообразно в качестве самостоятельных рассматривать также понятия «условия», «уровень» и «качество» жизни. Под условиями жизни следует понимать непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, развитие общественных фондов и социальной инфраструктуры). Уровень жизни – это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Главная черта социально-экономической категории «уровень жизни» - это характер и масштабы реализации потребностей не только населения в целом, но и отдельных групп. В основе определения образа жизни как способа деятельности лежит ориентация поведения человека, коллектива, социальной общности, связанная с их целевыми установками (например, пассивному образу жизни противостоит активный). Уровень жизни характеризуется посредством таких показателей, как:
Следует пояснить, что прожиточный минимум – это уровень доходов, обеспечивающий приобретение набора товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения. Прожиточный минимум является «точкой отсчета» для того, чтобы иметь представление об уровне благосостояния населения. Величина прожиточного минимума представляет стоимость обязательных платежей и сборов, а также стоимость потребительской корзины, которая, в свою очередь, представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей.
Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.
Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.
С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: