Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель работы: является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения.
Задачи работы: определена сущность понятия «качество жизни населения», и рассмотрены социальные программы правительства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социальная политика и состояние социальной сферы Росси 4-14
1.1 Понятие социальной политики 4
1.2 Уровень и качество жизни населения 7
1.3 Доходы населения 11
2.Совершенствование социальной политики на современном этапе 15-31
2.1 Повышение минимальной зарплаты 15
2.2 Материнский капитал 18
2.3 Валоризация 24
2.4 Обеспечение пособием по беременности и родам 27
2.5 Изменения в структуре пенсии 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.
Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.
Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.
Под термином «качество жизни» в его широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать.
Уровень и качество жизни - тесно взаимосвязанные категории. Но их не следует рассматривать как количество и качество, как часть и целое, как форму и содержание. Они, скорее, являются характеристиками одного объекта – жизни, но под разными ракурсами. Качество отражает ее разнообразие, а уровень позволяет привести «отличное от другого» к обобщенному денежному выражению. При этом экономические оценки в такой же мере являются характеристикой качества жизни, в какой разнообразие является характеристикой уровня жизни.
Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты.
Достижение
максимально высокого качества жизни
населения является приоритетной целью
социальной рыночной экономики. Одной
из важнейших предпосылок, обеспечивающих
реализацию этой задачи, является проведение
эффективной политики благосостояния
населения. Центральное место в политике
благосостояния занимают доходы населения,
их дифференциация, постоянный рост уровня
жизни граждан.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.
Натуральные доходы населения включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.
Денежные и натуральные доходы образуют личный доход населения.
Номинальные доходы населения характеризуют уровень денежных доходов населения независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы. Под ним понимаются располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.
Основными компонентами денежных доходов населения в рыночной экономике являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, а также социальные трансферты.
а) Меры регулирования доходов
Государство
оказывает активное влияние на перераспределение
доходов через госбюджет. Для
этих целей используется система
дифференцированного
Одним из методов регулирования доходов населения является выплата социальных трансфертов.
Социальные трансферты – это экономическая ценность, передаваемая одним участником другому в одностороннем порядке: от другого участника операции не поступает взамен ничего, что может иметь экономическую стоимость. Социальные трансферты представляют систему мер денежной или натуральной помощи малоимущим, посредством которой повышаются доходы определенных слоев населения.
Государство
путем перераспределения
б) Индекс потребительских цен
Как уже отмечалось, реальные доходы населения зависят от уровня цен на товары и услуги. Для того, чтобы определить влияние инфляции на реальные доходы населения, используется такой показатель, как индекс потребительских цен на товары и услуги.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном (предыдущем) периоде. ИПЦ – это важнейший показатель, характеризующий уровень инфляции. Он используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров. ИПЦ в России исчисляется для характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения по отдельным регионам и стране в целом на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с базисным (предыдущим) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.
в) Индексация доходов
Особое значение занимает проблема индексация доходов от инфляции.
Индексация – это средство защиты от инфляции, привязка суммы контракта, кредита, заработной платы, пенсии, пособия, вкладов населения в банках и т.д. к индексу потребительских цен. Индексация доходов населения представляет полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги. В мировой практике применяются две основные формы индексации доходов населения: автоматическая и полуавтоматическая. Автоматическая индексация доходов населения предполагает, что последние повышаются пропорционально росту цен. Полуавтоматическая индексация именуется также договорной. На государственном уровне проводятся переговоры с участием работодателей, профсоюзов, представителей органов государственной власти, а также ученых-экспертов. В результате переговоров даются рекомендации по установлению нижнего порога социальной защиты при заключении коллективных договоров. На каждом предприятии заключается свой коллективный договор, включающий различные меры социальной защиты работников.
Индексация
доходов населения оценивается неоднозначно.
С одной стороны, она способствует поддержанию
определенного уровня жизни некоторых
групп населения. С другой стороны, индексация
может снижать стимулы к труду, тормозить
реализацию антиинфляционной политики.
Поэтому во многих странах индексация
доходов населения носит скорее эпизодический,
чем постоянный характер.
2.
Совершенствование
социальной политики
на современном
этапе
2.1 Повышение минимальной зарплаты
В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», предусматривается повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года с нынешних 2300 рублей до 4330 рублей в месяц, то есть в 1,88 раза. Прибавка к жалованию россиян состоялась с 1 января 2009 года. Это увеличение распространяется на всех работников бюджетной сферы и будет способствовать росту доходов беднейших групп населения, имеющих зарплату ниже 4330 руб. Оно позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников, а также будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и во внебюджетные фонды.
С увеличением МРОТ до 2300 руб. увеличился и размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для лиц, страховой стаж которых не превышает 6 месяцев
Предложенная сумма соответствует размеру величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, сообщили в пресс-службе Совета Федерации.
Дополнительные расходы федерального бюджета на реализацию закона составили в 2009 году 3,1 млрд рублей, консолидированных бюджетов субъектов РФ - 36,8 млрд рублей.
В свою очередь первый заместитель Секретаря Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил, что повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума можно назвать историческим решением. "Минимальный размер оплаты труда является гарантией для наименее обеспеченных категорий работников. Таким образом МРОТу возвращено изначальное конституционное значение - это заработная плата, ниже которой не получает ни один человек, отработавший полную норму рабочего времени", - подчеркнул Исаев.
Депутат-единоросс также предупредил, что к 1 января 2009 года величина прожиточного минимума в среднем по России будет выше минимального размера оплаты труда. "Дело в том, что МРОТ - это величина, которая устанавливается федеральным законом, а прожиточный минимум - это то, что складывается в результате колебания цен на рынке, то, что может быть только зафиксировано Росстатом РФ, - пояснил Исаев. - Поэтому установленная законом цифра и цифра, которая складывается из колебания цен, не могут быть одинаковыми. Но задача заключается том, что стремиться к тому, чтобы МРОТ оказался несколько выше прожиточного минимума.
В связи с этим в своих выступлениях на пленарном заседании члены Совета Федерации отмечали, что необходимо просчитать все последствия принятия закона. Они предложили принять протокольное поручение палаты к правительству РФ - предусмотреть дополнительные средства в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации для реализации норм и положений документа.
Региональный МРОТ - возможность устанавливать региональными законами МРОТ выше федерального появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 г. При этом до 2005 г. для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 г. необходимость согласовывать введение повышенного МРОТ с Правительством РФ у субъектов РФ отпала. В настоящее время почти никто из них таким правом не воспользовался, кроме Вологодской области, на территории которой с 1 января 2007 г. установлен региональный МРОТ 1220 руб.