Картели и их роль и современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание

Картель (от франц. cartel, от итал. cartello, от carta - бумага, документ) - форма монополистического соглашения между фирмами, принадлежащими чаще всего к одной отрасли, с целью извлечения монопольной прибыли посредством регулирования объёмов производства и сбыта (квот) для его основных участников.

Содержание

Введение 3
Глава I. Возникновение, структура и роль картеля 5
1.1.Историческое развитие картелей 5
1.2. Картельные соглашения в России 1990-е годы 10
Глава II. Теоретические аспекты картеля 13
2.1.Понятие картеля 13
2.2.Сущность и виды картелей 14
2.3.Образование и функционирование картеля 17
Глава III. Картель в современной экономике 22
3.1. Законодательное регулирование картелей 22
3.2. Частные и государственные картеля 25
3.3. Проблемы доказывания устных картелей 28
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложение 38

Работа состоит из  1 файл

Gotov_Kartel_i_ikh_rol.docx

— 116.33 Кб (Скачать документ)

Картельные соглашения первого  типа исходили из «базарного» принципа, в рамках которого продавцы договаривались не опускать цены на свою продукцию  ниже определенного уровня. Подобный картель обеспечивал продавцам  получение дополнительной прибыли  за счет покупателя. Договоренности между  продавцами касались, как правило, какого-то определенного вида продукции и  возникали в отраслях и на территориях, где действовало относительно небольшое  число продавцов, что давало им возможность  без особого труда договариваться между собой. Другим обстоятельством, позволявшим продавцам формировать  картели, нацеленные на максимизацию сбытовых цен, являлось наличие большого числа  мелких покупателей, не способных на согласованное противодействие. Поэтому  картели продавцов чаще всего  возникали в розничной и мелкооптовой торговле нефтепродуктами, стройматериалами, потребительскими товарами, и т. д8.

Впрочем, известно немало примеров, когда  к картельным соглашениям такого рода прибегали и крупные предприятия  базовых отраслей, которые в целях  улучшения своего финансового положения  «договаривались и повышали цены».

Картельные соглашения второго  типа возникали в обратных ситуациях  и предусматривали совместные действия небольшого числа крупных покупателей  против разрозненных мелких продавцов9. Например, в конце 1993 года и начале 1994 года, по договорённости между углеобогатительными фабриками и металлургическими комбинатами, в России никто не покупал товарный уголь для коксования дороже, чем по цене 19 тыс. руб./т, а угольный концентрат — выше, чем по цене 32 тыс. руб10. Это соглашение было достигнуто, прежде всего, для того, чтобы не дать поднять цену угледобывающим предприятиям и остановить рост себестоимости конечной продукции. Создание подобного картеля оказалось успешным, поскольку все потребители коксующегося угля сумели четко договориться между собой, в то время как гораздо более многочисленные шахты и разрезы, дезорганизованные вдобавок социальными волнениями, оказались неспособны на согласованные контрмеры.

Другим известным примером картелирования покупателей стало поведение  молокоперерабатывающих заводов, которые  вынуждали производителей первичного молока сдавать свою продукцию по очень низким ценам. Например, в 1992—1993 годах цена, по которой переработчики  Московской области покупали молоко у совхозов, была в 5-6 раз ниже розничной  цены. В результате львиная доля дохода от продажи молока конечным потребителям доставалась именно промежуточным  звеньям (молокозаводам и торговле).

Смешанные картельные соглашения основывались на взаимных договоренностях между  продавцами и покупателями. Подобные картели были хороши тем, что учитывали разнонаправленные экономические интересы. С их помощью осуществлялось цивилизованное согласование цен, которое, по сути дела, позволяло предприятиям в какой-то мере компенсировать дефицит регулирующих действий со стороны государства

Смешанные картели не получили широкого распространения в России 1990-х  годов, но отдельные примеры все-таки имели место. В частности, к смешанным  картелям можно отнести договоренность осени 1994 года между угольщиками, нефтяниками, электроэнергетиками, металлургами и  железнодорожниками о том, что цены на продукцию этих отраслей в рамках их сделок между собой на определенный срок замораживаются. Ещё одной целью  этого картеля было проведение широкомасштабных взаимозачетов, имеющих целью снижение общего уровня задолженности и нормализацию финансового положения участников соглашения. Нельзя сказать, что эту  договоренность удалось реализовать  полностью, но, тем не менее, попытка  ее осуществления была весьма положительным фактом. Появление подобного смешанного картеля принесло пользу не только предприятиям договаривавшихся отраслей, но и всей российской экономике, так как оно поспособствовало замедлению ценовой динамики и воссозданию системы макроэкономического регулирования11.

 

Глава II. Теоретические  аспекты картеля

    1. Понятие картеля

 

Картель - форма  сговора группы фирм, действующих  совместно и согласующих решения  по поводу объемов выпуска продукции  и цен так, как если бы они были единой монополией.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами  и на этой основе максимизировать  прибыль. Основная проблема, с которой  сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами  и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

а) убедиться, что  существует барьер для входа в  отрасль, чтобы предотвратить возможность  реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;

б) организовать встречу всех производителей данного  продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;

в) установить квоты  каждому члену картеля;

   г) установить процедуру проведения утвержденных квот.

Картели устанавливают  штрафы для тех, кто не выполняет  соглашение, превышая свои квоты. Картели  сталкиваются с проблемой при  принятии решений о монопольной  цене и уровне выпуска. Фирмы с  более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории12.

В современных  условиях картели существуют в более  гибких и достаточно разнообразных  формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению  научных разработок.

Картели систематизируются  по четырем основным категориям:

а) картели с  целью контроля условий продаж;

б) картели с  целью установления цен;

в) картели с  целью разделения деятельности, территорий, продаж и Потребителей;

г) картели с  целью установления доли в определенной области бизнеса.

В США, странах  Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с  фиксированием цен, делением рынка  и ограничением объема выпуска и  производственных мощностей13.

Выделяют два  основных типа картелей: а) картели, преследующие цель максимизации совокупной, или  отраслевой, прибыли, и б) картели, ставящие своей целью распределение и  фиксацию рыночных долей.

В настоящее время  картели заменяются так называемыми  комбинированными комплексами, которые  представляют собой союзы, построенные  на производственной и научно-технической  основе, которые выполняют попутно  и картельные функции.

 

    1. Сущность и виды картелей

 

  По своему  содержанию картельные соглашения  могут быть весьма разнообразны. Вершина их расцвета пришлась  на период между первой и второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.

  • Субмиссионный картель – объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».
  • Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены) – устанавливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.
  • Картель согласованных размеров скидок – определяет условия и размеры скидок для предприятий – участников.
  • Картель минимальных цен – определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.
  • Картель единой цены  - устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель, возможно, создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например: уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия - члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.
  • Квотовый картель - выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.
  • Синдикат – самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом, все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот
  • Региональный картель – соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.
  • Экспортный картель – соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.
  • Импортный картель – соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.
  • Картель специализации – каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.
  • Картель структурных кризисов – соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном коньюктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.
  • Объединение малых и средних предприятий – служит для повышения их конкурентных шансов14.

Таким образом, мы видим, что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи – чтобы выйти из кризиса и т.д.

2.3.Образование и функционирование картеля

 

 

Рассмотрим процесс  образования и функционирования картеля, предположим в некоторой местности несколько производителей стандартизированной продукции хотят образовать картель. Допустим, что есть 15 региональных поставщиков данного продукта. Фирмы назначают цену равную средним издержкам. Каждая из фирм боится поднять цену из опасения, что другие не последуют за ней  и ее прибыли станут отрицательными. Допустим, что выпуск находится на конкурентном уровне Qc, который проиллюстрирован в приложении (Рисунок №1), соответствующему размеру выпуска, при котором кривая спроса пересекает кривую МС, являющейся горизонтальной суммой  кривых предельных издержек каждого продавца. Кривая МС была бы кривой спроса, если бы рынок был полностью конкурентным. Каждая фирма выпускает 1/15 часть общего выпуска Qc15.

Первоначальное  равновесие существует в точке Е. Конкурентная цена равна Рс. При этой цене каждый производитель получает нормальную прибыль. При картельной цене Pm, каждая фирма могла бы  получать максимальные прибыли, устанавливая  Pm=MC. Если все фирмы поступят так, то будет избыточное  количество цемента, равное QmQ единиц в месяц. Цена упала бы до Рс. Чтобы поддержать картельную цену, каждая фирма должна производить не больше, чем  величина квоты qm16.

Для установления картеля необходимо сделать следующие  шаги.

1.Убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу товара другими фирмами после повышения цены. Если бы был возможен свободный вход в отрасль, то увеличение цены привлекло бы новых производителей. Следовательно, предложение возросло бы, а цена упала бы ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель.

2.Организовать встречу всех  производителей данного  вида  товара, для установления совместных ориентиров  по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход для всех уровней выпуска. Выбрать выпуск, для которого MC=MR (предполагается, что у всех фирм одинаковые издержки производства). Монопольный выпуск будет максимизировать прибыли у всех продавцов. Это изображено на Рисунке № 1 в приложении. Кривая спроса на товар в регионе - D. Предельный доход, соответствующий этой кривой, - MR. Монопольный выпуск равен Qm, что соответствует пересечению MR и MC. Моопольная цена равна Pm. Текущая цена равна Рс, а текущий выпуск Qс. Следовательно, текущее равновесие  является таким же, как конкурентное.

3.Установить квоты каждому члену  картеля. Поделить общий монопольный  выпуск , Qm , между всеми членами картеля. Например, можно дать указание каждой фирме поставлять  1/15  Qm каждый месяц. Если бы у всех фирм были одинаковые функции издержек, то это было бы эквивалентно тому, чтобы рекомендовать фирмам уравновешивать производство до тех пор, пока их предельные издержки не сравнялись бы с рыночным предельным доходом (MR`). До тех пор, пока сумма месячных выпусков  всех продавцов равна Qm, можно поддерживать монопольную цену.

4.Установить процедуру проведения  утвержденных квот в жизнь. Этот шаг является решающим для того, чтобы сделать картель работоспособным. Но его очень трудно реализовать, т.к. у каждой фирмы есть стимулы расширять свое производство при картельной цене, но если все увеличат выпуск, то картель обречен, т.к. цена вернется к своему конкурентному уровню. Это легко показать. Рисунок № 2, который проиллюстрирован в приложении, показывает предельные и средние издержки типичного производителя. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как будто спрос на ее выпуск при цене Рс является бесконечно эластичным. Она боится поднять цену из опасения потерять все свои продажи в пользу конкурента. Она выпускает количество продукта, равное qc. Поскольку все фирмы поступают так же, то отраслевой выпуск составляет Qс, что является величиной выпуска, который существовал бы при совершенной конкуренции. При вновь установленной картельной цене фирме разрешен выпуск qm ед. продукта, соответствии точке, в которой MR равняется предельным издержкам МС каждой отдельной фирмы. Допустим, что владельцы любой из фирм полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество. Если они воспринимают Рm, как цену, лежащую за пределами их влияния, то их максимизирующим прибыль выпуском будет q, при котором Pm=MC. При условии, что рыночная цена не уменьшается, фирма может путем превышения своей квоты увеличить прибыли с PmABC до PmFGH17.

Отдельная фирма  может  оказаться в состоянии  превышать свою квоту без ощутимого  снижения рыночной цены. Предположим, однако, что все  производитель  превышают свои квоты, чтобы максимизировать  свои прибыли при картельной цене Pm. Отраслевой выпуск увеличился бы  до Q, при котором Pm=МС. В результате чего существовал бы избыток продукта, т.к. спрос меньше предложения при этой цене. Следовательно, цена будет падать, пока не исчезнет избыток, т.е. до уровня Рс. и производители вернулись бы к тому уровню, с которого они начинали18.

Картель обычно  устанавливает штрафы для тех, кто обходит квоты или другие условия картельного соглашения. Но основная проблема заключается в том, что, как только устанавливается картельная цена, отдельные фирмы, стремящиеся максимизировать прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается, т.к. экономические прибыли падают до нуля19.

Информация о работе Картели и их роль и современной России