Картели и их роль и современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание

Картель (от франц. cartel, от итал. cartello, от carta - бумага, документ) - форма монополистического соглашения между фирмами, принадлежащими чаще всего к одной отрасли, с целью извлечения монопольной прибыли посредством регулирования объёмов производства и сбыта (квот) для его основных участников.

Содержание

Введение 3
Глава I. Возникновение, структура и роль картеля 5
1.1.Историческое развитие картелей 5
1.2. Картельные соглашения в России 1990-е годы 10
Глава II. Теоретические аспекты картеля 13
2.1.Понятие картеля 13
2.2.Сущность и виды картелей 14
2.3.Образование и функционирование картеля 17
Глава III. Картель в современной экономике 22
3.1. Законодательное регулирование картелей 22
3.2. Частные и государственные картеля 25
3.3. Проблемы доказывания устных картелей 28
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложение 38

Работа состоит из  1 файл

Gotov_Kartel_i_ikh_rol.docx

— 116.33 Кб (Скачать документ)

Похожая ситуация сложилась, например, в ОПЕК (Организация  Стран Экспортеров Нефти), крупнейшем международном картеле, на долю которого приходится более 40% мирового экспорта нефти. В 1997 году прошлого года цены на нефть стран организация стран экспортеров нефти упали с 23 до 17 долларов за баррель, несмотря на все попытки ее удержать.  Причиной падения стало нарушение квот некоторыми членами Организации стран экспортеров нефти, в том числе Венесуэлой и Нигерией, на долю которых пришлось, соответственно, 40% и 20% избытка нефти. Венесуэла не в первый раз делает это, считая, что система квот изжила себя, превратившись в механизм добровольной сдачи позиций организации стран экспортеров нефти на рынке в пользу нефтедобывающих стран, не являющихся ее членами. Крах такому сильному картелю, как организации стран экспортеров нефти, конечно, не грозит, но так как остальные страны участники продолжают придерживаться квот, прибыли их значительно снизились20.

Этот факт является также примером того, что картели  часто сталкиваются с проблемой  при принятии решений о монопольной  цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Т.е. фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Картель в современной экономике

3.1. Законодательное регулирование картелей

 

 

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) все картели в принципе запрещены21:

«Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на: 

- установление (поддержание)  цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

-  повышение,  снижение или поддержание цен  на аукционах и торгах;

- раздел рынка  по территориальному принципу, по  объему продаж или закупок,  по ассортименту реализуемых  товаров либо по кругу продавцов  или покупателей (заказчиков);

- ограничение  доступа на рынок или устранение  с него других хозяйствующих  субъектов в качестве продавцов  определенных товаров или их  покупателей (заказчиков);

- отказ от  заключения договоров с определенными  продавцами или покупателями (заказчиками)22».

 В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключением прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка

Этим, в общем то, федеральное законодательство и ограничилось. Все остальные вопросы и нюансы толкования п. 3 вышеуказанного закона находятся в ведении Государственного Антимонопольного комитета, обладающего почти неограниченной властью. Пункт или статья, подобные п. 3 есть и в антимонопольных законах других стран, но в нашем случае из-за довольно размытой формулировки и отсутствии прямых, конкретных исключений, предприятиям (как мне кажется) довольно затруднительно реализовать свое право на практике.

 Поэтому в  данном вопросе российским законодателям  следует брать пример с Японии23. Специфика японского антимонопольного законодательства состоит как раз в наличии большого числа конкретных и четко сформулированных исключений, освобождающих целые отрасли и группы предприятий от действия основной статьи антимонопольного закона на постоянных началах или в качестве временной меры24.

Исключения эти  состоят в следующем.

Во-первых, исключение дается для внешнеторговой деятельности, где согласно закону об экспорте и  импорте от 1952 г., разрешены экспортные и импортные картели. Это связано  с таким специфическим условием Японии, как высокий уровень концентрации внешнеторговых потоков в руках  крупных универсальных торговых домов. Картелирование разрешено для  мелких предприятий, чтобы обеспечить им доступ на внешние рынки. Им также разрешена целевая кооперация для деятельности внутри страны25

Во-вторых, антимонопольный  закон разрешает международные  соглашения о патентах и авторских  правах, о покупке лицензий и ноу-хау  с ограниченными условиями, касающимися  сбыта продукции.

В-третьих, разрешено  создание «картелей структурных  кризисов» на время резких спадов производства сроком до 6 месяцев (но с  возможным продлением), а также  для модернизации отраслей промышленности в тех случаях, когда отраслям необходима массовая смена технологий, свертывание неперспективных производств, специализация производств и  стандартизация продукции. В этих случаях  предприятиям разрешается на определенный срок  согласовывать объемы  делать совместные закупки сырья, перевозки, вести обмен патентами и технической информацией, совместно использовать складские мощности и пр., что в обычных условиях запрещается26.

Легальные картели  существуют гласно, открыто, оформляются  законами о льготных режимах, устанавливающими ответственность с обеих сторон и подлежат контролю в соответствии с законами. В законах оговариваются конкретные мощности,  капиталовложения, виды льгот и сроки действия льгот. По окончании срока льготы отменяются. Картель распускается, как только рыночные условия улучшаются и задача картеля выполнена.

При помощи легальной  картельной практики в Японии в 1955-1970 гг. была успешно проведена модернизация черной металлургии, угледобывающей промышленности, судостроения, нефтепереработки, производства химических удобрений, а в 1978-1988 гг. выполнены две крупные программы модернизации и частичного свертывания отраслей, пострадавших от повышения цен на нефть (нефтехимия, цветная металлургия)27.

Использование легальной  картельной практики под надзором антимонопольной  администрации для свертывания  и модернизации нерентабельных производств  не имеет аналогий не в одной стране мира. Везде нерентабельные предприятия  становятся бременем для государственного бюджета и для общества в целом («а уж в России тем более»)28.

3.2. Частные и государственные картеля  

 

 

     В течение  последних десятилетий весьма  распространенной формой объединения  ряда предприятий одной отрасли  является картель. При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности; между ними заключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.

В экономической литературе по формам собственности различают частные  и государственные картели. Деятельность государственных картелей строится на основе инструкций и правил, вырабатываемых правительством с учетом интересов  промышленников картелированной отрасли. Частные картели основываются на соглашениях между частными собственниками, могут по своему усмотрению учитывать  или не учитывать требования государственных  органов власти в зависимости  от типа заключенного соглашения, места  и времени основания картеля, особенностей национального законодательства и т. д. Большинство картелей относится  к соглашениям международного типа. Причем только некоторые международные картели были созданы как частные монополии, в основном это соглашения между национальными правительствами29.    

 Современная форма картеля  предполагает максимизацию прибыли  его участников на основе такого  распределения квот производства, при котором минимизируются затраты.  Как правило, участники картеля  имеют различный технико-экономический  уровень производства, что, в конечном счете, ведет к закрытию наименее эффективных производств. Традиционно частные картели могут осуществлять дотирование недостаточно эффективных производств. Существенным признаком картелей является наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям. Легче всего нарушения выявляются на открытых аукционах, где к нарушителям сразу же могут быть применены соответствующие санкции. Закрытые же аукционы усложняют данную процедуру, что связано с необходимостью получения открытой информации по изменениям квот соответствующих участников картеля и цен на их продукцию.    

 Обычно фирмы с низким уровнем издержек обладают более выгодными рыночными перспективами вне картельного соглашения. Если они будут определять картельную цену, то она может оказаться, ниже, чем монопольная цена фирм той же отрасли. На картельную цену могут оказывать влияние и мелкие фирмы. Фирма, которая слишком мала, чтобы к ней применялось картельное соглашение, может продавать продукцию со скидкой по отношению к цене, устанавливаемой картелем. Такая малая фирма, став членом картеля, склонна поддерживать картельную цену на высоком уровне с тем, чтобы затем иметь возможность делать по отношению к ней скидку. Появление достаточно большой массы таких малых фирм ведет либо к необходимости применения к ним дисциплинарного воздействия со стороны крупных компаний – субъектов соглашения, либо, в конечном счете, разрушает само картельное соглашение, вырабатываемых правительством с учетом интересов промышленников картелированной отрасли.     Государственные картели во многом отличаются от частных. Немало случаев, когда государственные картели осуществляли квотирование в интересах малых и высоко затратных фирм, в противоположность практике преуспевающих частных картелей. Как правило, эффективные картели приводят к расширению емкости рынка по ряду причин. Перспективы получения сверхприбыли привлекают дополнительных субъектов рынка. Высокие цены позволяют извлекать дополнительные доходы постоянно, в отличие оттого, что происходило бы в условиях совершенной конкуренции. Фирмы, действующие на данном рынке, часто вводят резервы производственных мощностей, если это способствует увеличению продаж, так как при ценах, значительно превышающих предельные затраты, дополнительные продажи компенсируют возросшие расходы фирмы. Равновесие картельных цен достигается в том случае, когда введение дополнительных производственных мощностей повышает стоимость продукции до такой степени, при которой начинается снижение прибыли до нормального уровня, и, следовательно, расширение производства более не является привлекательным для производителя. Проблема ввода резервных производственных мощностей существует также и для частных картелей30.

Во многих странах  допускается создание картелей определенных видов в соответствии с общественными  интересами. Большинство индустриально  развитых стран оказывает содействие экспортным картелям, которые способствуют защите национальных интересов на международных  рынках. Национальный доход этих стран, таким образом, может увеличиваться  в результате укрепления позиций  таких картелей за рубежом. Однако если большинство стран будет проводить подобную стратегию, то это, в конечном счете, может привести к общим для всех стран потерям31.

 Создание  государственных картелей практически  всегда сопутствует установлению  импортных квот. Лицензии на импорт  распределяются правительством  на основе ограничений на торговлю. В настоящее время главными  целями установления импортных  квот являются протекционизм  и распределение дефицитной иностранной  валюты32.

Ряд стран использует картели в качестве помощи отраслям, переживающим спад. Предприятия таких  отраслей могут на один год или  даже менее короткий срок создавать  картели при одобрении со стороны  соответствующего государственного органа. Такой временный картель может  стать одним из наименее дорогостоящих  способов помощи отраслям, серьезно пострадавшим в результате общего спада в экономике33.

3.3. Проблемы доказывания устных картелей

 

В антимонопольном законодательстве существует два вида картельных соглашений — письменный и устный. При этом, если с письменными соглашениями ситуация более-менее понятна, с установлением и доказыванием устных соглашений существует ряд проблем, на две из которых хотелось бы обратить внимание34.

Первая проблема связана с квалификацией устных антиконкурентных соглашений. Законом о защите конкуренции предусмотрено два идентичных, искусственно разграниченных состава правонарушений — соглашения и согласованные действия. При этом законом императивно установлено, что действия по соглашению не относятся к согласованным действиям.

За последнее время антимонопольное законодательство было изменено, в том числе изменения коснулись ст.11 закона о защите конкуренции35. Что же изменилось? Касательно соглашений и согласованных действий практически ничего.

Если ранее эти два условно  самостоятельных состава были соединены  в одной части 1 ст.11, то третьим антимонопольным пакетом законодатель закрепил запреты на соглашения и согласованные действия в разных статьях, при этом установив для обоих составов одинаковые безусловные запреты.

Фокус в том, что закон о защите конкуренции содержит отдельную статью 8, устанавливающую четкие критерии согласованных действий, и наоборот, в законе нет ничего, что бы указывало на признаки антиконкурентных соглашений, и именно с этим связаны основные проблемы квалификации устных картелей36.

Согласно ст. 8 « О защите конкуренции», согласованные действия должны удовлетворять совокупности трех условий: взаимовыгодность, действия одного участника согласованных действий вызваны действиями другого участника, известность о действиях друг друга благодаря публичному заявлению одного из участников согласованных действий. Если не брать в расчет «публичное заявление», всем перечисленным условиям — по логике — должны также удовлетворять устные соглашения.

Информация о работе Картели и их роль и современной России