Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:48, реферат
Великая индустриальная революция XVII-XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Исторические предпосылки возникновения……………………………….4
2. Основные положения классической школы управления………………….5
3. Научный управленческий подход…………………………………………..6
3.1. Система управления Тейлора……………………………………………..6
3.2. Хронометраж движений Гилберта………………………………………..8
4.Административный управленческий подход……………………………….9
4.1. Бюрократическая система Вебера………………………………………...9
4.2.Схема управления организацией по Форду……………………………...11
4.3. Принципи и функции управления Файоля……………………………...12
5. Характеристика организации………………………………………………14
6. Выводы………………………………………………………………………19
7. Список используемой литературы…………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.
Великая индустриальная революция XVII-XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Исторические предпосылки возникновения
Термин «управленческая мысль» относится к теориям и принципам, связанным с управлением людьми в организациях. Теории управления (менеджмента) объясняют, почему конкретная практика является эффективной или неэффективной. Они необходимы для прогноза и контроля за человеческим поведением на рабочем месте. Выполняя практическую работу без ее теоретического осмысления, менеджеры могут не понять причины своих успехов или провалов.
На
разных этапах мировой истории существовали
государственные крупные образования,
например Македония (при Александре Македонском),
Персия, Римская империя и др. С годами
управление подобными образованиями становилось
более четким и сложным, а сами образования
— более сильными и устойчивыми. Так, например,
в армии Римской империи была отработанная
структура управления, планирования и
совершенная дисциплина. Ее легионы легко
побеждали плохо организованные армии
стран Европы и Среднего Востока. Завоеванные
территории отдавались под управление
губернаторов, подчинявшихся Риму. Строились
дороги, позволяющие улучшить связь окраин
с Римом, оперативнее собирать налоги
в пользу императора, а в случае необходимости
быстро перемещать легионы в окраинные
провинции, если местные жители или администрация
восставали против римского правления.
В конце XIX столетия обстановка в экономике
наиболее развитых стран была неблагоприятной.
Появление новых машин, двигателей внутреннего
сгорания, металлообрабатывающих быстродействующих
станков и другой техники не давало ожидаемых
результатов в виде роста производительности
труда. Концентрация и специализация производства
не приводили к приросту прибыли на вложенный
капитал. К изучению причин сложившегося
положения привлекли ученых. Так на рубеже
веков произошло научное становление
управления.
Теория управления является относительно новым явлением в истории бизнеса. Первая радикальная идея появилась в 1886 году, когда Генри Р. Таун, основатель и президент «Эйле энд Таун Манифактуринг Компании», предложил такого рода область изучения в своей статье «Инженер как экономист». Утверждая, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу, Таун отметил, что управление работой не было организовано и в большинстве случаев велось интуитивно. У менеджеров, сказал Таун, нет ассоциаций, по средствам которых они могли бы обмениваться опытом, и нет научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы или теории. Статья Тауна часто упоминается как начальная точка отсчета современной науки управления.
Промышленная революция XVII-
Основные положения классической школы управления.
Представители административной школы управления пытались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности функционирования организаций. Основная цель школы - создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что ее представители считали, что существует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес. Согласно точке зрения Адама Смита, люди склонны избирать курс действий, который максимально удовлетворит их личные экономические цели, поэтому финансовые инициативы доминируют в классической школе. Классическая школа подразделяется на две исторические философии управления: научный управленческий подход и административный управленческий подход.
Основателем классической
(административной) школы является
французский предприниматель
Научный управленческий подход.
1. Система управления Тейлора.
Классическая школа может быть разделена на две исторические философии управления: научный управленческий подход и административный управленческий подход.
В первую очередь рассмотрим научный подход.
Научное управление было
первым походом в истории
Система его научной организации труда, описанная в книгах «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления», была построена на пяти основных принципа:
Подбор к каждому виду работы соответствующего рабочего, имеющего к данному виду работы какие-то особые способности. Для проверки этих способностей использовались различные тесты. Например, Тэйлор разработал тест на скоростную реакцию для инспекторов по контролю качества.
2 .Научное изучение и обучение рабочего.
Научная техника изменений должна развиваться, чтобы тренировать рабочего для достижения максимальной эффективности.
Производство было разделено на составные части и все рабочие стали специалистами в своих видах работ.
Рабочие получают заработную плату за то, что они сделали, и премируются, если они превысили установленную норму.
Самое эффективное использование персонала и ресурсов требует дружеской кооперации между трудом и управлением.
Общий вывод:
Тейлор был смелым и ответственным новатором, но многие последователи усомнились в его научном подходе. Более поздние школы утверждали, что научное управление, развитое Тейлором и его современниками, основывалось на упрощенной модели человеческого поведения. (например в его времена понятия что рабочие мотивируются только финансовыми потребностями чтобы удовлетворить)
2. Хронометраж движений Ф. Гилберта.
Френк Гилбертт и его жена Лилиан Гилберт работали над изучением утомляемости рабочего и его двигательной активности, а также над путями улучшения общего состояния отдельного рабочего. Френк, который начинал свой трудовой путь в качестве каменщика, начал изучать и фиксировать на кинопленке раздельные движения каменщика. Согласно его теории движение и усталость прямо соотносятся. Когда ненужное движение устраняли из действий рабочего, определенная сумма усталости также снималась. Это не только делало рабочего более эффективным, но и отражалось на его общем состоянии. В своем подходе Гилберты стремились устранить бесполезные и непродуктивные движения на рабочем месте. Анализируя составные части трудового процесса, они искали наиболее эффективный путь выполнения работы. Например, в результате изучения труда каменщиков Френк Гилберт снизил с шестнадцати до восьми число основных движений, которые требовала эта работа.
Помимо исследования двигательной активности, Гилберты уделяли большое внимание изучению организации рабочего места как целого. Разработали план продвижения для рабочих, который включал три части:
- рабочий сделал свою работу
- рабочий обучил своего последователя
- рабочий приобрел навыки и подготовил себя для продвижения к более сложной работе
Общий вывод.
Гилберты были современниками Тейлора и некоторое время следовали его научному управленческому подходу. Но различие состоит в том, что Тейлор иногда игнорировал значение личностного человеческого фактора в промышленности. А Гилберты помогли создать мост между точным научным управлением (изучение движения, производительности) и научным управлением персоналом, с упором на персонал.
Административный управленческий подход.
1. Бюрократическая система М. Вебера
Если научное управление нацелено в основном на эффективность производства, то административное управление направлено управление большими группами людей. Административное управление необходимо для контроля над служащими в больших, комплексных организациях. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организации в целом.
Вебер развил серию рациональных идей о структуре организации, построил систему так называемой идеальной бюрократии. Сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он придавал огромное значение компетентности, соблюдению правил и процедур, информированности руководителя. Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов. Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.
Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности. Суть его идей выражена в семи основных характеристиках организации:
- Разделение труда.
Власть и ответственность
- Фиксированные должности, созданные в иерархии.
- Все члены организации
подбираются на основе их
- Должностные лица назначаются, а не избираются.
- Административные должностные лица работают за фиксированную плату.
- Административные должностные
лица не являются
Администраторы являются субъектом строгих правил, дисциплины, контроля относительно проведения их обязанностей.
Эти правила должны применяться во всех случаях. Высказывая эти характеристики, Вебер хотел прояснить необходимость иерархии и правил в больших организациях. Его цель состояла в том, чтобы способствовать доброжелательному и справедливому отношению ко всем работникам.
2.Схема управления организацией по Г. Форду.
Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством. Он применил стандартизацию и унификацию - важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное производство, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-ми часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.