Ключевые направления укрепления налоговой базы и национальной валюты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание

Налоговые доходы бюджетной системы занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета необходимо с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на экономику страны.

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ………………………………................. 3
1. Ключевые направления укрепления налоговой базы и нацио-нальной валюты ….………………………………………………………...5
1.1. Методология планирования налоговых доходов в субъектах РФ……………………………………………………………………………5
1.2. Мероприятия по реформированию прямого налогообложения в Российской Федерации…………………………………………………….9
1.3. Понятие валютного курса………………………………………18
1.4. Факторы формирования и функции валютного курса……….21
1.5. Режимы курсов валют…………………………………………..22
1.6. Курсовая политика банка России………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....32

Работа состоит из  1 файл

Дроздова курсовик по МАКРОЭк.docx

— 162.05 Кб (Скачать документ)

    Содержание 
 

Актуальность  проблемы………………………………................. 3

    1. Ключевые направления укрепления налоговой базы и национальной валюты ….………………………………………………………...5

    1.1. Методология планирования налоговых доходов в субъектах РФ……………………………………………………………………………5

    1.2. Мероприятия по реформированию прямого налогообложения в Российской Федерации…………………………………………………….9

    1.3. Понятие валютного курса………………………………………18

    1.4. Факторы формирования и функции валютного курса……….21

    1.5. Режимы курсов валют…………………………………………..22

    1.6. Курсовая политика банка России………………………………25 

  Заключение………………………………………………………....32      
 

          
    5 

    7 

    7 

    1 

    
 
 

 

    

    ВВЕДЕНИЕ

        Налоговые органы являются важным помощником и надежной опорой для государства. От их работы напрямую зависит благосостояние и обеспечение комфортной жизни простых людей.

      От налоговых органов напрямую  зависит развитие России, поскольку  налоговая система - важная составляющая экономики. При этом в условиях мирового финансового кризиса и тех проблем, которые в связи с этим возникают у России, на налоговые органы возлагается по сути дополнительная обязанность - конструктивное и доброжелательное взаимодействие с бизнес-структурами.

    Налоговые доходы бюджетной системы занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета необходимо с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на  экономику страны.

    Валютный  курс рубля и проблема инфляции остаются в центре всей макроэкономической политики государства наряду с проблемами экономического роста, структурной перестройки экономики и повышения ее эффективности. К сожалению, все эти проблемы рассматриваются зачастую изолированно, вне общей стратегической концепции экономического развития России. И это не от хорошей жизни.

    Беда  вся в том, что такой общей  стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу  не создано до сих пор. А раз  нет стратегии, то все экономические  действия властей имеют, как правило, спонтанный, тактический характер, больше всего напоминая действия по латанию дыр.

    Сейчас  уже никто, или почти никто, не ставит под сомнение необходимость рыночного механизма хозяйствования со всей его атрибутикой экономических рычагов, стимулов, регуляторов. Вместе с тем единства нет по главному вопросу -какой именно по сути своей рынок должен быть создан в России. Или это должен быть рынок с преимущественным использованием монетаристских методов управления и с минимальным участием государства, или рынок достаточно жестко управляемый государством и соответствующими государственными структурами.

    В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.

    Цель  работы состоит в изучении макроэкономических процессов в налоговой системе и курсовой политике в РФ.

    Исходя  из цели, были определены следующие  задачи:

    - рассмотрение теоретических основ  налоговых доходов федерального  бюджета страны;

    - определение роли и значения  налоговых доходов в бюджетной  системе страны

    - определение налоговой и курсовой  политики страны.

    Объектом  исследования является курсовая и налоговая  политика в России.

    Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов, как: Кудрин А.Л., Алиев Б.Х., и другие источники.

    А также законодательная база: Налоговый  кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы «О федеральном бюджете на очередной год», сайт Минфина РФ, и другие источники. 
 
 
 
 

 

    

   1.Ключевые направления укрепления налоговой базы и национальной валюты

    1.1.Методология планирования (формирования) налоговых доходов в субъектах РФ 

          Нало́г — обязательный безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

    Налоги - важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

         Сущность налогообложения заключается в прямом безвозмездном изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов.

    Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета  обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

    В целях преодоления негативных последствий  воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная  необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в местный бюджет. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

    Роль  налогов в формировании доходов  местного бюджета определяется показателями удельных весов:

  • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на доходы физических лиц) в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
 

    Эти показатели с разной степенью детализации  характеризуют значимость налогов в формировании доходов местного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

    Система налогов и сборов РФ включает в  себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

    Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.  Это – НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, государственные пошлины, таможенные пошлины и др.

    Региональными признаются налоги и сборы, установленные  НК РФ и законами субъектов РФ, которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Это – налог на имущество, транспортный налог и др.

    Местными  признаются налоги и сборы, установленные  НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, которые обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К ним относится земельный налог и др.

    Налог считается установленным тогда, когда определены следующие параметры:

  • Объект налогообложения;
  • Налоговая база;
  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Порядок исчисления налога;
  • Сроки уплаты налога.
 

    Здесь хочется заострить внимание на системах налогообложения таких как:

  • Упрощенная система налогообложения (УСН);
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
 

    Одним из «узких» мест в бюджетной системе  является закрепление доходных источников за бюджетами различных уровней. Разрешение этой задачи ставилось при разработке Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.

    Совершенствование принципа расщепления налоговых  поступлений должно обеспечивать выравнивание вертикальных дисбалансов и позволять  сократить дотационность нижестоящих бюджетов.

    Целью данного направления реализации Программы являлось существенное повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе - региональных и местных налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода в долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.

    При разделении конкретных видов налогов  и доходных источников между бюджетами разных уровней должны учитываться следующие критерии:

  1. стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию;
  2. экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и доходные источники, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;
  3. территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
  4. равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
  5. социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти;
  6. бюджетная ответственность: сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий соответствующие услуги.

    Выше  отмечалось, что основная функция  налогов — фискальная, заключающаяся в формировании финансовых ресурсов государства. Налоговые поступления — это основной источник формирования региональных и местных бюджетов.

    В последнее время, когда речь заходит  о регионах, применяется понятие  «финансовый леверидж» (финансовый рычаг), заимствованное из микроэкономики, который можно определить как соотношение внешних источников формирования регионального бюджета (трансферты) и внутренних (налоговые и неналоговые поступления) [22, с. 42]. Финансово-независимым может считаться регион, внутренние источники финансирования которого составляют не менее 80 %. Такой регион можно охарактеризовать как финансово-устойчивый, независимый от центра и самостоятельный.

    Естественным  стремлением каждого региона  является повышение финансовой независимости и устойчивости. Это – основной аспект формирования налоговой политики на региональном уровне. Главное средство для этого — увеличение налоговых поступлений. 

    Налоговые поступления могут быть увеличены  несколькими способами:

  1. Введение новых налогов. Основное достоинство этого способа — стабильное, прогнозируемое поступление средств. Сложность заключается в том, что от обоснования необходимости нового налога до его фактического введения проходит длительное время.
  2. Увеличение ставок налогов. Достоинство — быстрый эффект. Недостаток — ставки большинства налогов находятся на предельном уровне и не могут быть повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении ставок налога эффект в виде увеличения поступлений в дальнейшем уменьшается.
  3. Повышение собираемости начисленных налогов. Достоинство — отсутствие потребности в законодательных решениях. Кроме того, мероприятия по повышению собираемости налогов проводятся постоянно и заключаются в совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового администрирования [6, с. 69]. Но указанный способ не может дать значительного экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам налогов и так находится на достаточно высоком уровне, а уровень стопроцентной собираемости достижим только теоретически.
  4. Сокращение количества плательщиков, пользующихся льготами. Достоинство — теоретическое увеличение поступления налогов. Недостатки — возможные социальные недовольства и ухудшение финансового положения бывших льготников, что ведет к их неплатежеспособности.
  5. Совершенствование налоговой базы регионов.

Информация о работе Ключевые направления укрепления налоговой базы и национальной валюты