Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках. Рынок1 – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов(поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Основные параметры любого рынка – спрос, цена и предложение (см. приложения рис.1). Ведущую роль в модели «спрос-предложение» играет цена. Можно легко убедиться в наличии прямой зависимости между количеством приобретаемых вещей и ценами на них : с ростом цены на товар, как правило, падает объем его реализации, и наоборот.
Введение
Глава 1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Факторы изменения спроса
1.3 Эластичность спроса
1.3.1 Ценовая эластичность спроса
1.3.2 Эластичность спроса по доходу
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса
Глава 2. Предложение
2.1 Закон предложения
2.2 Факторы изменения предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу
3.2 Устойчивость равновесия.
3.3 Экономические концепции и теории регулирования рынка законы спроса и предложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Тюменский государственный
университет
Курсовая работа
на тему:
Количественная и качественная
определенность спроса, предложения и
рыночного равновесия
Выполнила студентка
Левая
Н.Н.
Урай 2007
Введение
Глава 1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Факторы изменения спроса
1.3 Эластичность спроса
1.3.1 Ценовая эластичность спроса
1.3.2 Эластичность спроса по доходу
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса
Глава 2. Предложение
2.1 Закон предложения
2.2 Факторы изменения предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу
3.2 Устойчивость равновесия.
3.3 Экономические
концепции и теории
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Важнейшими
категориями
Чтобы понять, как действует этот механизм цены на производителя, необходимо прежде всего разобраться в вопросе : как устанавливаются цены в процессе купли-продажи. Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки. Рынок как таковой состоит из продавцов и покупателей, поэтому исходя из приоритета спроса и предложения важно, кто раньше появился: продавец или покупатель, т.е. что первично: спрос или предложение. Многие желают хорошо одеваться, питаться, иметь хорошую квартиру, машину, дачу и многое другое. Но эти мечты способны стать реальностью только тогда, когда люди смогут все это купить, т.е. с подобной точки зрения спрос является первичным стимулом производства. Спрос удовлетворяется производителями товаров. Несмотря на то что каждый производитель самостоятельно решает основные экономический проблемы: «Что, как и для кого производить?» - никакого беспорядка и анархии в обществе не отмечается. Причина этому – ориентир на цену. Ей и починяется производитель в условиях рынка. Именно цена в первую очередь стимулирует производителя изготовлять те или иные товары. Цена выполняет роль регулятора хозяйствования деятельности. Научите попугая произносить слова «спрос и предложение» - и перед вами экономист! В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги – спрос и предложение – способы дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о функционировании всей экономической системы в целом.
Любой
покупатель стремится максимально
полно удовлетворить все свои
потребности путем приобретения
различных товаров. Однако он ограничен
в своих действиях имеющейся
в его распоряжении суммой денег,
которые он имеет возможность
передать в обмен на необходимый
ему набор товаров. Таким образом,
покупатель будет стремиться составить
определенную комбинацию различных
планируемых для покупки
Термин
«спрос» имеет для экономиста
специфическое значение. Спрос –
это то количество товаров и услуг,
которое покупатели хотят и могут
приобрести в данный момент по определенной
цене и при определенных условиях.
Спрос изображается в виде графика(рис.2),
показывающего количество продукта,
которое потребители готовы и
в состоянии купить по некоторой
цене из возможных в течение
.
Если
например, объем спроса на картофель
при цене 10 руб. равен 400т., а при
цене 15руб. – 300т, то объем спроса при
цене 12 руб. приближенно равен
(3/5)*400+(2/5)*300=360 (т).
Под ценой спроса понимается та максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить при покупке данного товара или его определенного количества. Понятно, что основное желание покупателя – купить товар подешевле и получше. А отсюда ясно, что чем ниже цена на товар, качество которого удовлетворяет покупателя, тем больше потребителей захотят приобрести именно этот товар. Данная ситуация формулируется в следующем законе спроса: При прочих равных условиях чем меньше цена, тем больше величина спроса, и наоборот.
Проиллюстрирую данный закон табличным и графическим способами.
В
качестве примера составлю таблицу
гипотетической зависимости между
величиной спроса и значением
цены.
P | 10 | 8 | 6 | 3.5 | 2.5 | 2 | 1.5 | 1.4 | 1.35 | 1.33 |
Qd | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Из таблицы видно, что при самой высокой цене товар практически не раскупается, а по мере снижения цены величина спроса возрастает, что и подтверждает закон спроса. Приведем те же данные в графическом виде, используя таблицу. Отложим по вертикали значение цен, а по горизонтали – величину спроса (рис2).
Анализируя график можно выделить следующие моменты :
Вывод: и табличный, и графический способы четко выявляют обратную зависимость величины спроса от изменения цены за единицу товара.
Что лежит в основе этого закона?4 Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.
Закон спроса нарушается для товаров Гиффена и товаров Веблена5.
Товары Гиффена (рис3)встречаются среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания бедняков. Если такой продукт (например, картофель) дорожает, то бедняки вынуждены сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов (мяса, сыра, и др.). Поскольку наш товар остается сравнительно дешевым продуктом, объем спроса на него растет, что в некоторой степени компенсирует отказ от качественных продуктов. Товары Веблена (рис3)встречаются среди дорогих товаров, которые приобретаются богатыми для демонстративного потребления: дорогие шубы, бриллианты. Цены в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, а поэтому чем она выше, тем больше объем спроса.
Когда экономист строит кривую спроса (рис4), он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты 6величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса7.
Основные неценовые детерминанты: 1)Вкусы, или предпочтения, потребителей;2) число потребителей на рынке;3) денежные доходы потребителей;4) цены на сопряженные товары;5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.6) Субъективное восприятие информации, некритическое восприятие слухов.
Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Изменение одной детерминанты (или более) изменяет положение кривой спроса на рисунке 4.Такое смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо от D1 к D2, и наоборот, уменьшение спроса отD1 к D3).