Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание

Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках. Рынок1 – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов(поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Основные параметры любого рынка – спрос, цена и предложение (см. приложения рис.1). Ведущую роль в модели «спрос-предложение» играет цена. Можно легко убедиться в наличии прямой зависимости между количеством приобретаемых вещей и ценами на них : с ростом цены на товар, как правило, падает объем его реализации, и наоборот.

Содержание

Введение
Глава 1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Факторы изменения спроса
1.3 Эластичность спроса
1.3.1 Ценовая эластичность спроса
1.3.2 Эластичность спроса по доходу
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса
Глава 2. Предложение
2.1 Закон предложения
2.2 Факторы изменения предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу
3.2 Устойчивость равновесия.
3.3 Экономические концепции и теории регулирования рынка законы спроса и предложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение

Работа состоит из  1 файл

Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия.docx

— 173.73 Кб (Скачать документ)

     В таблице представлен более сложный  случай определения равновесной  цены, поскольку нет пары равных значений спроса и предложения. Из таблицы  следует, что равновесная цена больше 14, обозначим ее через p. Используя формулу  

      ,  

     получим приближенное значение равновесного спроса: 

     (р-14)/4*20+(18-р)/4*40. 

     Используя ту же формулу, получим приближенное значение равновесного объема предложения: 

     (р-14)/2*48+(16-р)/2*36. 

     Приравнивая полученные два выражения, получим  приближенное значение равновесной  цены, равное 14,36. Равновесный объем  продаж равен приблизительно 38,2.

     3.1 Установление равновесной  цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу.16

 

     Существует  два основных подхода к анализу  установления цены: Вальраса и Маршалла. Рынок замечателен тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратиться. И в ситуации дефицита, и в ситуации излишек спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию (рис 15а). Если цена высока (P2) и устанавливается выше равновесной (PE), то величина предложения превышает величину спроса (QS> QD). Возникает избыточное предложение, эффект  перепроизводства товаров, поскольку по очень высокой цене многие хотели бы продать свой товар, но очень немногие согласны его купить. В такой ситуации продавцы начинают снижать цены в надежде распродать свои запасы. В результате спрос на товары постепенно увеличивается. При сохранении подобной тенденции величина спроса возрастает, а предложение, наоборот, уменьшается до тех пор, пока рынок не придет в равновесие.

     Отсюда  следует первый закон рыночного  равновесия: избыточное предложение приводит к снижению цены. Если цена низка (P1) и устанавливается ниже равновесной (PE), то величина спроса превышает величину предложения (QD >QS), возникает дефицит товаров, неудовлетворенный спрос. Теперь уже покупатели конкурируют между собой за право приобрести товар по низкой цене. Для удовлетворения спроса продавцы увеличивают объем производства и повышают цены. Указанный процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, то есть пока дефицит не станет равным нулю. Исходя из подобной ситуации следует второй закон рыночного равновесия: дефицит товара действует в сторону повышения цены.

     Рассмотренные процессы швейцарский экономист  XIX веке Леон Вальрас назвал «нащупыванием» цены.

     Главным в подходе Маршалла является разность цен Pи P2 . Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.

     3.2 Устойчивость равновесия17

 

     Устойчивое  равновесие достигается тогда, когда  отклонение цен спроса от цен предложения  постепенно погашаются, стремясь к  равновесной цене РЕ,, a Qs приспосабливается к Qd. В точке Е цена Qs= Qd и Ps=Pd. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие может быть абсолютным и относительным. Когда отклонения от РЕ  постепенно выравниваются на уровне РЕ на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены (рис17), относительное – при небольших отклонениях от нее (рис 18). Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом (рис 19а) устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис 19б), то устойчивость носит глобальный характер.

     3.3 Экономические концепции  и теории регулирования  рынка законы спроса  и предложения18

 

     Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. Преподавал экономическую теорию в ряде университетов Великобритании, был профессором Кембриджского университета, где возглавлял кафедру политической экономии. Был экспертом в различных правительственных комиссиях, одним из организаторов Королевского экономического общества. Маршалл обобщил, дополнил и систематизировал результаты маржиналистской революции, которая была начата австрийской школой предельной полезности, американской школой предельной производительности и математической школой в экономике, использовавшей понятие о предельных величинах для широкого применения математики в экономических исследованиях. Вклад Маршалла в разработку этого теоретического направления некоторые историки экономической мысли назвали «маршаллианской революцией». А. Маршалл считал себя преемником одного из английских классиков – Д. Риккардо, а поэтому пытался соединить его учение о стоимости с субъективной теорией предельной полезности. Он столкнулся с односторонностью как трудовой теории стоимости (считавшей цену денежным выражением стоимости – трудовых затрат производителя), так и теории предельной полезности (видевшей в рыночной цене проявление субъективных оценок товаров покупателем). Стремясь преодолеть это противоречие Маршалл пришел к заключению: в процессе образования рыночной цены одинаково неправильно отдавать предпочтение либо предложению продавца, либо спросу покупателя. Поэтому в центр исследования он поставил формирование на разных товарных рынках цен под влиянием функциональные (количественные) зависимости между ценой и спросом, ценой и предложением. Эти и другие положения содержатся в главном труде Маршалла «Принципы экономической науки» (1890), состоящем из шести книг. Как известно, неоклассическое направление экономической теории раскололось на две школы – кейнсианство и неоконсерватизм. Эти школы оказались асимметричными: первая из них обосновывала потребность в развитии совокупного спроса и в резком усилении экономической роли государства, а вторая отстаивала необходимость расширения совокупного предложения и свертывания государственного контроля и регулирования.

     Новая модель смешанного типа народнохозяйственного  регулирования соединила устойчивость государственного управления, позволяющую  лучше удовлетворять общенациональные потребности, с гибкостью рыночного  саморегулирования, без чего нельзя более полно удовлетворять многообразные  личные потребности людей. Эта модель позволяет наилучшим образом  уровнять совокупный спрос и совокупное предложение, а также успешно  сочетать высокую эффективность  производства, социальную справедливость и стабильность хозяйственного развития.

     Выдающийся  вклад в научное обоснование  смешанного типа макрорегулятора внес крупный американский экономист  П. Самуэльсон .

     Пол Антонии Самуэльсон (родился в 1915г.) получил образование в Гайдпаркской высшей школе в Чикаго, Чикагском  и Гарвардском университетах. С 1940г. Преподавал в Массачусетском технологическом  институте, где основал экономический  факультет. С 1941г. Совмещал преподавательскую  деятельность с работой консультанта конгресса, правительственных и  частных учреждений. Был экономическим  консультантом президента Кеннеди. Самуэльсон – автор широко распространенного  на Западе учебника «Экономикс. Вводный  курс» . По этому учебнику с 1948г. Студенты высших учебных заведений многих стран изучают теорию.

 

     Заключение19

 

     Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно  удовлетворить собственные потребности  при любой установленной на товар  цене, однако каждая из них находится  во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики – ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение  кривой спроса и кривой предложения  в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений  спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать  коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем  спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит  или профицит товара на рынке, при  существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих  интересов по максимально полному  удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной  цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших  корректировках первоначальной цены. Мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

     Эластичность  предложения зависит от трудности  перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

 

     Список  использованной литературы

 

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики для студентов средних специальных учебных заведений – М: Издательство «Юристъ», 2000.

2.Борисов  Е.Ф. Экономическая теория/Хрестоматия  – Москва: Издательство «Высшая школа», 1995.

3.Вечканов  Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Издательство  Питер, 2001.

4.Камаев  В.Д. Учебник по основам экономической  теории(экономика) – М: «ВЛАДОС», 1997.

5. Курс  экономической теории/Под редакцией  Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.  – Киров, 1996.

6. Курс  экономики/ под редакцией Райзберга  Б.А. – М: Издательство  ИНФРА, 2000.

7. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2001.

8.Кэмпбэлл  Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс:  принципы, проблемы, политика. – М.: Издательство “Туран”, 1996.

9. Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.

10.Основы  экономической теории. Учебное пособие/Под  редакцией Камаева В.Д. – М:  издательство МГТУ им Н.Э. Баумана, 1996.

11. Основы  экономики: учебник/Под редакцией  доктора экономических наук, проф. О.Т. Лебедева – Спб, 1997.

12.Симкина  Л.Г. и Корнейчук Б.В. Микроэкономика. - Спб: Издательство Питер, 2002.

13. Экономическая  теория: учебник для студентов  высших учебных заведений/Под  редакцией Камаева В.Д. – М:  Издательство «ВЛАДОС», 2002. 14. Экономическая теория в школе/Под редакцией Гусева Л.А. – Ростов-на-Дону, 1996. 

15.Экономика:  Учебник/Под редакцией Булатова  А.С. – М: Издательство БЭК, 1996.

 

       Приложения 

 
 

Информация о работе Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия