Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках. Рынок1 – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов(поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Основные параметры любого рынка – спрос, цена и предложение (см. приложения рис.1). Ведущую роль в модели «спрос-предложение» играет цена. Можно легко убедиться в наличии прямой зависимости между количеством приобретаемых вещей и ценами на них : с ростом цены на товар, как правило, падает объем его реализации, и наоборот.
Введение
Глава 1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Факторы изменения спроса
1.3 Эластичность спроса
1.3.1 Ценовая эластичность спроса
1.3.2 Эластичность спроса по доходу
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса
Глава 2. Предложение
2.1 Закон предложения
2.2 Факторы изменения предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу
3.2 Устойчивость равновесия.
3.3 Экономические концепции и теории регулирования рынка законы спроса и предложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
P | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Qs | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Из таблицы видно, что при самой низкой цене никто не хочет ничего продавать, но по мере возрастания цены величина предложения увеличивается.12
Легко
заметить, что таблица показывает
положительную, или прямую, зависимость
между ценой и количеством
предлагаемого продукта. С повышением
цен соответственно возрастает и
величина предложения; со снижением
цен сокращается также и
чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем меньше цена, тем ниже величина предложения при прочих равных условиях.
Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом. Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Рассмотрим предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов – например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единице продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо - вверх при увеличении данного показателя и влево - вниз при его уменьшении. (рис 10). При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. А если одна из неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться. К основным неценовым факторам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2)технология производства; 3)налоги и дотации; 4)цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.
Важное
значение имеет фактор времени. Различают:
краткосрочный, среднесрочный и
долгосрочный периоды. В условиях краткосрочного
рыночного периода повышение(
Измерив
эластичность предложения по цене,
можем получить ответ на вопрос,
насколько производство той или иной продукции
реагирует на изменение цены. Коэффициент
ценовой эластичности предложения рассчитывается
по той же формуле, что и коэффициент ценовой
эластичности спроса. Различие лишь в
том, что вместо величины спроса берется
величина предложения:
где
Q0 и Q1 — предложение до и после
изменения цены; Р0 и Р1
— цены до и после изменения; «s» в индексе
означает эластичность предложения.
Предложение,
поскольку оно связано с
Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
Реальная купля-продажа товаров возможна только при соединении спроса и предложения, то есть для того чтобы акт купли-продажи (обмена) состоялся, необходимо взаимодействие продавца и покупателя на рынке. Именно в ходе такого рыночного взаимодействия и формируются цены, по которым заключаются сделки. Ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товаров и по такой цене, сколько покупатель сможет и захочет купить за эту цену называется рыночным равновесием. Эта цена называется равновесной ценой, а соответствующий ей объем спроса (и предложения) – равновесным объемом. Если цена меньше равновесной цены, то предложение превышает спрос и имеет избыток предложения. Если цена меньше равновесной, то спрос превышает предложение и имеет место дефицит предложения (или избыток спроса). В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.
В
условиях неразвитой рыночной экономики
цена предложения значительно
Соединим
кривые спроса и предложения на одном
графике (рис 16). По оси Y отложим ценуP,
а по оси X – количество товара Q (величины
его спроса и предложения ). Точка равновесия
обозначается E. В точке равновесия
PE=PS=PD
,
где
PE – равновесная цена
PS – цена предложения
PD – цена спроса.
Это означает, что: QE=QS=QD , где
QE – равновесный объем
QS - объем предложения
QD
– объем спроса.
Только при рыночном равновесии продавцы (производители) и покупатели (потребители) готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.
В
случае, когда функции спроса и
предложения заданы табличным способом,
равновесную цену и равновесный
объем легко определить, если при
некоторой цене объем спроса совпадает
с объемом предложения.
Простой случай определения равновесной цены:
Спрос | Предложение | ||
цена | объем | цена | объем |
10
14 18 |
40
30 24 |
12
14 16 |
15
30 43 |
В
таблице представлен простой
случай определения равновесной
цены. Поскольку объемы спроса и
предложения совпадают при цене
14, она и является равновесной.
Сложный случай определения равновесной цены:
Спрос | Предложение | ||
цена | объем | цена | объем |
10
14 18 |
52
30 20 |
12
14 16 |
20
36 48 |