Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики РФ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия в области государственной бюджетной политики;
рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятия в области государственной бюджетной политики 5
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики 10
1.3 Проблемы бюджетной политики 15
1.4 Использование зарубежного опыта в регулировании бюджета Российской Федерации 16
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРСПЕКТИВУ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России.docx

— 58.96 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«РИНХ»

 

Кафедра Экономической теории

 

 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

 на тему: «Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России». (№45)

 

 

                                                                                     Выполнила студентка: 

                                                       Факультета КиМ

                                                          Группы  KOMZS-211 

                                               номер зачетной книжки  09145

    Головченко Татьяна Вадимовна

                                                                                  (ф.и.о.)

                                                                                  

Научный руководитель:

_____________________________

                                                                                             (ф.и.о.)

_____________________________                                                                                             (ученая степень, звание)

 

 

Ростов-на-Дону, 2011 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5

1.1 Понятия  в области государственной бюджетной  политики 5

1.2 Понятие,  цели и задачи бюджетной политики 10

1.3 Проблемы  бюджетной политики 15

1.4 Использование  зарубежного опыта в регулировании  бюджета Российской Федерации 16

2. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  НА ПЕРСПЕКТИВУ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой курсовой работы - «Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России».

Значимость темы подтверждается тем, что государственная бюджетная  политика является целенаправленной деятельностью  государства по управлению бюджетной системой.

Она строится исходя из задач  социально-экономической и финансовой политики, проводится согласованно с  налоговой, таможенной, денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой  РФ и направлена на обеспечение бюджетными ресурсами органов государственной власти для выполнения ими своих функций.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления  экономии, и социальной политики государства; именно они определяют размеры и  пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования  бюджетных средств в интересах  решения главных экономии, и социальных задач.

Бюджетная политика предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство.

Её эффективность зависит  от всестороннего учета интересов, система которых складывается в  национальном рыночном хозяйстве на основе плановости.

Бюджетная политика имеет  дело с государственными доходами и  расходами.

В настоящее время Россия вступила в качественно новый  этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как  рыночную структуру, происходит относительная  стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции  государства и местных органов  самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом  и на субфедеральном уровне приобретают  особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована  только при условии финансового  благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной  политики.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть понятия в области государственной бюджетной политики;
    • рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;
    • проанализировать проблемы бюджетной политики;
    • рассмотреть использование зарубежного опыта в регулировании бюджета Российской Федерации;
    • выделить основные направления бюджетной политики на перспективу.

 

1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятия в области  государственной бюджетной политики

 

Государственный бюджет занимает центральное место в системе  государственных финансов. Государственный  бюджет - это финансовый план государства  на текущий финансовый год, имеющий  силу закона. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Аккумулируя  с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

Государственной бюджетной  политикой Р.Ф. является система  использования бюджетных отношений, принципов и функций для достижения поставленных социально-экономических  целей.

Она включает стратегию и  тактику формирования и регулирования  бюджетных отношений.

Бюджетная стратегия - это  набор методов, с помощью которых  бюджетные отношения, принципы и  функции бюджетов можно реализовать  в ходе осуществления бюджетного процесса на практике.

Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики.

Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации  бюджетных ресурсов в целях успешного  достижения перспективных целей. Бюджетная  тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей.

Она используется для решения  поставленных задач в достаточно короткие сроки [4, с. 32-36].

Тактика развития и совершенствования  бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности  бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики  и сложившегося бюджетного федерализма.

Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и  механизма его функционирования.

Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.

В основе бюджетной политики лежит ряд принципов:

• бюджетная политика является органической частью общей экономической  политики государства;

• предполагает сбалансированность экономики;

• обеспечивает стимулирующую  роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства;

• носит плановый и социальный характер.

Основными направлениями  современной бюджетной политики государства является проведение бюджетной  реформы которая предусматривает:

1)формирование бюджетной  системы на основе равноправия  и самостоятельности всех звеньев  бюджетной системы;

2) упрочение системы межбюджетных  отношений;

3) укрепление доходной  базы региональных и местных  бюджетов;

4)государственная поддержка  экономики посредством проведения  льготной налоговой и кредитной  политики, а также прямых бюджетных  ассигнований;

5) повышение эффективности  использования средств направляемых  на социальные нужды.

Эта политика реализуется  в деятельности финансовых и налоговых  органов, Центробанка Р.Ф., контрольно-счетной  палаты Р.Ф. и субъектов Р.Ф.

Концепция бюджетной политики разрабатывается одновременно с  проектом прогноза социально-экономической  политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год.

Объявляется ежегодно в Бюджетном  послании Президента РФ Правительству  РФ.

В условиях рынка бюджетной  политики - главный рычаг определения  основных направлений экономии, воздействия  государства на общественное производство.

Для обеспечения эффективности  бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.

Главное из них - научный  подход к ее разработке, учитывающий  реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная  политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные  цели и первоочередные задачи.

При этом обоснованность выдвигаемых  мер и предстоящих решений  должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства  в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней  власти различаются в разных странах  в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу  в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной  политики, которые должны соответствовать  общим целям и задачам экономической  и социальной политики государства [7, с. 56-68].

Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной  политики государства.

Под конкретные задачи - конкретные бюджетный механизм.

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и  расходной.

Доходы бюджета - поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета;

Расходы бюджета - выплачиваемые  из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета;

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Информация о работе Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России