Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики РФ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия в области государственной бюджетной политики;
рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятия в области государственной бюджетной политики 5
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики 10
1.3 Проблемы бюджетной политики 15
1.4 Использование зарубежного опыта в регулировании бюджета Российской Федерации 16
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРСПЕКТИВУ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России.docx

— 58.96 Кб (Скачать документ)

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная  система России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:

    • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей [8, с. 73].

1.2 Понятие, цели  и задачи бюджетной политики

 

Политика (от др. греч.) означает искусство управления государством. В широком смысле политика - это концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле - совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу не отличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтому представляется нам неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под государственной деятельностью в данном смысле будем понимать государственный менеджмент, или государственное управление, задачей которого является реализация государственной политики.

Любая политика - это отношения минимум двух субъектов по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

    • по типу объекта (социальная, экономическая);
    • по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

Политика государства  - это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики - это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения.

Поскольку государство само не производят каких-либо ценностей, то его существование возможно исключительно  за счет отчуждения средств производителей и других имущих экономических субъектов. Главное звено социально-экономической политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, страхования, цен, доходов и расходов государства. В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.

Составными частями бюджетной  политики являются:

    • фискальная, или налоговая, политика;
    • инвестиционная политика.

В фискальной, или налоговой, политике сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или  иного фискального курса, принципов  налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили:

    • максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов;
    • обложение согласно платежеспособности экономических субъектов;
    • обложение согласно взаимовыгодности плательщиков и государства;
    • принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.

Выбор и соотношение принципов  в конкретной практике налогообложения  в значительной степени определяются характером государственного устройства, спецификой исторического момента  и другими факторами. Так, первые два принципа широко использовались тоталитарными режимами, когда интересы правящей государственной верхушки, поддерживаемой силовыми структурами, ставились на первое место. Ведь чем больше налогов, тем выше доля внутреннего продукта у государства, тем оно мощнее и сильнее. И наоборот, последние принципы (взаимовыгодность и пожертвование) характеризуют демократический строй, когда граждане страны через выборную систему государственного аппарата диктуют курс и ход фискальной политики.

Здесь существует классическое объективное положение: любой выбор  принципов должен гарантировать  минимум жизненных благ для существования  и воспроизводства рабочей сипы как единственного реального  источника богатства, фундамента общества и государства.

Инвестиционная политика охватывает большой комплекс проблем, среди которых основными являются:

    • соотношение реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития;
    • соотношение интересов различных субъектов-потребителей, определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.;
    • обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.

Таково общее содержание бюджетной политики. Значение ее огромно, ибо ею определяется экономическая, финансовая основа функционирования государства  и жизнедеятельности всего общества.

Пути развития и решения  проблем бюджетной политики находят  выражение в ежегодном бюджетном  послании Президента РФ. Вся сложность  заключается в их последовательной реализации.

В основу формирования и  реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях  Президента Российской Федерации [9, с. 32].

Главной целью является повышение  уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и  занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка  жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан  в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной  помощи.

Основа для решения  социальных проблем - высокие темпы  устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы  в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей  к государству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие  для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой  страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф  постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для  будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и  внуки будут благодарны старшим  поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а  значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация  самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для  достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической  проблемы.

Достижение многих из них  определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных  внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад  в реализацию стратегических целей  развития страны вносит федеральный  бюджет. Основные его параметры существенно  влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальные гарантии осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации [10, с. 56].

1.3 Проблемы бюджетной политики

 

Современной российской бюджетной  политике приходится решать ряд важных проблем.

Во-первых, стоит задача снятия административных ограничений и  запретительного налогообложения  по реализации организациями на внутреннем рынке продукции по цене ниже себестоимости  и имущества, состоящего на балансе, по цене ниже остаточной стоимости.

Во-вторых, предстоит кардинально  изменить существующее положение, при  котором в доходную часть федерального бюджета практически не отчисляются  дивиденды, адекватные доле государственного участия в собственности организаций, а также арендная плата и доходы от услуг, связанных с выполнением  государственных функций.

В-третьих, с учетом приоритетного  финансирования выплаты заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий, других социальных выплат и  погашения части задолженности  по ним расходную часть федерального бюджета целесообразно исполнять  с применением механизма целевого финансирования. Важно не допускать  сокращения объемов текущих поступлений налоговых платежей в денежной форме в федеральный бюджет.

В-четвертых, Правительство  РФ предполагает изменить объемы и  механизм финансирования аппаратов  государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования сэкономленных  сумм для решения функциональных задач фондов.

В-пятых, в целях рационального  управления кассовыми средствами федерального бюджета, минимизации остатков на бюджетных  счетах важно централизовать все  доходы и средства федерального бюджета  на счетах органов федерального казначейства, переходя постепенно к единому счету  федерального казначейства. Это обеспечит  строго целевое использование средств  бюджетных фондов.

В-шестых, назрела ревизия  федеральных целевых программ с  целью уточнения и упорядочения объемов финансирования программ с  целью их оптимизации [3, с. 15-25].

В-седьмых, важно обеспечить строгое соблюдение государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, вытеснить  нелегального производителя с алкогольного и табачного рынков.

В-восьмых, необходима единая система мониторинга и управления государственным долгом, включая  внешние займы субъектов РФ и  органов местного самоуправления. Предстоит  также разработать и принять  программу погашения и обслуживания государственного долга на уровне государства, его субъектов и органов местного самоуправления с включением в нее  нормативов, при несоблюдении которых  выпуск долговых обязательств будет  автоматически приостанавливаться.

Информация о работе Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России