Концепция современной промышленной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

С конца 80-х – начала 90-х годов наша страна, в очередной раз круто развернувшись в истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом построение “цивилизованного” рынка. Применяя опыт развитых капиталистических стран, правительство взяло на вооружение либеральную модель рынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Бюджетная политика
1.2 Налоговая политика
1.3 Денежно-кредитная и финансовая политика
1.4 Институциональная политика
1.5 Внешнеэкономическая политика
1.6 Инвестиционная и инновационная политика
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Этапы разработки промышленной политики
2.2 Перспективы развития технологической специализации промышленности
2.3 Разработка региональной промышленной политики
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 Роль государства в формировании экономической и промышленной политики России
3.2 Принципы формирования промышленной политики: отечественная и мировая практика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 46.58 Кб (Скачать документ)

Также в рамках налоговой  политики определяются основные субъекты налогообложения в производственной цепочке создания и продвижения  товара и, с помощью переноса основной налоговой нагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность  стимулировать или ограничивать их в соответствии с выбранными приоритетами промышленной политики. В инструментарий налоговой политики входит: установка  государством величины (ставки) налогов  и порядка налогообложения, определение  базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые  скидки и налоговые освобождения.  

1.3 Денежно-кредитная  и финансовая политика 

Важным направлением при реализации промышленной политики является регулирование со стороны  государства сферы денежного  обращения. Форму организации денежного  обращения в стране называют денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных  и бумажных денег, институты денежной системы.  

Поскольку в современных  экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том  числе безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная политика – инструмент общей экономической политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему.[5]  

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, но и на накопление. А поскольку  эти накопления делаются с прицелом на долгосрочный период, они оказываются  временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное  денежное покрытие своего производства, то с их стороны наблюдается спрос  на свободные денежные средства. Таким  образом, наличие с одной стороны  временно свободных средств и  спроса на них с другой порождает  их перераспределение, т.е. финансовый рынок (финансовые отношения).  

А поскольку, как  хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны не только отдельным  предприятиям, но и государству, появляется необходимость в проведении финансовой политики – совокупности государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование. Основными государственными органами проведения данных политик  являются Центральный Банк РФ (денежно-кредитная  политика) и Министерство финансов РФ (финансовая политика).[6]  

Инструментами денежно-кредитной  политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование  учётной ставки (в России – это  ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский  кредит и пр.). Инструменты финансовой политики – выпуск государственных  ценных бумаг для обеспечения  и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми  рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.  

1.4 Институциональная  политика 

Важное значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование  отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным  формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка  и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей  рыночным принципам и задачам  промышленной политики правовой и организационной  среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения.  

В ведение институциональной  политики входят реформирование предприятий  в соответствии с современной  структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных  корпоративных и холдинговых  образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и  поддержка новых рыночных институтов. Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных  структур, преобразование отношений  собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру  банкротства.[7]  

1.5 Внешнеэкономическая  политика 

Так как Россия непосредственно  контактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы, то в этом плане мировой  рынок похож на национальный, только помимо уже известных субъектов  – домашних хозяйств и фирм, –  здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Чтобы  не затеряться в чужых интересах  и нуждах и отстоять свои, государство  проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование  экономических отношений с другими  странами-участниками мирового рынка.  

Цель внешнеэкономической  политики – улучшение положения  страны в мировом хозяйстве, участие  в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке. Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики –  создание благоприятных внешнеэкономических  условий для расширенного воспроизводства  внутри страны.  

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства. Имеется  обширный набор инструментов внешнеэкономической  политики – это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные  гарантии под экспортные поставки) , импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые  расследования, установление технологических  и экологических нормативов и  стандартов), меры по привлечению или  ограничению доступа иностранных  инвестиций в экономику страны, изменение  торговых пошлин, членство в международных  экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.  

1.6 Инвестиционная  и инновационная политика 

Инвестиции –  долгосрочные вложения капитала с целью  получения прибыли – являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста  экономики страны в целом. Для  частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные  отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и  привлечённые (акции предприятия) средства.[8] Государственные же инвестиции финансируются  за счёт налоговых поступлений в  бюджет и бюджетные фонды, прибыли  государственных организаций, выпуска  внутренних и внешних займов.  

Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение  гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику. Основными  задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного  потенциала отечественной промышленности, решение социальных проблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование  накоплений капитала по различным секторам экономики.  

Инновационная политика представляет собой разновидность  инвестиционной политики. Она нацелена на обеспечение государственного регулирования  процессов создания, ввода, эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т.е. регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических  новшеств, для поддержания прогрессивной  технологической базы отечественной  промышленности. 
 

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ  ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 

2.1 Этапы разработки  промышленной политики 

Исходя из маркетинговой  основы промышленной политики, можно  предположить следующие этапы ее разработки и проведения: 

1. Разработка товарной  специализации промышленности и  ее уточнение, рекомендуемое промышленному  комплексу к перспективному развитию, следование которым не только  создает условия эффективного  развития коммерческих структур, но и служит объектом государственной  поддержки. Эта информация позволит  оценить достигнутые и ожидаемые  экономические результаты производства  и обмена товарами, перспективы  развития рынков этих товаров  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу, выработать государственную  стратегию развития промышленности. 

2. Формирование перспективной  группы товаров (товарных групп), производство которых может стать  эффективным при условии проведения  определенных мер поддержки (перспективной  товарной специализации). Эти группы  товаров разрабатываются для  принятия неотложных мер по  стимулированию выхода на соответствующие  товарные рынки; для выработки  долгосрочной стратегии развития  промышленности. 

Информация по этим группам товаров содержит предложения  по расширению выхода на товарные рынки. Она оформляется в виде перечня  прогрессивных товаров с указанием  для каждого из них возможных  рынков сбыта, их емкости и государственных  мер поддержки и стимулирования, выхода на них ожидаемых доходов  и пополнения бюджета. Анализ и обобщение  этой информации позволит сформировать перспективные направления промышленной политики и увязать их с инвестиционной программой.  

3. Формирование предложений  по развитию внутренних российских  рынков товаров производственного  и непроизводственного назначения. Эти предложения отражают индикативную  динамику внутреннего потребления  промышленной продукции производственного  и непроизводственного назначения, связанную с ростом покупательной  способности и оживлением воспроизводственных  процессов. Они разрабатываются  на основе отмеченной в п. 1 информации и прогнозов развития  внутренних товарных рынков. Потребность  в реализуемых на этом рынке  товарах в значительной степени  обеспечивается промышленностью  регионов. К этой группе относятся  товары массового потребления,  промышленные товары, потребляемые  предприятиями, и т.д. 

4. Развитие производств  товарной и технологической специализации  промышленности России. Промышленная  политика в развитии этих производств  может состоять в поиске путей  повышения качества товаров (услуг), снижения их издержек с целью  технического перевооружения предприятий,  применения отечественной и зарубежной  прогрессивной технологии (возможно, в смене совокупности базовых  технологий).  

Формирование этого  направления промышленной политики осуществляется путем разработки эффективных  технологических схем производства товаров на основе передовых технологий, проработки бизнес-планов и инвестиционных программ промышленных предприятий. Критериями оценки их эффективности могут служить  цены и качество аналогичной зарубежной продукции с учетом таможенной политики. 

5. Формирование государственной  инвестиционной программы развития  промышленности. В этой программе  определяются товарные направления  целевых инвестиций, соответствующие  товарной специализации промышленности, конкретные объекты инвестиций, размеры, источники и эффективность инвестиций. Инвестиционная программа является инструментом регулирования структурных сдвигов и вытекает из товарной и технологической специализации экономики. 

6. Развитие внешнеэкономических  связей. В этом разделе содержатся  анализ сложившихся товаров, их  оценка и разработка предложений  по товарной экспансии промышленности  России, приводится перечень регионов  и стран для вывоза и ввоза  товаров для эффективного товарообмена; формируется политика участия  России в международном разделении  труда. 

Чтобы выйти на мировые  рынки с российскими товарами в условиях экономической депрессии, необходимо создать государственный  механизм поддержки экспортеров. Для  этого следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений  с другими партнерами: странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем. [9] 

2.2 Перспективы развития  технологической специализации  промышленности 

Для регулирования  структурных преобразований промышленного  производства на основе максимизации рыночных результатов и выработки  товарной специализации промышленного  комплекса необходимо провести: 

- маркетинговые исследования  для выявления потребности названных  выше рынков в товарах, определения  перспективных товаров российских  товаропроизводителей и возможностей  выхода на рынки с учетом  фактора времени; 

Информация о работе Концепция современной промышленной политики РФ