Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа
С конца 80-х – начала 90-х годов наша страна, в очередной раз круто развернувшись в истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом построение “цивилизованного” рынка. Применяя опыт развитых капиталистических стран, правительство взяло на вооружение либеральную модель рынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Бюджетная политика
1.2 Налоговая политика
1.3 Денежно-кредитная и финансовая политика
1.4 Институциональная политика
1.5 Внешнеэкономическая политика
1.6 Инвестиционная и инновационная политика
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Этапы разработки промышленной политики
2.2 Перспективы развития технологической специализации промышленности
2.3 Разработка региональной промышленной политики
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 Роль государства в формировании экономической и промышленной политики России
3.2 Принципы формирования промышленной политики: отечественная и мировая практика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ
Для повышения эффективности
и конкурентоспособности
Как результат негативных
тенденций, наблюдающихся в инвестиционном
процессе, основной макропоказатель, характеризующий
конкурентоспособность
На подобный тип
развития можно делать ставку, но только
до появления альтернативных видов
топлива. Более того, если предположить,
что больше не будут расти цены
на нефть, то Россия столкнется с трудностями
в наращивании объемов ее экспорта.
Вновь начнет накапливаться девальвационный
потенциал, и экономика войдет в
предкризисное состояние. Все это
обуславливает необходимость
Таким образом, промышленная
политика, как ядро общеэкономической
политики государства, должна быть связана,
в первую очередь, с проведением
инновационной, инвестиционной и структурной
перестройки промышленного
3.2 Принципы формирования
промышленной политики: отечественная
и мировая практика
За годы реформ в
России были разработаны различные
концептуальные подходы к реализации
государственной промышленной политики.
Менялось и отношение к самой
проблеме проведения специальной политики,
направленной на реформирование промышленного
комплекса. На старте реформ концепция
экономической политики базировалась
на представлении, что общие экономические
реформы институциональной среды, создание
рыночных механизмов позволят решить
проблемы отраслей и предприятий без вмешательства
государства.
Следующий этап в
разработке концепций государственной
промышленной политики (1993-1995 гг.) связан,
в первую очередь, с деятельностью
Госкомпрома России. В этот период
предпринимались активные попытки
изучить и использовать опыт других
стран, в частности, Японии. Основными
"китами", на которых базировались
отечественные разработки, являлись
сначала (1993-1994 гг.) стимулирование внутреннего
спроса, обеспечение промышленных предприятий
дешевым оборотным капиталом
для увеличения загрузки имеющихся
мощностей и поиск отраслей-
Попытки осуществить
меры государственного воздействия
на развитие промышленности в рамках
среднесрочной экономической
В настоящее время
основой государственной
- создание равных
условий конкуренции для всех
предприятий, минимизация
- необходимость прогрессивных
структурных сдвигов (то есть,
обеспечение диверсификации) и повышение
конкурентоспособности страны;
- необходимость реформы
секторов, связанных с развитием
человеческого потенциала;
- необходимость развития
инновационной сферы;
- устранение ограничений
инфраструктурного и
- включение ряда
мер, связанных с прямым
Однако правильно
сформулированные задачи диверсификации
экономики в данной программе
не подкреплены соответствующими механизмами
их реализации. В результате в программе,
содержащей три основных сценария развития
экономики, не предполагается решения
задачи удвоения ВВП к 2010 году, поставленной
Президентом России. В самом благоприятном
сценарии удвоение ВВП намечается лишь
к 2015 году. А на ближайшую перспективу
по всем трем сценариям прогнозируется
"пауза роста" - на уровне 4,5% в
год, что практически
В научных кругах
России в настоящее время доминируют
два основных подхода в понимании
сущности и принципов промышленной
политики. Один, радикально-либеральный
- заключается в том, что никакой
промышленной политики как таковой
в национальной экономике быть не
должно. Отраслевые пропорции, проблемы
перелива капитала, многие другие проблемы
должны решаться на стыке спроса и
предложения в процедурах саморегуляции
рынка. Поэтому отрицается необходимость
назначения приоритетов развития и
выделения ведущих производств.
Представители данного подхода
считают, что есть ряд приоритетных
в логике постиндустриального общества,
но выходящих за рамки собственно
экономической сферы секторов, на
которых государство должно сосредоточиться
в первую очередь. К ним относятся:
развитие образования, развитие здравоохранения,
проведение военной и судебной реформ.
Другой подход связан
с так называемой дирижистской моделью,
основанная на применении принципов
традиционной промышленной политики,
включая выделение отраслевых приоритетов
и государственную (финансовую и
нефинансовую) поддержку этих секторов.
Данная модель основывается на чрезмерной
вере в возможности государства
объективно определять приоритеты и
формировать долгосрочную стратегию
роста. Не менее важен в этой модели
протекционизм как способ защиты
отечественного производителя от конкуренции
иностранных фирм. Таким образом,
модель предполагает проведение активной
промышленной политики в традиционном
(отраслевом) значении этого слова.
На примере ряда
индустриально развитых стран видно,
что активная промышленная политика
решает множество взаимосвязанных
задач. В развитых индустриальных странах
суть промышленной политики формулируется
как осуществляемая с помощью
государства целенаправленная систематическая
деятельность по прямому (административному)
и косвенному (финансово-экономическому)
регулированию
Главные направления
современной промышленной политики,
как показывает опыт развитых стран,
сводятся к следующим положениям:
- признается важным
осуществить кардинальный
- признается необходимым
переход от отраслевой
- новую промышленную
политику совмещают с
- промышленная политика
не должна более
Представляется, что
для России, существенно отстающей
от постиндустриальных стран, промышленная
политика должна решать двуединую задачу.
С одной стороны, задачу конъюнктурной
модернизации экономики, путем решения
ее самых острых текущих проблем
и стимулирования экономического роста.
С другой стороны, задачу определения
долговременной стратегии экономического
развития страны, обеспечивающей более
быстрое развитие по сравнению с
развитыми странами.
промышленный политика
государство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе написания
данной курсовой работы была достигнута
главная цель - изучена сущность
промышленной политики, её роль в развитии
России на сегодняшний день. Согласно
разработанной Министерством
Также были рассмотрены
инструменты промышленной политики,
среди которых: бюджетная, налоговая,
денежно-кредитная, институциональная,
внешнеэкономическая и
Одним из важнейших
этапов является разработка товарной
специализации промышленности и
ее уточнение, рекомендуемое промышленному
комплексу к перспективному развитию.
Эта информация позволит оценить
достигнутые и ожидаемые
Формирование предложений
по развитию внутренних российских рынков
товаров производственного и
непроизводственного назначения составляет
третий этап разработки и реализации
промышленной политики. Потребность
в реализуемых на этом рынке товарах
в значительной степени обеспечивается
промышленностью регионов. К этой
группе относятся товары массового
потребления, промышленные товары, потребляемые
предприятиями, и т.д.
В настоящее время,
чтобы выйти на мировые рынки
с российскими товарами в условиях
экономической депрессии, необходимо
создать государственный
Выдвигая задачу
ускорения экономического роста
важно трезво оценить особенности
сегодняшнего положения России, понять,
чем оно отличается от ситуации тех
стран, которые в прошлые десятилетия
успешно решали задачу форсированного
развития. Одной стратегии для
всех стран нет и не может быть.
Искусство реформатора, функцию
которого призвано играть государство,
состоит в выборе оптимальной
стратегии, учитывающей уникальные
характеристики и особенности страны
в период реформирования.
Все это говорит
о необходимости проведения в
России активной государственной экономической
политики. При этом главные задачи
государственной экономической
политики должны быть связаны с созданием
условий:
- для удержания
внутри страны имеющихся
Информация о работе Концепция современной промышленной политики РФ