Концепция современной промышленной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

С конца 80-х – начала 90-х годов наша страна, в очередной раз круто развернувшись в истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом построение “цивилизованного” рынка. Применяя опыт развитых капиталистических стран, правительство взяло на вооружение либеральную модель рынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Бюджетная политика
1.2 Налоговая политика
1.3 Денежно-кредитная и финансовая политика
1.4 Институциональная политика
1.5 Внешнеэкономическая политика
1.6 Инвестиционная и инновационная политика
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Этапы разработки промышленной политики
2.2 Перспективы развития технологической специализации промышленности
2.3 Разработка региональной промышленной политики
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 Роль государства в формировании экономической и промышленной политики России
3.2 Принципы формирования промышленной политики: отечественная и мировая практика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 46.58 Кб (Скачать документ)

Для повышения эффективности  и конкурентоспособности производства требуется переход к новой  инвестиционной модели, позволяющей  не только радикально, в 2-3 раза, увеличить  объемы капиталовложений, но и осуществить  “двойной маневр”[19]: между секторами  экономики (в пользу конечных секторов) и между источниками инвестиций (в пользу заемных средств). Кроме  того, необходимо резкое повышение  инновационного наполнения инвестиций (в противном случае, рост инвестиций будет способствовать воспроизводству  устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость) и значительное, в 2-3 раза, увеличение нормы выбытия  устаревшего оборудования.  

Как результат негативных тенденций, наблюдающихся в инвестиционном процессе, основной макропоказатель, характеризующий  конкурентоспособность национальной экономики (доля высокотехнологичной  и наукоемкой продукции в экспорте), продолжает снижаться. Сейчас суммарная  доля продукции ТЭК и металлургии  — 75,4% от общего экспорта.[20]  

На подобный тип  развития можно делать ставку, но только до появления альтернативных видов  топлива. Более того, если предположить, что больше не будут расти цены на нефть, то Россия столкнется с трудностями  в наращивании объемов ее экспорта. Вновь начнет накапливаться девальвационный  потенциал, и экономика войдет в  предкризисное состояние. Все это  обуславливает необходимость осуществления  государством мер активной экономической  и, в частности, промышленной политики, направленных на реализацию национальных конкурентных преимуществ и потенциала несырьевого развития экономики. 

Таким образом, промышленная политика, как ядро общеэкономической  политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением  инновационной, инвестиционной и структурной  перестройки промышленного производства. Промышленная политика должна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу на конкурентоспособный уровень  производства, увеличению доходности предприятий, обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров  и услуг.  

3.2 Принципы формирования  промышленной политики: отечественная  и мировая практика 

За годы реформ в  России были разработаны различные  концептуальные подходы к реализации государственной промышленной политики. Менялось и отношение к самой  проблеме проведения специальной политики, направленной на реформирование промышленного  комплекса. На старте реформ концепция  экономической политики базировалась на представлении, что общие экономические реформы институциональной среды, создание рыночных механизмов позволят решить проблемы отраслей и предприятий без вмешательства государства.  

Следующий этап в  разработке концепций государственной  промышленной политики (1993-1995 гг.) связан, в первую очередь, с деятельностью  Госкомпрома России. В этот период предпринимались активные попытки  изучить и использовать опыт других стран, в частности, Японии. Основными "китами", на которых базировались отечественные разработки, являлись сначала (1993-1994 гг.) стимулирование внутреннего  спроса, обеспечение промышленных предприятий  дешевым оборотным капиталом  для увеличения загрузки имеющихся  мощностей и поиск отраслей-локомотивов, государственная поддержка которых  через межотраслевые связи могла  бы дать импульс росту промышленного  производства. К 1995 г. основой концепции  стали так называемые "точки  роста", развитие импортозамещения за счет протекционистской внешнеэкономической  политики, ускорение внутрипромышленной интеграции и построение производственных "цепочек" (ФПГ). Эти разработки по большей части не были доведены до стадии практического применения или не дали ожидаемого эффекта, прежде всего, из-за отсутствия у государства  ресурсов для проведения активной государственной  политики, а также вследствие того, что не удалось добиться консенсуса по вопросам отраслевых приоритетов  и создать конкретные механизмы  реализации промышленной политики. 

Попытки осуществить  меры государственного воздействия  на развитие промышленности в рамках среднесрочной экономической программы 1997-1998 гг. также не были реализованы  из-за резкого изменения экономической  ситуации в результате кризиса 1998 г. 

В настоящее время  основой государственной политики в области экономических преобразований в целом и реформирования промышленного  комплекса в частности является Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2011 годы.[21] В ней продекларированы следующие  основные принципы экономической политики: 

- создание равных  условий конкуренции для всех  предприятий, минимизация вмешательства  государства, открытый характер  экономики и т.п.; 

- необходимость прогрессивных  структурных сдвигов (то есть, обеспечение диверсификации) и повышение  конкурентоспособности страны; 

- необходимость реформы  секторов, связанных с развитием  человеческого потенциала; 

- необходимость развития  инновационной сферы; 

- устранение ограничений  инфраструктурного и технологического  характера при активном участии  бизнеса; 

- включение ряда  мер, связанных с прямым государственным  регулированием: регулирование естественных  монополий, создание и поддержание  объектов инфраструктуры.  

Однако правильно  сформулированные задачи диверсификации экономики в данной программе  не подкреплены соответствующими механизмами  их реализации. В результате в программе, содержащей три основных сценария развития экономики, не предполагается решения  задачи удвоения ВВП к 2010 году, поставленной Президентом России. В самом благоприятном  сценарии удвоение ВВП намечается лишь к 2015 году. А на ближайшую перспективу  по всем трем сценариям прогнозируется "пауза роста" - на уровне 4,5% в  год, что практически свидетельствует  о сохранении на ближайшую перспективу  пассивной экономической политики государства. 

В научных кругах России в настоящее время доминируют два основных подхода в понимании  сущности и принципов промышленной политики. Один, радикально-либеральный - заключается в том, что никакой  промышленной политики как таковой  в национальной экономике быть не должно. Отраслевые пропорции, проблемы перелива капитала, многие другие проблемы должны решаться на стыке спроса и  предложения в процедурах саморегуляции  рынка. Поэтому отрицается необходимость  назначения приоритетов развития и  выделения ведущих производств. Представители данного подхода  считают, что есть ряд приоритетных в логике постиндустриального общества, но выходящих за рамки собственно экономической сферы секторов, на которых государство должно сосредоточиться  в первую очередь. К ним относятся: развитие образования, развитие здравоохранения, проведение военной и судебной реформ.  

Другой подход связан с так называемой дирижистской моделью, основанная на применении принципов  традиционной промышленной политики, включая выделение отраслевых приоритетов  и государственную (финансовую и  нефинансовую) поддержку этих секторов. Данная модель основывается на чрезмерной вере в возможности государства  объективно определять приоритеты и  формировать долгосрочную стратегию  роста. Не менее важен в этой модели протекционизм как способ защиты отечественного производителя от конкуренции  иностранных фирм. Таким образом, модель предполагает проведение активной промышленной политики в традиционном (отраслевом) значении этого слова.  

На примере ряда индустриально развитых стран видно, что активная промышленная политика решает множество взаимосвязанных  задач. В развитых индустриальных странах  суть промышленной политики формулируется  как осуществляемая с помощью  государства целенаправленная систематическая  деятельность по прямому (административному) и косвенному (финансово-экономическому) регулированию конкурентоспособного инновационного и эффективного развития промышленности и устранению тех препятствий в ходе этого развития, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, то есть механизмами саморегулирования рынка. 

Главные направления  современной промышленной политики, как показывает опыт развитых стран, сводятся к следующим положениям: 

- признается важным  осуществить кардинальный переход  к национальной промышленной  политике, при которой равноправными  участниками ее разработки и  реализации выступают государство,  бизнес, научные и общественные  организации и институты; 

- признается необходимым  переход от отраслевой промышленной  политики к политике конкурентоспособной  промышленности;  

- новую промышленную  политику совмещают с переходом  к наукоемкой экономике, в которой  производство, распределение и использование  знаний и информации признаются  главными условиями устойчивого  экономического роста; 

- промышленная политика  не должна более фокусироваться  на отдельных отраслях промышленности  и субсидиях, поскольку эффект  от выборочной поддержки “отраслей-победителей”  и предоставления селективной  помощи стало дорогим удовольствием  в условиях ограниченных бюджетов. 

Представляется, что  для России, существенно отстающей  от постиндустриальных стран, промышленная политика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной  модернизации экономики, путем решения  ее самых острых текущих проблем  и стимулирования экономического роста. С другой стороны, задачу определения  долговременной стратегии экономического развития страны, обеспечивающей более  быстрое развитие по сравнению с  развитыми странами. 

промышленный политика государство 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, в ходе написания  данной курсовой работы была достигнута главная цель - изучена сущность промышленной политики, её роль в развитии России на сегодняшний день. Согласно разработанной Министерством экономики  РФ Концепции промышленной политики, промышленная политика представляет собой  комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности  и конкурентоспособности отечественной  промышленности и формирования её современной  структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной  экономической политики, направленной на структурные преобразования и  рост общественного производства.  

Также были рассмотрены  инструменты промышленной политики, среди которых: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, институциональная, внешнеэкономическая и инвестиционная политика. Изучены основные этапы  ее разработки и проведения. 

Одним из важнейших  этапов является разработка товарной специализации промышленности и  ее уточнение, рекомендуемое промышленному  комплексу к перспективному развитию. Эта информация позволит оценить  достигнутые и ожидаемые экономические  результаты производства и обмена товарами, перспективы развития рынков этих товаров  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу, выработать государственную  стратегию развития промышленности. Затем происходит формирование перспективной  группы товаров (товарных групп), производство которых может стать эффективным  при условии проведения определенных мер поддержки (перспективной товарной специализации). Информация по этим группам  товаров содержит предложения по расширению выхода на товарные рынки.  

Формирование предложений  по развитию внутренних российских рынков товаров производственного и  непроизводственного назначения составляет третий этап разработки и реализации промышленной политики. Потребность  в реализуемых на этом рынке товарах  в значительной степени обеспечивается промышленностью регионов. К этой группе относятся товары массового  потребления, промышленные товары, потребляемые предприятиями, и т.д. 

В настоящее время, чтобы выйти на мировые рынки  с российскими товарами в условиях экономической депрессии, необходимо создать государственный механизм поддержки экспортеров. Для этого  следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений с другими  партнерами: странами СНГ, ближним и  дальним зарубежьем.  

Выдвигая задачу ускорения экономического роста  важно трезво оценить особенности  сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех  стран, которые в прошлые десятилетия  успешно решали задачу форсированного развития. Одной стратегии для  всех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию  которого призвано играть государство, состоит в выборе оптимальной  стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования.  

Все это говорит  о необходимости проведения в  России активной государственной экономической  политики. При этом главные задачи государственной экономической  политики должны быть связаны с созданием  условий: 

- для удержания  внутри страны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за  рубежа дополнительных средств,  которые без государственного  вмешательства, при свободной  межстрановой конкуренции в условиях  глобализации, были бы размещены  вне национальной экономики; 

Информация о работе Концепция современной промышленной политики РФ