Концепция современной промышленной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

С конца 80-х – начала 90-х годов наша страна, в очередной раз круто развернувшись в истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом построение “цивилизованного” рынка. Применяя опыт развитых капиталистических стран, правительство взяло на вооружение либеральную модель рынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Бюджетная политика
1.2 Налоговая политика
1.3 Денежно-кредитная и финансовая политика
1.4 Институциональная политика
1.5 Внешнеэкономическая политика
1.6 Инвестиционная и инновационная политика
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Этапы разработки промышленной политики
2.2 Перспективы развития технологической специализации промышленности
2.3 Разработка региональной промышленной политики
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 Роль государства в формировании экономической и промышленной политики России
3.2 Принципы формирования промышленной политики: отечественная и мировая практика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 46.58 Кб (Скачать документ)

- оценку эффективности  производства и реализации планируемой  продукции промышленными предприятиями  России; 

- оптимизацию инвестиций  в производственно-технологическую  базу для выпуска выбранных  в результате маркетинговых исследований  товаров с учетом разумных  требований к эффективности производства  и ограничений на использование  природных ресурсов. 

Формирование товарной специализации должно обеспечить целенаправленную структурную перестройку промышленности с ориентацией на выпуск конкурентоспособных  товаров, пользующихся стабильным спросом. Для промышленности России этот вопрос еще не решен. Вместе с тем рыночная конъюнктура и имеющийся производственный и научный потенциал позволяют  осуществлять развитие промышленности в следующих направлениях: 

- усиления ее ориентации  на внутренние рынки продукции  высоких технологий и экономически  эффективные товарные рынки; 

- обеспечения внутреннего  потребительского спроса на промышленные  товары и услуги. 

Товарно-технологическая  специализация основывается на сложившейся  материально-технической базе с  учетом ее достаточного научно-технического уровня и научного задела для развития, необходимости наиболее полного  использования потенциальных и  реальных возможностей для производства конкурентоспособной продукции.[10] Это также находит отражение  в промышленной политике, которая  обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных направлениях развития экономики и реализуется через  долгосрочную программу развития промышленности. Государственное регулирование  создает условия для целенаправленного  проведения структурной перестройки  промышленности на основе эффективного использования накопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала и инвестиций. 

Программа развития промышленности России должна реализоваться  поэтапно с использованием системы  экономических рычагов и стимулов[11]:  

1. Необходимо вернуть  ведущее положение российских  товаропроизводителей на российском  рынке промышленных товаров и  услуг.  

2. Российские промышленные  товары должны вернуть свое  место на рынках СНГ. 

3. Российские промышленные  товары должны выйти на рынки  Восточной Европы и развивающихся  стран. 

4. Российские промышленные  товары должны реализоваться  в достаточном объеме на рынках  развитых капиталистических стран. 

На каждом этапе  критерием оценки товаров является их конкурентоспособность. 

Промышленность России имеет достаточный приоритет  по выходу на не которые мировые  рынки с рядом товаров, может  быть, несколько упущенный ранее. Это рынки вооружения, авиакосмической  техники.[12] Технологическая специализация  промышленного комплекса в первую очередь проявляется в отраслевой структуре. В рыночных условиях она определяется совокупностью базовых технологий, ориентированных на выпуск конкретных видов продукции, состоянием материально-технической базы производства, научно-технологическим, патентным и лицензионным заделом, собственным или полученным по научной кооперации. Развитие конкретных производств осуществляется на основе бизнес-планов и инвестиционных программ.  

В программах инвестирования технического развития предприятий  должно предусматриваться качественное изменение их технического уровня, обеспечивающее переход к новому технологическому укладу. Это требование может выдвигаться при проведении мер государственной поддержки  промышленных предприятий. Коммерческие предприятия, эффективно осуществляющие свою деятельность на товарных рынках, не нуждающиеся в протекционистских  мерах, сами поддерживают необходимый  технический уровень производства за счет собственных инвестиций. На них рассматриваемые условия  и меры поддержки не распространяются. 

Для проведения эффективной  инвестиционной политики на основе разработанной  товарно-технологической специализации  необходимо: 

- разработать систему  критериев социально-экономической  и технологической оценки инвестиционных  программ предприятий и их  отбора для реализации; 

- разработать механизм  кредитования инвестиционных мероприятий  и его использования как основного  источника инвестиционных ресурсов  или использования других финансовых  источников; 

- спроектировать  экономическую схему финансирования  инвестиционных программ на основе  долевого участия различных категорий  инвесторов с учетом максимизации  интересов государства; 

- разработать систему  экономической поддержки инвестиционных  программ и проектов, выполняемых  с участием зарубежных внешних  инвесторов; 

- создать постоянно  действующую систему контроля  выполнения инвестиционных программ  с учетом ресурсов государственной  инвестиционной программы; 

- создать законодательную  базу и механизм наложения  санкций за нарушение договорных  обязательств в сфере городских  инвестиций. 

2.3 Разработка региональной  промышленной политики 

Развитие промышленности в бывшем СССР осуществлялось в соответствии со “Схемой размещения производительных сил СССР” планомерно, с учетом эффективного использования природных  и трудовых ресурсов, удобства транспортировки  товаров от производителей к потребителям, выравнивания уровней развития экономики  регионов.[13] В результате ее реализации в настоящее время сложились  определенная территориальная структура  промышленности, технологическая и  товарная специализация экономики  субъектов федерации. На ее базе формируются  межрегиональные товаропотоки, развитие которых осуществляется на основе изучения потребностей регионов в товарах  и услугах внешних товаропроизводителей и финансовых возможностей потребителей с учетом максимизации эффективного товарообмена.  

Представляется, что  функцию регулирования структуры  промышленности должны эффективно выполнять  сами регионы России на основе рыночного  движения товаров и заключения межрегиональных  соглашений по товарообмену. Выполнение этих операций обеспечивается имеющейся  первичной статистической информацией.[14] 

Наибольшего внимания в регионах заслуживает производство товаров, обеспечивающих собственные  потребности. Это могут быть товары широкого ассортимента, относящиеся  к развитию предприятий народнохозяйственной специализации региона, товары внутреннего  потребления, в том числе мест ной промышленности. Работа с предприятиями, выпускающими эти товары, может строиться  на основе прогнозирования платежеспособного  спроса, таможенного регулирования  экспорта при условии контроля за качеством и ценами на товары, регулирования  внутрироссийского товарообмена. Эта  функция полностью выполняется  администрацией региона. 

Для оценки степени  удовлетворения потребности региона  в товарах и услугах необходимы следующие меры: 

- проведение социологических  исследований соответствия покупательной  способности населения и промышленных  предприятий их технологическим  и физическим потребностям; динамики  покупательной способности; 

- изучение динамики  изменения потребностей в процессе  развития экономики; 

- подготовка нормативной  базы потребления и производства  ряда товаров. 

На этой основе могут  быть разработаны индикативный план развития производства региона и  внешних связей по удовлетворению платежеспособного  спроса и система мер экономического регулирования соответствующих  рынков. 
 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В  РОССИИ 

3.1 Роль государства  в формировании экономической  и промышленной политики России 

Выдвигая задачу ускорения экономического роста  важно трезво оценить особенности  сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех  стран, которые в прошлые десятилетия  успешно решали задачу форсированного развития. Одной стратегии для  всех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию  которого призвано играть государство, состоит в выборе оптимальной  стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования.[15]  

Все это говорит  о необходимости проведения в  России активной государственной экономической  политики. При этом главные задачи государственной экономической  политики должны быть связаны с созданием  условий: 

- для удержания  внутри страны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за  рубежа дополнительных средств,  которые без государственного  вмешательства, при свободной  межстрановой конкуренции в условиях  глобализации, были бы размещены  вне национальной экономики; 

- для привлечения  и эффективного использования  этих ресурсов в тех секторах  национальной экономики, которые  наиболее перспективны с точки  зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают  временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном  плане секторах. 

В России все еще  сохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и науки, потенциал  высоко квалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсов.[16] Еще  один громадный и до сих пор  плохо используемый резерв ускорения  связан с теми немногими наукоемкими  отраслями, в которых Россия до сих  пор, несмотря на понесенные потери, сохраняет  конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная и авиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалии современности ясно показывают, что необходимо последовательно задействовать все возможности государства в борьбе за интересы отечественных производителей, прежде всего в конкурентоспособных отраслях экономики. 

Главная предпосылка  форсированного экономического роста  – увеличение объемов эффективных  инвестиций в производство и обслуживающую  его инфраструктуру. Достичь этого  можно лишь с помощью активной, целенаправленной и последовательной государственной политики. Сама постановка задачи - максимально возможное ускорение  экономического роста - требует полного  использования всех доступных источников капиталовложений: как частных, российских и зарубежных, так и государственных.[17] Сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную  роль должны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. На долю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, но важная – финансирование программ, мало привлекательных  для частных инвесторов, но полезных для улучшения инвестиционных условий  в России, а также участие в  финансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передать частным инвесторам невозможно или  нецелесообразно. 

Чтобы добиться значительного  увеличения объемов частных инвестиций, необходимо существенно улучшить соотношение  между прибыльностью инвестиций и уровнем делового риска в  стране, сделать инвестиционный климат в России конкурентоспособным по мировым стандартам. Чтобы направить  финансовые потоки в сектора экономики, развитие которых отвечает долгосрочным интересам России, нужно создать  там более привлекательные условия  инвестирования по сравнению с другими  возможными вариантами использования  средств. Пока такие условия не созданы, продолжает наблюдаться значительный отток капиталов из страны.  

Программа ускоренного  экономического роста должна предусматривать  активизацию государственной инвестиционной политики. Ключевой вопрос при решении  этой задачи – привлечение и эффективное  использование огромных финансовых ресурсов.[18] И у России пока есть шанс для осуществления крупного инвестиционного маневра.  

В настоящее время  сложилась исключительно благоприятная  ситуация для российской экономики  с точки зрения наличия финансовых ресурсов. Связанные с укреплением  рубля процессы - сокращение доли расходов по обслуживанию внешнего долга (за счет повышения денежной оценки экономики  относительная стоимость внешнего долга для бюджета снижается).  

Но сохранение сегодняшних  тенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющей  обеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики  в рамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы  снижения энерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность не позволяют вырваться на траекторию форсированного экономического роста в среднесрочном периоде. 

Информация о работе Концепция современной промышленной политики РФ