Конкуренция, ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы- дать определение конкуренции, выявить виды конкуренции и их харектерные черты.
Задача курсовой состоит в том, чтобы доказать, что конкуренция является одним из элементов стратегического планирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3-5
1. Значение конкуренции и ее влияние на рынок…………………...6-7
1.1 Сущность и особенности рыночной конкуренции в
современной экономике…………………………………………...7-10
1.2 Виды конкуренции…………………………………………….10-25
2. Анализ конкурентных преимуществ на примере
Петербургского птвоваренного завода “Балтика”……………….26-28
Заключение……………………………………………………………....29-31
Список использованной литературы…………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

для отчета.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение …………………………………………………………………..3-5

  1. Значение конкуренции и ее влияние на рынок…………………...6-7
    1. Сущность и особенности рыночной конкуренции в

          современной экономике…………………………………………...7-10

    1. Виды конкуренции…………………………………………….10-25
  1. Анализ конкурентных преимуществ на примере

    Петербургского  птвоваренного завода “Балтика”……………….26-28

  Заключение……………………………………………………………....29-31

  Список  использованной литературы…………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Цель  курсовой работы- дать определение конкуренции, выявить виды конкуренции и их харектерные черты.

    Задача  курсовой состоит в том, чтобы  доказать, что конкуренция является одним из элементов стратегического  планирования.

    Конкуренция составляет один из наиболее важных признаков  рыночной экономики ( так называемые обыватели ) с рождения знают о том, что конкуренция состоит в остром соперничестве, столкновении интересов, борьбе. В популярных трудах по экономике можно встретить расхожее представление о конкуренции, согласно которому в процессе подобных столкновений одни фирмы разоряются и уходят в небытие, другие, напротив, достигают всеобщего признания и занимают заслуженное место на экономическом Олимпе. Таким образом, сильный всегда оказывается прав, а изнуряя друг друга взаимным соперничеством, конкуренты двигают вперед технический прогресс, расширяют корзины товарного предложения, снижают цены и улучшают сервис. Потребители при этом преуспевают, а раз так- конкуренция расценивается как мотор развития общества и его эволюции в сторону изобилия.

    Для руководителей бизнеса- тема конкуренции, как и реальная конкурентная практика являются предметом повседневной экономической  политики, сферой основного внимания в деловых начинаниях. Их точкой зрения на конкуренцию никак нельзя пренебречь.

    Между тем, взглянув на конкуренцию глазами многочисленных субъектов предпринимательского бизнеса, заметим, что все их усилия по созданию и сбыту товаров ( услуг ), стратегическому, оперативному и ситуационному управлению данными процессами, организации инвестиционной и маркетинговой деятельности подчинены главным задачам- опережению конкурентов и приобретению конкурентных преимуществ над ними. В глазах владельцев и высшего руководства предпринимательских фирм конкурентами выступает все их внешнее окружение- прямые соперники, пытающиеся проникнуть в освоенную ими рыночную нишу, контрагенты, стремящиеся превзойти их в процессе подготовки и исполнения сделок, а также потребители, регулярно вступающие с ними в оживленный спор по поводу цены и качества товаров ( услуг ).

    Конкуренты  противодействуют друг другу вовсе  не потому, что все они изначально агрессивны, злонамеренны и кровожадны. Каждый из них борется за место  под солнцем в виде успешно  реализованных деловых интересов, что выражается в расширении объектов собственности, максимизации доходов и прибыли, повышении личной и корпоративной конкурентоспособности, росте уровня и качества потребления.

    В условиях современного рынка приходится сталкиваться с большой конкуренцией, и чтобы выжить, необходимо быть лучшим. Что бы вы ни предлагали сегодня на рынке, вы столкнетесь с конкурентами. Это значит, что если вы не сумеете удовлетворить нужды и желания потребителей, у потребителей всегда есть выбор обратиться к кому-либо еще.  
Поэтому чтобы сохранять старых клиентов и продолжать привлекать новых, вам необходимо постоянно совершенствовать ваши товары и услуги. В этом отношении развитие бизнеса – это меры, которые предпринимают компании и организации в целях выживания в условиях сегодняшнего рынка. К первичным мерам, которые практикуют компании, относятся послепродажное обслуживание, отслеживание цен на взаимозаменяемые товары и учет привычек и обычаев целевых потребителей. Все это очень обычная и распространенная практика, используемая повсеместно. Поэтому если владеете каким-либо бизнесом и хотите выжить, вам важно пойти дальше в плане развития бизнеса. 

     
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно  и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

    Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

    В условиях рыночной экономики конкуренция  является важным механизмом экономических  связей между производителями и  потребителями.

    Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.

    Конкуренция, хотя и связана с определёнными  издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов от потери побежденных и т.д.), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.

    В условиях командно-административной системы  с полным государственным регулированием экономики предприятия соперничают  не за рынок и прибыль, а за получение  фондов, лимитов, государственных капиталовложений, за снижение директивных показателей. 

1.Значение  конкуренции и  ее влияние на  рынок. 

    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

    По  определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

    Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).

    Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

    В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

1.1Сущность  и особенности  рыночной конкуренции  в современной  экономике.

    Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности, это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.

    Борьба  за экономическое выживание и  процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

                           
 

                        Основными показателями являются:

    1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
    2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
    3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
    4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

    Рыночная  конкуренция является одной из важнейших  категорий совре менной экономической  теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.

    Конкуренция, как научное понятие, связывается  с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд “Исследование о природе и причинах богатства народов.“, принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

    С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе  говоря, она рассматривалась как  фактор развития, совершенствования  производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.

    Идеальный рынок, согласно теории А. Смита не состоялся. Оказалось, что освободить государство от вмешательства в рыночные процессы невозможно. Противоречия между наемными работниками и собственниками капитала заставили, в конечном счете, государство принимать определенные регулирующие законодательства. Аналогичные явления произошли и в сфере таможенной политики и в области поддержания устойчивого конкурентного рынка.

    В повседневной жизни мы все чаще встречаем  слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам  иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

    Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют

на рынок, где  они реализуют свою продукцию  тот более конкурентным считается  рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда  отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь, в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

Информация о работе Конкуренция, ее виды