Конкуренция, ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы- дать определение конкуренции, выявить виды конкуренции и их харектерные черты.
Задача курсовой состоит в том, чтобы доказать, что конкуренция является одним из элементов стратегического планирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3-5
1. Значение конкуренции и ее влияние на рынок…………………...6-7
1.1 Сущность и особенности рыночной конкуренции в
современной экономике…………………………………………...7-10
1.2 Виды конкуренции…………………………………………….10-25
2. Анализ конкурентных преимуществ на примере
Петербургского птвоваренного завода “Балтика”……………….26-28
Заключение……………………………………………………………....29-31
Список использованной литературы…………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

для отчета.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

    Монополистическая конкуренция.

    Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция  включает в себя очень значительный объем конкуренции, смешенной с  небольшой дозой монопольной  власти. 

    Характерные черты:

  1. Относительно большое число фирм. 

    Монополистическая конкуренция подразумевает такую  рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической  и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа 25, 35, 60 или 70.

    Из  наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, так как влияние действия одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

  1. Дифференциация продукта.

    В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.

    • Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам “Реальные” различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.
    • Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта.
    • Размещение. Продукты могут также различаться на основе размещения и доступности. Например, небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют крупным супермаркетам, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент товаров и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах.
    • Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использовании торговых знаков и торговых марок.

    Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие  относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтенье продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатель больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.

    3. Неценовая конкуренция. 

    Как явствует из вышеприведенного обсуждения, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты различия продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.

       4. Легкое вступление в отрасль.

    Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.

    Олигополия.

    Критерии олигополии состоят не только в малом количестве продавцов на данном рынке, сколько в намерении этих продавцов.

    Олигопорист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов.

    Олигополия способна сдерживающее влияние на развитие НТП. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля над ними.

              Характерные черты:

          1.Немногочисленность фирм. 

    Выдающаяся  черта олигополии – “немногочисленность”. Когда относительно малое число  фирм господствует на рынках товаров  или услуг, отрасль является олигополистической. При этом нужно учитывать, что  понятие “несколько фирм” точно  не определенно, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют тенденцию господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера.

    Существует  несколько причин того, что определенные отрасли состоят только из нескольких фирм:

  • Эффект масштаба.

    Достаточно  эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, другими словами, эффективность  требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. В самом деле, ситуация, при которой в отрасли имеется большое число фирм с высокими издержками, каждой из которых не удается реализовать существующий эффект масштаба, является неустойчивой. Исторически сложилось, что с течением времени во многих отраслях научно-технический прогресс сделал все более и белее достижимым эффект масштаба. Таким образом, многие отрасли начинали свою деятельность на базе несложной техники, в условиях небольшого эффекта масштаба и значительного числа конкурентов. Но затем, по мере того как совершенствовалась техника и становился все более резко выраженным эффект масштаба, менее сметливые или менее энергичные фирмы оказывались на обочине, а вперед выходили несколько наиболее сильных производителей. Например, предварительные подсчеты говорят о том, что в американской автомобильной промышленности в период ее становления существовало более 80 фирм. С годами развитие технологий массового производства, банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь на долю “Большой тройки” - “Дженерал моторз”, “Форд” и “Крайслер” – приходится около 90% продаж произведенных в стране автомобилей. Новые фирмы не вступают в эту отрасль, поскольку, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для этого потребуется вложить в машины и оборудование несколько миллиардов долларов. Эффект масштаба может быть труднопреодолимым барьером для вступления. Он объясняет не только развитие олигополии во многих отраслях, но также и невозможность того, что такие отрасли станут более конкурентными.

  • Эффект слияния

    Для объяснения олигополии необходимо также  рассмотреть эффект слияния. Поводом  для слияния могут служить  разные причины. Непосредственной причиной выступает то, что объединение  двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба. Другой важной причиной, лежащей в основе побуждения к слиянию, является рыночная власть, достижение которой может сопутствовать слиянию. Фирма, которая имеет большую – и в абсолютном выражении, и относительно рынка – способность контролировать рынок и цену своей продукции, чем более мелкий производитель, пользуется несомненными преимуществами. Более того, увеличение размера фирмы, к которому приводит слияние, может дать ей преимущество “крупного покупателя” и позволит фирме требовать и добиваться более низких, чем раньше, цен (издержек) от поставщиков ввозимых ресурсов.

         2. Однородные или дифференцированные продукты. 

    Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. – являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, бытовые приборы, открытки и м.д., являются дифференцированными олигополиями.

          3. Всеобщая взаимозависимость. 

    Никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. При установлении цены для олигополиста наиболее важными являются данные об издержках и спросе, но к ним нужно добавить реакцию со стороны конкурентов, в высшей степени неопределенный фактор. Следует отметить, что это такого рода взаимозависимость является уникальным свойством олигополии. Отсюда вытекает и наиболее подходящее определение олигополии: олигополия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Ценообразование в условиях олигополии.

    В условиях олигополистической конкуренции  применяется множество стратегий  ценообразования.

    Одна  из наиболее распространенных – “следование  за лидером”. Все фирмы в ценообразовании следуют за лидером отрасли, не превышая его уровень цен. На взаимозаменяемую продукцию (например, бензин) устанавливается единая цена. Если продукция близка по параметрам друг к другу (автомобили), то в ценах возможны некоторые различия. Абсолютное лидерство наступает лишь тогда, когда фирма имеет бесспорные преимущества перед конкурентами либо в объеме выпуска продукции, либо в уровне затрат.

    Другая  стратегия, используемая в олигополии, - координация действий при установлении цен. Она существует в двух формах: принятие соглашения о ценах и проведение параллельной ценовой политики. В некоторых странах заключение соглашения о ценах запрещено законом. Параллельная ценовая политика – это закамуфлированная координация цен. Она заключается, например, в том, что все компании калькулируют издержки производства по унифицированным статьям, затем, прибавляя определенную норму прибыли, получают цену. Параллельность проявляется, когда под действием рыночных факторов цены всех компаний отрасли меняются в одной и той же пропорции и в одном направлении.

    В предыдущих частях рассматривалась  классификация конкуренции с  точки зрения различных моделей  рынка, но существуют также и такие  понятия, как ценовая и неценовая конкуренция. 

    Ценовая конкуренция.

    Ценовая конкуренция- это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основной условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

    Механизм  ценовой конкуренции действует  следующим образом. Фирма-производитель  устанавливает на свою продукцию  цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.

    Неценовая конкуренция.

    При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. 

    2. Анализ конкурентных  преимуществ на  примере Петербургского  пивоваренного завода  “Балтика”.

    Регенерирование стратегических мотивов конкурентного  поведения представляет собой воссоздание  прежне  либо меняющейся под влиянием обстоятельств и накопленных знаний, умений, навыков и опыта стратегической мотивации участия в конкуренции. В частности, происходят переосмысление стратегических целевых установок компании, переоценка ее стратегического конкурентного потенциала. Тем самым субъекты бизнеса получают возможность внести определенные коррективы ( назовем их стратегическими коррективами ) в систему и последовательность мер по преодолению барьеров- ограничителей конкурентного позиционирования, выдвигаемых конкурентной средой компании, и по использованию своих собственных, а порой тех же самых барьеров-ограничителей в своих деловых интересах, против фирм-конкурентов и других представителей стратегического окружения.

Информация о работе Конкуренция, ее виды