Конкуренция: её сущность, виды и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – понять сущность конкуренции, рассмотреть ее виды и роль в механизме функционирования классического рынка на примере строительной компании. А также её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.03 Кб (Скачать документ)
 

Введение

Рыночная  экономика в наше время представляет собой достаточно сложный организм, который состоит из огромного количество производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых форм бизнеса, и объединяемым одним понятием – рынок.

Рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и  потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое  производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж.

Главным  понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, является понятие  конкуренция. Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Конкуренция заставляет предпринимателей эффективно действовать  на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.Это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяет действовать неэффективным предпринимателям.

Актуальность  темы: конкуренция является неотъемлемым явлением рыночной экономики. Методы и модели конкурентного поведения компаний меняются под воздействием институциональных и законодательных  изменений, происходящих в развивающейся российской экономике. Изменение темпов роста потребительского спроса, приход на рынки иностранных компаний формируют необходимость выработки конкурентной стратегии для предприятий. Опыт западных компаний различных сфер бизнеса свидетельствует о важности формировании конкурентной стратегии не только для крупных корпораций, но для средних и даже небольших предприятий, производящих разнообразную продукцию и оказывающих услуги.

Цель  данной работы – понять сущность конкуренции, рассмотреть ее виды и роль в механизме  функционирования классического рынка  на примере строительной компании. А также её влияние на поведение  фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции  на них.

Задачи  данной работы:

1.Показать  сущность конкуренции

2.Рассказать  о механизме функционирования  классического рынка

3.Выяснить  роль конкуренции в механизме  функционирования классического  рынка

4.Проанализировать  деятельность и конкурентоспособность  строительных компаний

5.Разработать  рекомендации по улучшению конкурентоспособной позиции

Объект  исследования-строительные фирмы элитного жилья г.Москва

Предмет исследования- конкурентоспособность  фирмы на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Конкуренция: её сущность, виды и роль. 

    1. Сущность конкуренции, виды.

Сущность  конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. В механизме конкурентной борьбы следует различать два аспекта:объективный и субьективный. В объективном аспекте конкуренция выступает как закон,в котором выражаются существенные, повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи между участниками рынка в процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое процветание. В субъективном аспекте механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех- войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений. Можно выделить три основных фронта этой борьбы:

  • конкуренция среди продавцов-все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;
  • конкуренция среди покупателей-все хотят купить товары по низкой цене, побеждает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;
  • конкуренция между продавцами и покупателями- это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.

Важнейшим является вопрос о видах конкурентной борьбы. Существуют два основных критерия ,по которым устанавливаются виды конкуренции сфера и характер конкурентной борьбы. С точки зрения сферы конкурентной борьбы различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую.Внутриотраслевая конкуренция формирует единую по отрасли рыночную цену. Тем самым при различных индивидуальных издержках и соответственно индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия в прибылях, а в конечном счете побуждает повышать эффективность производства. Межотраслевая конкуренция формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне и тем самым выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.

С точки  зрения характера конкурентной борьбы различают конкуренцию совершенную, или свободную, и несовершенную.

Совершенная конкуренция была свойственна XIX в .В XXв. и в настоящее время на рынке господствует несовершенная конкуренция. Заметим, что классики экономической науки А.Смит, Д. Рикардо и  К.Маркс использовали термины “свободная” и “монополистическая” конкуренция. Позднее, в XXв., эти термины также были широко вовлечены в научный оборот. Можно было бы указать на книгу В.И.Ленина(1870-1924) “Имперализм, как высшая стадия капитализма” и книгу американского экономиста Э.Чемберлина(1899-1967)”Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости.”1

Термины “совершенная” и “несовершенная”конкуренция в экономическую науку ввела  Джоан Робинсон(1903-1983),английский экономист, всемирную известность которой принесла книга”Экономика несовершенной конкуренции”.Она доказала,чтов современной рыночной экономике совершенная конкуренция такое же редкое явление,как и абсолютная чистая монополия,и что в реальной жизни более типична ситуация,которая находится между этими крайностями.С легкой руки Дж.Робинсон эти термины стал самыми распространенными и ходовыми в современной экономической науке.

Совершенная конкуренция-это такое состояние  рыночной системы хозяйствования,когда:

  • на рынке множество покупателей и продавцов и ни одна группа этих агентов рынка не может влиять на положениеи изменение рыночной конъюнктуры
  • для продажи предлагают  одинаковые,однородные товары и услуги
  • ни один из участников рынка не знает о рынке больше,чем остальные,так что все продавцы и все покупатели имеют о рынке одинаковую и полную информацию
  • покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его,не испытывая никаких затруднений.

В микроэкономической теории анализ функционирования рынка  совершенной конкуренции занимает центральное место.Это связанно с двумя обстоятельствами:во-первых,с  тем,что на примере данного рынка  прослеживаются закономерности дейтвия  рынка как механизма координации; во-вторых,с тем,что этот тип рынка  выступает в качестве критерия оценки эффетивности функционирования для  других типов рынка.Поэтому теория совершенно конкурентного рынка в некотором смысле является инструментом нормативного анализа.

Выделение рынка совершенной конкуренции  как особой рыночной структуры опирается  на ряд отличитеьных признаков:

    • многочисленность участников рынка,указывающую на присутствие на рынке такого большого числа покупателей и продавцов при столь малых рыночных долях каждого,что ни один из них не может оказывать вляния на условия заключения рыночных сделок,а их поведение полностью подчинено влянию рыночных сил;
    • стандартизацию продукта,означающую такую однородность продуктов фирм,что покупатели не проводят различия между продуктами фирм,в силу чего эти продукты выступают совершенными заменителями друг друга;
    • прозрачность рынка,подразумевающую свободный и бесплатный доступ к рыночной информации(о ценах,функции спроса и предложения,альтернативах выбора),что обеспечивает всем участникам рынка полноту раночной информации;
    • наличие свободного входа на отраслевой рынок и выхода из него,означающих отсутствие каких-либо препятствий для того,чтобы помешать новым фирмам начать производство,а действующим фирмам-прекратить рыночные операции;
    • автономность поведения фирм,свидетельствующую о том,что действующие на отраслевом рынке продавцы принимают решения независимо друг от друга,то есть не учитывая вероятных реакций своих конкурентов.

В совокупности эти признаки определяют рыночные условия,которые  выражаются в условиях в присущих данному типу рынка отличительных  характеристиках:

  1. полном отсутствии у агентов рынка рыночной власти,то есть способности оказывать влияние на условия купли-продажи
  2. полной свободе действий рыночных сил(спроса-предложения),определяющих параметры равновесного состояния рынка(равновесных цены и объема)
  3. полной подчиненности(предопределенности) поведения агентов рынка складывающимся рыночным условиям
 

Рынок совершенной конкуренции-тип рыночной структуры,характерезующийся многочисленностью  мелких продавцов продуктов-заменителей,которые  способны оказывать вляния на условия  рыночных сделок и конкурируют между  собой по цене.

Эффективность совершенно конкурентного рынка-это  его способность обеспечивать,во-первых,оптимальное  размещение ресурсов и ,во-вторых,такое  использование ресурсов,при котором  производство благ осуществлялось бы с наименьшими издержками. Оптимальное  размещение ресурсов дотигается тогда,когда  их распределение по отраслям обеспечивает производство такого набора благ,который  соответствует структуре спроса,т.е. потребностей потребителей.Эффективное  использование ресурсов достигается тогда,когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках производства.Это означает,что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек,а сама производственная эффективность достигается в случае установления долгосрочного рыночного равновесия при минимальных средних долгосрочных издержках.В какой степени рынок способен обеспечить движение к равновесному состоянию,при котором выполнялись бы указанные требования,зависит от структурных особенностей рынка и поведения его участников.

Эффективность совершенно конкурентного рынка  заключается в том,что действующие  на нем рыночные силы принуждают фирмы  к производству с минимальными долгосрочными  средними издержками и реализации продукта по ценам,равным предельным издержкам  его производства.

Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать  в качестве абсолюта,к которому стоит  стремиться.Здесь имеются свои ограничения:

  • во-первых,указанная эффективность достижима лишь при условии полной стандартизации продукции,а это ведет к сужению товарного ассортимента,а значит, и к снижению благосостояния потребителей,что противоречит условию рационального распределения ресурсов;
  • во-вторых,функционируя  при нулевой экономической прибыли,фирмы оказываются лишенными источника развития,что становится препятствием на пути научно-технического прогресса;
  • в-третьих,при высокой капиталоемкости производства,изначально обусловливающей крупный размер фирмы,обеспечение атомистичности рынка становится технически неосуществивым;
  • в-четвертых,в случае наличия значительного положительного эффекта масштаба,когда расширение производственных мощностей приводит к существенному снижению средних издержек производства,совершенная конкуренция становится нежелательной по самому критерию экономической эффективности.

Совершенная конкуренция имеет свои достоинства  и недостатки.К достоинствам совершенной  конкуренции следует отнести:

    • побуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства,экономить труд и затраты
    • стихийно приспосабливает структуру производства к потребностям покупателей
    • отвергает производство ради производства
    • создает саморегулирующуюся систему рынка
    • не дает какой-либо рыночной власти и соответственно каких-либо привилегий как продавцам,так и покупателям
    • не создает каких-либо ограничений внешнего или искусственного характера для свободного волеизъявления всех участников рынка
    • побуждает всех участников рынка к абсолютной мобильности ресурсов

Недостатки  совершенной конкуренции:

    • частичное рыночное и макроэкономическое рыночное равновесие создается путем бесконечного нарушения данного равновесия
    • формируется динамичная,но не стабильная система хозяйства
    • она сама готовит условия для своего отрицания-в процессе соперничества рождается монополизм,ее полная противоположность
    • ей чужды общественные блага и общественные ценности
    • порождает отрицательные внешние эффекты
    • ей чужды заботы о том,что не окупает себя в данный момент
    • не учитывает разнообразия потребностей,их уникальности в отдельных людях,поскольку ориентируется на однородную товарную массу
    • создает равные возможности входа в рыночную систему,но не обеспечивает и не гарантирует равные результаты деятельности человека в этой системе

Информация о работе Конкуренция: её сущность, виды и роль