Конкуренция: её сущность, виды и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – понять сущность конкуренции, рассмотреть ее виды и роль в механизме функционирования классического рынка на примере строительной компании. А также её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.03 Кб (Скачать документ)
 

Историческая  судьба совершенной конкуренции-это  конкуренция с развитием рынка  сама готовит себе собственную гибель.Она  пораждает крупные фирмы,которые  теперь диктуют рынку свои условия.Тем  самым,совершенная конкуренция превращается в несовершенную.

Несовершенная конкуренция-это такое состояние  рыночной системы хозяйствования,при  которой нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной  конкуренции:

  • количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной,и сами фирмы представляют собой уже не мелкие,а крупные предприятия;
  • характер товарной продукции может быть разнородным или даже уникальным;
  • предприятия уже не имеют равного доступа к информации;
  • при входе на рынок и выходе из него приходится преодолевать препятствия,барьеры.
 

Виды  несовершенной конкуренции:

  • монополия
  • олигополия
  • монополистическая конкуренция

Монополия –это такое состояние рыночной конъектуры,при  которой ограничен доступ к информации,цены контролирует монополист,товар уникальный,один ведущий товаропроизводитель,высокие  входные барьеры на рынок.

В зависимости  от устойчивости действия формирующих  монопольную власть факторов выделяют несколько типов монополий:

  • закрытая монополия-имеет место тогда,когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательным закреплением на ней исключительных прав,которые не позволяют другим фирмам входить на отраслевой рынок.
  • открытая монополия-обнаруживает себя в том случае,когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы.специфика этого типа монополии состоит в том,что она всегда имеет временный характер.
  • естественная монополия-возникает в том случае,когда средние издержки производства устойчиво убывают по мере охвата рынка,а наименьшие средние издержки производства достигаются при удовлетворении всего рыночного спроса единственным продавцом.
 
 

Олигополия-это  такое состояние рыночной конъюектуры,при  которой ограничен доступ к информации,высокие  входные барьеры,однородный для  олигополистов,но отличный для рынка  товар,группа ведущих товаропроизводителей(3-4),контролируемый уровень цен.

Свойства  олигополии:

  • доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  • очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  • решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. по этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговорf
  • небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

Монополистическая конкуренция-это такое состояние  рыночной конъектуры,при которой  незначительные входные барьеры,косвенное  влияние на уровень цен,дифференцированный продукт,достаточное количество производителей,но они выделяются в обособленную структуру.

Свойства  монополистической конкуренции:

  • наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • невысокие барьеры для вступления в отрасль. это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.
  • чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. рекламирование продукции важно для развития.

1.2.Механизмы функционирования классического рынка.

Рыночная  экономика основана на том, что производители  свободны от традиций и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели — личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу кого-либо, а для обмена. Продукт, который произведен  специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.

Главный принцип рыночной экономики —  свобода выбора видов и форм деятельности  декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом  форме. Под видами экономической  деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. 2

    Подводя итог вышесказанному,можно сказать,что в рыночной экономике действует следующий исходный  принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их  общественной опасности».  Следует также отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не  пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными  атрибутами рынка в экономике.

    При функционировании рыночной экономики  действуют следующие принципы:

    1) Свободы ценообразования. Цена  никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.

    2) Децентрализации управления является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению. Он заменяется индикативным, рекомендательным, советующим планом-прогнозом (бизнес-планом).

    3) Экономической ответственности.  При рыночной экономике действует  принцип экономической ответственности, предусматривающий экономические способы, меры и средства возбуждения ответственности, возмещение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.

    4) Конкуренции между предприятиями  организациями, предпринимателями.  В западной экономической литературе  конкуренция представляется как  соперничество между товаропроизводителями  за лучшие, экономически более  выгодные условия производства  и реализации продукции.

    Определяющим  принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных  субъектов  с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические  права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления  экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны  для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы  собственности, существующей на данном предприятии.

    Рыночная  экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется  в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением; изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения, посредством обязательных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускаемых правительством нормативных актов, через государственное планирование.

    Любой рынок,  независимо от его конкретного  вида базируется на трех основных элементах. Во-первых, это цены. Изменение относительных  цен служит для производителя  ориентиром при определение необходимости  изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор  технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем  будет потреблен продукт.

    Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный),  - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или  иных товаров, которые потребители  могут купить при сложившихся  ценах и денежных доходах. Предложение- это количество товара, которое имеется  в продаже при данной цене. Изменение  соотношения между спросом и  предложением порождает колебание  рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания  устанавливается тот уровень  цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения  и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

    В-третьих, это конкуренция. Она является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

    Наиболее  эффективно рыночный механизм действует  в условиях свободной, или совершенной  конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. 

    1. Роль  конкуренции в  механизме функционирования классического рынка.

 
 

    

      

      
 
 

          Рис.1. Роль конкуренции в механизме функционирования классического рынка. 
 

    Роль  конкуренции в функционировании рыночного механизма исключительно  велика.

    1. Через действие закона стоимости и закона спроса и предложения конкуренция сопостовляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными (с ОНЗТ).
    2. Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка как со стороны покупателей,так и со стороны продавцов.
    3. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебаний цен,через воздействие и на спрос,и на предложение.
    4. Конкуренция выполняет функцию рыночного размещения ресурсов,которые непрервно мигрируются туда,где отдача выше.
    5. Конкуренция порождает среди товаропроизводителей или приспособленческое поведение,связанное с модернизацией производства только потому,что этим занимается конкурент,или обеспечивающее поведение,которое стабилизирует его позиции на рынке в длительную перспективу,или новаторское поведение,обусловливающее экономическую победу товаропроизодителя над конкурентами за счет новаций.
    6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию:все следят за тем,чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого,хотя и не всегда это удается в реальной жизни.
    7. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию:она побуждает каждого товаропроизводителя повышать эффективность своего производства,экономить все виды затрат и ресурсов;тем самым конкуренция выступает как своеобразный двигатель экономического прогресса.
    8. Не менее важны и социально-экономические последствия конкурентной борьбы:она обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка,воспитывает в нем предприимчивость и в то же время других участников рынка ломает,разоряет,бросает на дно жизни.
 
 
 

1.4.Конкурентные  стратегии компаний.

Конкуренция — главный фактор, который определяет, будет ли компания успешной или либо потерпит крах. В ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности.3

Информация о работе Конкуренция: её сущность, виды и роль