Конкуренция и ее роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена.
Задачей является выясние сущности и значения конкуренции в экономической системе, ее типов (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), форм, а также деятельность государства по регулированию конкуренции.

Содержание

Введение
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма….……………...6
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………..…………..6
1.2 Функции конкуренции……………………………………………...……….10
1.3 Виды классификаций конкуренции…………………….………….……….14
1.4 Основные модели рынка………...…………………………..………………17
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы……………..…………...36
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция………………….…….36
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа……………………..…..43
2.3 Современный экономический шпионаж…………………………….……43
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции……..48
Глава 3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………….51
3.1 Антимонопольная политика……………………………………………..…51
3.2 Развитие малого предпринимательства……………………………………63
Заключение………………………………………………………………...…67
Список использованных источников……………………………………….69

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция и ее роль в экономике.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

Поэтому конкурентная система нуждается в определенной корректировке извне, выполнять которую может только государство.

Здесь начнем с констатации общепризнанного среди экономистов положения, что в некоторых сферах экономики конкуренция является нежелательной, затруднительной или даже неприемлемой формой экономических отношений. Это те области хозяйственной деятельности, которые попадают в раздел исключения из общего правила, утверждающего полезность и необходимость конкуренции в экономике.

Естественная (законная, оправданная) монополия — это чистая монополия, существование которой признается обще­ством целесообразным. С такой монополией государству, разумеется, не следует вести линию на ее устранение. Государство изначально признает законность или оправданность существования естественной монополии. Поэтому отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования условий деятельности.

Что же это за субъекты, к монопольному положению которых госу­дарство проявляет такую лояльность? Обычно ими являются предприятия, которые обеспечивают снабжение электроэнергией, газом, водой, многими услугами связи и транспорта. Представите на минуту, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы в том районе, где вы живете, действовало бы несколько независимых предприятий по теплообеспечению жилищ, и каждое из них прокладывало бы свои собственные коммуникации к квартирам или домам клиентов.

Целесообразнее, экономически выгоднее отказаться в таком и подобных случаях от конкуренции.

Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата, неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражи­ровать свои произведения. Товарные знаки — это символика, исполь­зуемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. Обыч­но государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

Регулирование роста предприятий. Чем является крупная фирма — двигателем прогресса или его тормозом? Это давний спор, который ведут экономисты, и, судя по всему, еще неблизко до его окончательного разрешения. Пока в этом поединке аргументов "за" и "против" можно, на наш взгляд, констатировать ничью. В зависимости от ответа на данный вопрос находится определение политики государства по отношению к росту предприятий, их слиянию.

Рост экономических структур может осуществляться в следую­щих направлениях:

1. Горизонтальный рост. Это расширение объемов производства предприятия в рамках одной отрасли. Горизонтальное слияние фирм произойдет в случае, например, объединения двух сталелитейных предприятий.

2. Вертикальный рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в смежные отрасли. Вертикальную форму слияния приобретает, например, объединение сталелитейного и машиностроительного предприятий.

3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникнове­ния в технологически не связанные отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное предприятие приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную компанию.

Каким же должно быть отношение государства к направлениям роста предприятий, их слияниям? Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимо­отношения продавцов и покупателей. Государство должно препят­ствовать таким действиям.

Снижение или устранение конкуренции может произойти не только при слияниях. Контроль над акционерным предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих владельцев, они являются предметом куп­ли-продажи. Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию на рынке труб. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие обстоятельства, потому что нередко возни­кают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других вопросах (на­пример, повышением производительности, сохранением рабочих мест, улучшением качества).

Возникновение в Российской Федерации кон­куренции в хозяйственной сфере связано с пе­реходом страны к рыночной экономике. В ре­зультате этого появилось много новых понятий, которые ранее у нас были неизвестны либо свя­зывались только с практикой зарубежных стран.

Сказанное в полной мере относится и к такому понятию, как недобросовестная конкуренция. В бытовом лексиконе недобросовестная конкурен­ция понимается как любое нечестное действие или поведение, повлекшее за собой неблагопри­ятные последствия. Вместе с тем это понятие имеет правовые рамки, получив в российском за­конодательстве легальное определение.

Источники права на защиту от недобросовестной конкуренции.

Общий запрет недобросовестной конкуренции закреплен в законодательстве Российской Феде­рации на конституционном уровне. В частности, согласно п. 2 ст. 34 Конституции РФ, содержащей­ся в гл. 2 "Права и свободы человека и граждани­на", не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросо­вестную конкуренцию. Данный запрет основан на принципе свободы конкуренции в экономи­ческой деятельности, который сформулирован в п. 1 вышеуказанной статьи: каждый имеет право на свободное использование своих способ­ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности.

Основным источником правового регулирова­ния пресечения недобросовестной конкуренции является Закон РСФСР "О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на то­варных рынках" от 22 марта 1991 г. в редакции Федерального закона «О внесении изменений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"» от 25 мая 1995 г. (далее - Закон о кон­куренции). В разд. III этого Закона, состоящего из единственной ст. 10 (формы недобросовестной конкуренции), предусмотрена регламентация не добросовестной конкуренции. Сделано это путем изложения примерного перечня недобросовест­ных конкурентных действий.

Среди подзаконных актов в сфере пресечения недобросовестной конкуренции необходимо в первую очередь назвать Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законода­тельства, утвержденные приказом Государствен­ного комитета РФ по антимонопольной политике от 12 мая 1994 г. (далее - ГКАП России).

На стыке законодательства о пресечении не­добросовестной конкуренции и защите прав по­требителей находятся законы "О защите прав по­требителей" и "О рекламе".

Основная особенность российского Закона о конкуренции заключается в том, что он носит комплексный характер. В нем предусмотрено правовое регулирование как монополистической деятельности, так и пресечения недобросовест­ной конкуренции.

В этой связи следует помнить о различиях, ко­торые присущи двум указанным выше законода­тельным актам. Их у нас зачатую смешивают, по­скольку у них единый предмет регулирования -конкурентные отношения. Но если антимоно­польное законодательство направлено на сохра­нение конкуренции в целом путем преследования органами исполнительной власти монополисти­ческой практики (картельные соглашения о це­нах, о разделе рынков сбыта или источников снабжения и т.д.), то законодательство о пресече­нии недобросовестной конкуренции служит це­лям защиты общества от искажений конкурен­ции, т.е. против нечестных методов ведения кон­курентной борьбы на рынке (применение ложной рекламы, дискредитация деловой репутации кон­курента и т.д.). Иными словами, если защита от недобросовестной конкуренции предоставляется против нечестных действий предпринимателей на рынке в отношении их конкретных конкурентов, то антимонопольное законодательство направле­но против ограничений конкуренции, которые в принципе касаются всех предпринимателей в той или иной сфере хозяйства.

Следует также отметить, что в мировой практике редки случаи, когда отношения в об­ласти недобросовестной конкуренции и монопо­листической  практики  регулируются  в  одном нормативном акте. Подобная ситуация сложи­лась в 70-80-х годах в Венгрии и Югославии, что объяснялось неразвитостью конкурентных отно­шений в этих странах при принятии соответству­ющих законов. Такая законодательная практика и определила указанное направление в законода­тельстве постсоциалистических стран. Кроме Венгрии и Югославии (в Венгрии принят более развернутый, но сходный по содержанию Закон в 1990 г.) этому направлению последовали Болга­рия и ряд государств СНГ - Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан.

Однако развитие конкурентного права в мире свидетельствует о тенденциях к регулированию таких отношений отдельными законами. Так, в Польше 24 февраля 1990 г. принят Закон "О про­тиводействии монополистической практике", в котором отсутствуют положения о пресечении недобросовестной конкуренции, а 16 апреля 1993 г. принят Закон "О борьбе с недобросовестной кон­куренцией". В Чехии и Словакии действует Закон "Об охране экономической конкуренции" от 30 января 1991 г., регламентирующий вопросы монополистической деятельности, в то время как пресечение недобросовестной конкуренции пре­дусмотрено в гл. V Первой части Коммерческого кодекса от 5 ноября 1991 г. Отдельные законы о борьбе с недобросовестной конкуренцией были приняты в Румынии (1991 г.), Китае (1993 г.).

Опыт законодательства промышленно разви­тых стран свидетельствует о различных источни­ках правового регулирования пресечения недоб­росовестной конкуренции и монополистической деятельности. Данный вывод подтверждается также опытом тех стран, в которых впервые вво­дится правовое регулирование недобросовестной конкуренции. Например, в Испании наряду с но­вым антимонопольным законом 1989 г. впервые принят в 1991 г. Закон "О пресечении недобросо­вестной конкуренции".

В Италии, где пресечение недобросовестной конкуренции осуществляется на основании норм ГК (ст. 2598-2601), в 1990 г. принят первый анти­монопольный закон (Закон № 287 от 10 октября 1990 г.). Отдельный антимонопольный закон принят также в Бельгии (Закон "Об охране эко­номической конкуренции" от 5 августа 1991 г.).

Комплексные законодательные акты, в кото­рых содержатся нормы о пресечении недобросове­стной конкуренции и монополистической деятель­ности, характерны лишь для небольшой части стран с переходной экономикой. Однако в послед­нее время и в этих странах склоняются к решению о разделе самостоятельных сфер правового регу­лирования. Так, в Украине 7 июня 1996 г. принят Закон "О защите от недобросовестной конкурен­ции", который вступил в силу с 1 января 1997 г.

Понятие недобросовестной конкуренции.

В российском законодательстве оно дано при внесении изменений в Закон о конкуренции в 1995 г. Согласно ст. 4 Закона недобросовестной конкуренцией признаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринима­тельской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям дело­вого оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция включает в себя не только действия, противоречащие поло­жениям действующего законодательства (напри­мер, ст. 10 Закона о конкуренции), но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочно­сти, разумности и справедливости при осуществ­лении предпринимательской деятельности.

Иными словами, формами недобросовестной конкуренции могут признаваться не только про­тивоправные действия, указанные в ст. 10 Закона о конкуренции, но и другие действия, нарушаю­щие обычаи делового оборота, требования доб­ропорядочности, разумности и справедливости. Данный вывод подтверждается положениями ст. 10 Закона о конкуренции, в которой закреплен при­мерный перечень противоправных действий.

В российском законодательстве не дается ле­гального определения понятий добропорядочнос­ти, разумности и справедливости. Следовательно, такие понятия являются вопросом факта и долж­ны оцениваться правоприменительными органа­ми, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Условием признания какого-либо действия не­добросовестной конкуренцией служит причинен­ный вред. При этом вред подразделяется на убыт­ки, которые уже наступили в имущественной сфере конкурента или которые могут наступить в будущем, если не пресечь правонарушение, а так­же на ущерб деловой репутации других хозяйст­венных субъектов - конкурентов.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в развитии экономики