Конкуренция и ее роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена.
Задачей является выясние сущности и значения конкуренции в экономической системе, ее типов (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), форм, а также деятельность государства по регулированию конкуренции.

Содержание

Введение
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма….……………...6
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………..…………..6
1.2 Функции конкуренции……………………………………………...……….10
1.3 Виды классификаций конкуренции…………………….………….……….14
1.4 Основные модели рынка………...…………………………..………………17
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы……………..…………...36
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция………………….…….36
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа……………………..…..43
2.3 Современный экономический шпионаж…………………………….……43
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции……..48
Глава 3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………….51
3.1 Антимонопольная политика……………………………………………..…51
3.2 Развитие малого предпринимательства……………………………………63
Заключение………………………………………………………………...…67
Список использованных источников……………………………………….69

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция и ее роль в экономике.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

Исходя из общих условий наступления граж­данско-правовой (деликтной) ответственности (а ответственность за недобросовестную конкурен­цию - это ее разновидность), к другим условиям ответственности за недобросовестную конкурен­цию относится вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности, а также причинная связь между противоправным действием и причи­ненным вредом.

Следует отметить, что в области права на за­щиту от недобросовестной конкуренции сущест­вует дополнительное условие ответственности -наличие так называемого конкурентного право­отношения. Данный вывод следует из положения о том, что при совершении недобросовестной конкуренции вред может причиняться только хо­зяйствующим субъектам - конкурентам. В этой связи возникает проблема определения видов предпринимательской деятельности, в которой заняты хозяйствующие субъекты - конкуренты, предлагающие на определенные товарные рынки идентичные или сходные товары (услуги).

Таким образом, в делах о пресечении недобро­совестной конкуренции определяющим является тот факт, что хозяйствующие субъекты находят­ся в конкурентных отношениях, т.е. их предпри­нимательская деятельность осуществляется в це­лях конкуренции.

Виды недобросовестных конкурентных действий.

В настоящее время после внесения изменений в Закон о конкуренции перечень недобросовест­ных конкурентных действий выглядит следую­щим образом: распространение ложных, неточ­ных или искаженных сведений, способных причи­нить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введе­ние потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потре­бительских свойств, качества товаров; некор­ректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с то­варами других хозяйствующих субъектов; про­дажа товара с незаконным использованием ре­зультатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продук­ции, выполнения работ, услуг; получение, ис­пользование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Вместе с тем сфера применения данного поло­жения сужена, поскольку невозможно в настоя­щее время преследовать такие правонарушения, как копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта. Так, прежде существовала возмож­ность запрета недобросовестного использования чужих промышленных образцов (копирование внешней формы товара), которые по каким-либо причинам не были зарегистрированы или срок регистрации которых истек, но которые завоева­ли высокую репутацию на рынке

Особенность российского законодательства в области защиты от недобросовестной конкурен­ции заключается в том, что по ряду составов пра­вонарушения недобросовестная конкуренция сов­падает с нарушением исключительного права (так называемая контрафакция) на объекты интеллек­туальной собственности (в том числе изобретения, полезные модели, промышленные образцы, то­варные знаки и знаки обслуживания, наименова­ния мест происхождения товаров, фирменные наи­менования, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем).

Напомним, что недобросовестной конкурен­цией признается продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств ин­дивидуализации. В отличие от контрафакции, где правонарушением признается ряд контрафакт­ных действий по использованию чужих объектов (изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и т.д.), в области недобросове­стной конкуренции не допускается только неза­конная продажа товара с воплощенными в нем объектами интеллектуальной собственности при условии конкурентных отношений между истцом и ответчиком.

В настоящее время не вполне ясным представ­ляется толкование понятия "продажа товара" в соответствии со ст. 10 Закона о конкуренции. Ду­мается, что правоприменительная практика в дальнейшем установит либо узкое, либо широкое толкование этого термина, включая и предложе­ние к продаже, и иное введение в гражданский оборот (например, сдача в залог). Во всяком слу­чае определяющим в этом составе правонаруше­ния с точки зрения права на защиту от недобросо­вестной конкуренции является нахождение товара в гражданском обороте. Таким образом, в России контрафакция в определенных случаях есть составная часть недобросовестной конку­ренции, хотя по своему содержанию, по количест­ву составов правонарушения это - более широкое понятие.

Какие еще особенности правовой регламента­ции недобросовестной конкуренции в России можно отметить? В отличие от ранее действовав­шей редакции Закона о конкуренции в настоящее время невозможно преследовать по нормам о пресечении недобросовестной конкуренции лиц, самовольно использующих чужие незарегистри­рованные товарные знаки, поскольку согласно нынешней редакции ст. 10 Закона о конкуренции недопустима продажа с незаконным использова­нием чужих товарных знаков, в то время как раньше речь шла о недопустимости самовольного использования товарного знака.

Как следует из вышеизложенного, правовая регламентация недобросовестной конкуренции, предусмотренная российским Законом о конку­ренции, формально соответствует тому миниму­му правовой охраны, который установлен Па­рижской конвенцией по охране промышленной собственности, хотя в нем и не определены соста­вы правонарушения, т.е. не раскрыты и не дета­лизированы конкурентные действия.

Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.

В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %.

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

   Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:

1.  Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

2. Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

3. Малый бизнес так и не получил должного развития.

 

Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:

1. Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. Финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей);

2. Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

3. Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

4. Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

 

 

3.2      Развитие малого предпринимательства.

Большей приспособляемостью к быстро меняющимся ус­ловиям рынка обладают малые фирмы. Они обнаруживают стойкий имму­нитет к выживанию, способность превратить свои слабости в силу. Напри­мер, не имея мощного и первоклассного оборудования, выполнять, в отли­чие от крупных монополий и компаний, мелкие заказы, проще подстраи­ваться к изменениям спроса и т.п. Выжить им в условиях острой конку­рентной борьбы помогает точный расчет: деятельность в сферах традици­онных для малого бизнеса, либо выполнение функций субпоставщиков мелких деталей или полуфабрикатов для крупных компаний. Например, в Японии каждая крупная корпорация окружена густой сетью малых, пре­имущественно семейных фирм, снабжающих их деталями, требующими тщательного и скрупулезного ручного труда. Очень часто мелкие фирмы занимаются копированием известных марочных изделий, что позволяет им быстро приспособиться к волне спроса на эти товары. При этом они актив­но используют «партизанский» маркетинг, который помогает продвигать свои товары любыми доступными методами. Но для того чтобы выжить, им рано или поздно необходимо расти, занимая все большую часть рыночной ниши, сначала в национальном, а потом и в международном масштабе. Для дальнейшего наращивания своего экономического роста такая фирма долж­на вторгнуться в массовое производство, что непросто сделать, поскольку вне своей рыночной ниши она становится уязвимой для своих конкурентов. Вместе с тем специализация и массовое производство могут принести фир­ме большую удачу, если выбранная ею специализация окажется весьма пер­спективной для целевого рынка. Так, автомобильная фирма «Дэймлер-Бенц» специализировалась на производстве автомобиля высокого класса. С увеличением среднего класса во всех развитых странах мира потребность в данных автомобилях стала быстро расти, это обеспечило фирме их массо­вое производство. Отсюда патентная стратегия - выпуск дифференцирован­ного, сначала ограниченного количества продуктов очень высокого качест­ва. Такие специализированные фирмы легко обходят в конкурентной борь­бе мощные компании, занимая свои собственные эксклюзивные рыночные ниши. При этом они подчеркивают и всячески культивируют свою непохо­жесть на других. Такими исключительными товарами и являются, напри­мер, духи «Шанель», автомобили «Порше», «Ягуар», «Феррари». Создав массовое производство, со временем они могут ориентироваться на удовле­творение потребительского спроса на массовую и сравнительно дешевую продукцию. Стратегия их конкурентной борьбы сводится к курсу на сниже­ние издержек производства. Основой осуществления такой стратегии явля­ется такая организация массового производства, которая позволяет выпус­кать значительное количество недорогих, но высококачественных товаров, предназначенных для массового потребителя.

Однако к этому можно прийти и путем прорыва в НТР, что и делают фирмы, которые, осваивая новые продукты или технологии и производства, оказываются на волне стимулируемого ими спроса на новинки. Примером такого развития является деятельность корпорации «Эппл», которая начала свою деятельность на рынке мелкой фирмой по производству электронно-вычислительной техники. В короткое время она смогла выйти в высшую корпоративную элиту США и всего мира благодаря тому, что одной из пер­вых стала выпускать персональные компьютеры. Развиваясь динамично, подобная фирма стремится занять доминирующее положение. Однако если она утратит стратегию непрерывного роста и глобального проникновения в национальные рынки других стран, то может исчерпать факторы своего развития. Такие компании, как правило, обрастают бесчисленными второ­степенными производствами, становятся малоуправляемыми, утрачивают динамизм и прибыльность.

В подобной ситуации оказался к концу 80-х гг. голландский электро­технический концерн «Филипс». Его ассортимент включал широкий пере­чень изделий: от бритвы до приборов для лечения нервов, от долгоиграю­щей пластинки до персонального компьютера. В концерн входило 350 пред­приятий, разбросанных по всему свету. Чтобы полностью загрузить их, ру­ководство концерна старалось все необходимые узлы и детали производить самостоятельно, это увеличивало себестоимость выпускаемой продукции. Выход был найден в политике дезинвестиций, т.е. в избавлении от убыточ­ных производств и в снижении издержек производства на оставшихся предприятиях. Через такую же процедуру прошли в последнее время и аме­риканская автомобильная корпорация «Крайслер», занявшая еще более прочное положение на рынке, германский электротехнический концерн «АЭГ», британский химический гигант «Империал кемикл индастриз» и др.

   Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.

   Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

   Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

 

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление.  Существует  множество  её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

          Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве". Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др

Проблема конкуренции изучается многими экономистами как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно.  Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства. Регулировать экономику или нет, какую форму конкуренции поощрять и т.д. Россия никак не может выйти из переходного периода, когда конкуренции фактически не существовало (хотя  она все-таки нашла свое отражение в "соцсоревнованиях") и прийти к рыночной. На мой взгляд, в России сейчас воцарился хаос.  Наш переход от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно,  скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий  в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно.  Напротив,  государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Например, повышение пошлин на подержанные автомобили ограждает отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С одной стороны, государство заботится о своем производителе, но оно совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской политики.  Наши автомобили будут пользоваться большим спросом, но степень удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины худшего качества по сравнению с импортными. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как продукция и так пользуется спросом.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в развитии экономики