Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа
Проблема конкуренции и конкурентоспособности одна из самых актуальных тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди, стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1.“Национальный ромб” Майкла Портера
1.2. Условия конкурентного преимущества страны
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Способы повышения конкурентоспособности Беларуси
3.2 Анализ Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики
3.3 Анализ меморандума Всемирного Банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
на тему: Конкурентные преимущества белорусской экономики
и пути повышения
ее конкурентоспособности
ФМЭО, 2
курс, УВЭД-3
Руководитель
ассистент
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 45 с., 1 рис., 3 табл., 46 источников, 3 прил.
КОНКУРЕНЦИЯ,
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КОНКУРЕНТНЫЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА, НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Объектом
и предметом исследования является
конкурентоспособность и
Цель
работы исследовать конкурентные преимущества
экономики Беларуси и выявить
пути повышения ее конкурентоспособности.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в работе расчетно-аналитический материал
правильно и объективно отражает состояние
исследуемого процесса, а все заимствованные
из литературных и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
_______________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема конкуренции и
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции и конкурентоспособности. В мировом масштабе конкурируют между собой не только фирмы и отрасли, но и целые государства.
Целью курсовой работы является исследование конкурентных преимуществ экономики страны и выявить пути повышения ее конкурентоспособности.
Задачи: исследование теоретических основ понятия конкурентоспособности страны и факторов, определяющие ее. Необходимо также проанализировать нынешнее состояние экономики Беларуси, и, соответственно основные конкурентные преимущества, которыми обладает республика. Важным аспектом также является дача рекомендаций по повышению конкурентоспособности экономики Беларуси, в том числе анализ Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, а также экономического меморандума "Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста", обнародованного на сайте белорусского представительства Всемирного банка (ВБ).
Радикальный прорыв в области изучения конкурентоспособности стран связан с именем одного человека – Майкла Портера. Это профессор Гарварда и известнейший бизнес-консультант. Именно его работы в настоящее время считаются наиболее глубокими и проработанными в направлении изучения конкурентоспособности. [23, c. 140]
В
1991 г. Портер опубликовал книгу «
Основу его концепции, идея так называемого “национального ромба”, раскрывающего четыре свойства-детерминанта страны, формирующих среду, в которой действуют фирмы этой страны, представлена на рисунке 1.
Примечание. Источник: [23, c.145]
Рисунок 1. Детерминанты конкурентоспособности (“национальный ромб”)
“Национальный
ромб” характеризует систему
детерминантов
Существует также такая классификация условий конкурентного преимущества страны:
1. Условия спроса. В основе конкурентного преимущества страны лежит структура спроса на внутреннем рынке. Величина и характер роста спроса могут усилить преимущество, влияя на то, когда, во что и сколько денег вкладывают фирмы и почему они это делают именно так. Но есть и третий способ, которым спрос на внутреннем рынке может дать конкурентное преимущество. С помощью определенных механизмов спрос на внутреннем рынке интернационализируется и буквально вытаскивает производимые в стране товары и услуги на мировой рынок.
Один из основных детерминантов национального конкурентного преимущества в какой-либо отрасли - это спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Практически в каждой из отраслей спрос на внутреннем рынке оказывает определенное влияние. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций, вводимых фирмами страны. Он характеризуется тремя важными чертами:
Значение двух последних качеств зависит от первого. Для конкурентного преимущества важнее не количественная, а качественная сторона спроса на внутреннем рынке.
Самое важное проявление влияния спроса внутреннего рынка на конкурентное преимущество - через соотношение и характер потребностей отечественных покупателей. Структура спроса определяет то, как фирмы улавливают эти потребности, истолковывают их и реагируют на них. Страны добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях или их сегментах, где спрос на внутреннем рынке дает местным фирмам представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Страны также получают конкурентное преимущество, если местным фирмам в результате покупательского давления приходится вводить инновации быстрее и добиваться конкурентных преимуществ более высокого порядка, чем это делают зарубежные конкуренты. Таким образом, в основе этих преимуществ лежат различия в спросе на внутреннем рынке.
Для достижения национального конкурентного преимущества особенно важны три характеристики структуры спроса на внутреннем рынке:
Сегментная структура. Это - деление спроса по сегментам внутреннего рынка, или распределение спроса по разновидностям. Деление спроса по сегментам рынка имеет место в большинстве отраслей. Одни сегменты рынка имеют глобальный характер, в отличие от других. Фирмы могут получить конкурентное преимущество в глобальных сегментах рынка, на которые приходилась значительная или вполне заметная доля спроса на внутреннем рынке, но образуют гораздо меньшую долю в других странах. Размер сегментов рынка имеет значение для национального конкурентного преимущества, если имеют место эффект масштаба или освоение нового товара. Те страны, где этот сектор рынка наиболее велик в абсолютном выражении, могут получить преимущество за счет эффекта масштаба. Впрочем, роль абсолютного размера сектора рынка в стране сложна, и фирмы, конкурирующие глобально, могут получить эффект масштаба даже при маленьком внутреннем рынке в стране.
Требовательные и разборчивые покупатели. Характер отечественных покупателей еще важнее, чем структура внутреннего рынка как таковая. Фирмы страны добиваются конкурентного преимущества, если покупатели в этой стране очень разборчивы и предъявляют большие требования к товарам или услугам, предлагаемым фирмами. Такие покупатели - это своего рода зеркало, в котором можно увидеть наиболее высокие запросы покупателей. Географическая и культурная близость к таким покупателям позволяет фирме быстро отреагировать на новые потребности. Это также позволяет установить тесный контакт в процессе развития, а если покупателями являются фирмы, то и развернуть с ними совместную работу по созданию новых товаров, что для зарубежных фирм затруднительно.
Предполагаемые потребности покупателей. Фирмы данной страны получают преимущество, если потребность в каком-либо товаре возникает в этой стране раньше, чем в других. Это служит своеобразным предупреждением того, что спрос на этот товар вскоре распространится по всему миру. Это важно не только при создании совершенно новых товаров, но и в дальнейшем, поскольку служит стимулом к постоянному совершенствованию товара и повышает способность конкурировать во вновь появляющихся секторах рынка. Ранний спрос на тот или иной товар иногда является еще одним преимуществом наличия в стране особо требовательных покупателей, так как именно они часто (хотя и не всегда) первыми требуют новых товаров и услуг, на которые вскоре возникнет спрос и в других странах.
Другими средствами распространения внутреннего спроса за пределы страны являются политические союзы и исторические связи. Их последствия закрепляются в зарубежных странах в таких формах, как правовые системы, стандарты продукции и оборудования и предпочтения покупателей. Однако слишком большая зависимость от зарубежного бизнеса может подорвать конкурентные преимущества национальной экономики, так как снижает давление в пользу совершенствования и инноваций.
2. Стратегия, структура и соперничество фирм. Еще одним важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность страны, является тот факт, что фирма создается, организуется и управляется в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке. В разных странах фирмы организуются по-разному, вырабатываются разные стратегии и цели. Национальные преимущества в промышленном производстве являются результатом правильного соотношения между их выбором и источником конкурентоспособности в той или иной отрасли промышленности. То, как развивается соперничество на внутреннем рынке, также играет большую роль в процессе внедрения новшеств и в обеспечении перспектив международного успеха.
Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. Хотя ни одна страна не демонстрирует полной однородности своих производителей, национальный контекст все же обусловливает особенности, которые могут быть замечены довольно легко. Ни одна из систем управления не может подходить всем. Нации достигают высот в тех отраслях промышленности, где методы управления и способы организации, которым отдается предпочтение, хорошо согласуются с источниками конкурентоспособности.
Важные национальные различия в управленческих методах можно наблюдать также в таких областях, как профессиональная подготовка, опыт и ориентация лидеров, групповой или иерархический стиль управления, использование индивидуальной инициативы, методы принятия решений, природа отношений с потребителями, способность координировать функции, отношение между трудом и управлением. Эти различия в управленческих подходах и организационных навыках ведут к возникновению как преимуществ, так и недостатков в процессе конкуренции в различных отраслях. Отношение между трудом и управлением является особенно важным во многих отраслях промышленности, потому что оно является основой способности фирмы к совершенствованию и внедрению новшеств.
Ориентация фирм на глобальную конкуренцию приобретает особое значение в процессе конкуренции на мировом рынке. Желание и способность фирм конкурировать на глобальном уровне являются отчасти результатом действия других факторов, таких как насыщение внутренних рынков, местная конкуренция и влияние спроса на мировом рынке. Однако управленческие подходы также играют важную роль. Несколько аспектов национальной среды влияют на международный имидж фирм, на то, как легко и охотно они выходят на мировой уровень.