Конкурентные преимущества белорусской экономики и пути повышения ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Проблема конкуренции и конкурентоспособности одна из самых актуальных тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди, стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1.“Национальный ромб” Майкла Портера
1.2. Условия конкурентного преимущества страны

2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Способы повышения конкурентоспособности Беларуси
3.2 Анализ Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики
3.3 Анализ меморандума Всемирного Банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Работа состоит из  1 файл

Конкурентные преимущества.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

   Несмотря  на льготные поставки российского газа, в структуре себестоимости продукции  доля энергозатрат недопустимо высока, энергоемкость производства в 2-3 раза выше, чем в среднем по Европе. В республике есть ряд энергоемких производств. К примеру, РУП "Белорусский металлургический завод" потребляет природного газа столько, сколько вся Гомельская область, включая социальный сектор. Серьезно испортить конкурентоспособность может даже незначительное повышение цен на российские энергоресурсы.

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  имеющиеся в Республике Беларусь конкурентные преимущества используются недостаточно. Так, выгодное экономико-географическое и геополитическое положение могло бы стать дополнительным источником валютных поступлений при использовании этого фактора в качестве моста между Западом и Востоком, Севером и Югом для перевозки транзитных грузов и пассажиров. В процессе развития интеграционных связей между странами значение данного фактора будет возрастать. Для реализации указанного конкурентного преимущества в республике необходимо интенсивно развивать транспортную и информационную инфраструктуру, создавать благоприятные экономические условия и механизмы для переключения перевозок на Беларусь как наиболее короткий и экономически выгодный путь для за рубежных перевозчиков. МИД проводит работу по присоединению Республики Беларусь к Европейской Конвенции о процедуре общего транзита. Для Беларуси  это очень важно. Внешняя торговля услугами составляет почти 12% в общем объеме внешней торговли страны и является важным источником валютных поступлений. За последние годы наблюдается стабильный рост экспорта услуг и сохраняется положительное сальдо. Наибольший удельный вес в нем занимают транспортные услуги, экспорт которых в январе-июне составил почти 570 млн.USD, или более 57% всего экспорта услуг (темп роста - 122,4%).

     Для выработки национальной стратегии  повышения конкурентоспособности требуется определить конкурентные преимущества страны («точки опоры», «точки роста»); недостатки, («узкие места»); систему мер и механизмы, адекватные стадии развития. При этом необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны системы повышения конкурентоспособности Беларуси: сильная сторона - высококвалифицированная рабочая сила и развитая транспортная инфраструктура, слабая - низкие качество производимой продукции и уровень инвестиций в наукоемкие производства, слабость потребительского спроса, недостаточный уровень инвестиций в образование. Особо следует выделить такую особенность, как слабость или отсутствие конкурентной среды. На современной стадии развития, при переходе от конкурентоспособности на основе факторов к стадии, движимой инвестициями, обозначенные направления являются ключевыми для государственного регулирования конкурентоспособности в нашей стране. В связи с этим представляется возможным и необходимым заимствование опыта других стран по преодолению технической отсталости, стимулированию научно-технического прогресса, росту инвестиций, повышению образовательного уровня населения и квалификации рабочей силы.

     Республика  Беларусь имеет резервы повышения  конкурентоспособности по всем составляющим интегрального показателя, ее определяющего - открытость экономики, государственное управление, финансы, технологии, инфраструктура, менеджмент, труд, институты. Поэтому должны быть разработаны и осуществлены конкретные меры по созданию условий для инновационно-инвестиционной деятельности, модернизации производства, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, улучшения технико-экономических показателей работы отраслей за счет снижения издержек производства, расширения экспорта продукции и услуг. [41, c. 9-17]

     Конкурентоспособность белорусской продукции по ценовому фактору подрывает рост заработной платы на фоне лишней рабочей силы. По данным Института экономики НАН Беларуси, в 1995-2004 гг. число промышленных рабочих сократилось на 14%. В тоже время количество работников без потерь для промышленного производства можно сократить еще на 20%.

     Кредиторская  задолженность ОАО "Алеся", витебского ОАО "КИМ", ОАО "Камволь" исчисляются  миллиардами рублей. В прошлом  году в очередной раз встал  вопрос о предоставлении легпрому преференций. После того, как эксперты НАН Беларуси проанализировали состояние предприятий, было принято отрицательное решение. Но в концерне "Беллегпром" привели контраргумент: в отрасли 120 тыс. работников, из них почти 80% — женщины, из которых 40% — матери одиночки, 10 тысяч женщин в декретном отпуске. Сейчас государству приходится выбирать между экономической целесообразностью (свернуть производства и уволить людей) и социальным равновесием. Но есть еще и третий путь — организация новых производств, позволяющих перейти на выпуск конкурентоспособных товаров. [8, с. 10]

   3.2 Анализ Программы  структурной перестройки  и повышения конкурентоспособности экономики

 

   Существует  Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (распоряжение Президента Республики Беларусь № 218 от 7 августа 2002 г.) и протоколом поручений Главы государства, данных при отчете Совета Министров Республики Беларусь об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за 2002 г. и задачах на 2003 г. (№ 8 от 19 февраля 2003 г.). Она разработана совместно с министерствами, Национальной академией наук Беларуси и облисполкомами.

   Анализ  воспроизводственной, социальной, отраслевой и технологической структуры экономики с позиции ее соответствия потребностям страны и в сравнении с экономически развитыми европейскими странами позволяет сделать следующие основные выводы.

    1. В воспроизводственной структуре  экономики Беларуси, несмотря на достигнутое по сравнению с 1995 г. улучшение пропорций между промежуточным продуктом и валовой добавленной стоимостью, доля промежуточного потребления в валовом выпуске продолжает оставаться большой (54,6% в 2001 г.) и свидетельствует о высоких материало- и энергоемкости производства которые, по отдельным оценкам, более чем в два раза превышают аналогичные показатели в экономически развитых европейских государствах.

  1. В социальной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется невысоким удельным весом частной собственности (42,2% в 2001 г.), в том числе иностранной (0,6%) и смешанной с иностранным участием (1,6%). При этом в сфере малого частного предпринимательства работают около 10% от общего числа занятых в экономике.
  2. Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров, которая в 2001 г. составила 42,9%. в том числе промышленности - 26,1 %, сельском хозяйстве - 9,8,строительстве - 5,9%, и низкой (44:2%) долей сферы услуг. В экономически развитых странах на сферу услуг приходится 60-70% валового национального продукта и численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой доли добавленной стоимости в ее стоимостной структуре.
  3. Технологическая структура экономики Беларуси, которая в значительной степени предопределяет ее эффективность и уровень конкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуется использованием преимущественно III и IV технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля V и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др.) в республике не превышает 10%. Однако именно они определяют технологическую структуру постиндустриального общества и занимают значительный удельный вес в экономике развитых стран мира.

   Мощь  национальной экономики на мировой арене определяется наличием крупных корпораций, транснациональных по размаху деятельности и общенациональных по социально-экономической значимости. Государство стремится поддержать развитие таких фирм, прежде всего в отраслях собственной экономики, которые определяют направления современного научно-технического прогресса.

   Мировое развитие демонстрирует доминирующее влияние крупных национальных и транснациональных корпораций. Беларусь совместно с Россией реализует 50 производственно-экономических программ. Активизировался процесс создания российско-белорусских межгосударственных ФПГ, а также ФПГ с участием белорусского капитала. Товарооборот между Республикой Беларусь и Россией составляет 11 млрд. долл. США. (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

   Приоритетное  направление развития экономической интеграции предусматривается также с Украиной, Молдовой, другими странами СНГ, Европейского Союза.

   Основная  цель Программы - выработка основных направлений и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ страны, повышение уровня ее конкурентоспособности.

   Прошедший, 2005 год, является годом начала второго этапа активной структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. При этом ставится задача сохранения и укрепления позиций Республики Беларусь на рынках ближнего и дальнего зарубежья, эффективной интеграции в мирохозяйственные связи. Приоритеты отдаются отраслям и производствам, основанным на конкурентных преимуществах, развитию экспортного потенциала, рациональному использованию местных ресурсов. Временные границы второго этапа могут составить более 10 лет.

   Анализ, проведенный НАН Беларуси, показывает, что белорусская экономика и наука может успешно сотрудничать с мировым научным сообществом, прежде всего по следующим направлениям: информатизация и программное обеспечение; нанотехнологиии, наноматериалы; энергоэффективные технологии; генетика и биотехнологии; экологическая устойчивость и радиационная безопасность; устойчивое развитие транспорта.

   Конкурентоспособность белорусской экономики в перспективном периоде будет зависеть от ее инновационной ориентации. Она должна базироваться на следующих принципах:

  • формирование инновационного законодательства;
  • эффективная организационно-кадровая политика и финансирование:
  • создание инновационной инфраструктуры;
  • широкое международное научно-техническое сотрудничество и включение предприятий и исследовательских структур Беларуси в международные ТНК. ФПГ и научные институты:
  • стратегическое планирование научно-технического развития с концентрацией государственных ресурсов на ограниченном числе приоритетных направлений научно-технической деятельности;
  • переход от отраслевой к корпоративно-кластерной структуре экономики. [11]

   Структурная политика Республики Беларусь, с учетом больших различий между отраслями и их группами, предусматривает рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны исходя из максимального использования их конкурентных преимуществ.

   Успешное  решение задач, обозначенных в программе, невозможно без выработки и реализации стратегии рационального использования имеющихся человеческих ресурсов, формирования конкурентоспособного трудового потенциала на основе максимальной реализации его образовательного и научно-интеллектуального уровня, обеспечения здорового образа жизни.

    Для этого необходимо:

  • осуществить переход к постиндустриальной модели занятости населения, основанной на высвобождении избыточной численности работников из производств, приоритетном развитии наукоемких производств и сферы услуг, стимулировании развития предпринимательства;
  • повысить роль оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников; увязать ее с ростом производительности труда и результатами хозяйственной деятельности;
  • создать систему непрерывного образования, адекватную требованиям экономики и мировым стандартам;
  • создать среду, обеспечивающую здоровый образ жизни, охрану материнства и детства, профилактику социально опасных болезней, профессиональных заболеваний и травматизма на производстве.[20, c. 1-2, 5]

   Достижение  поставленных задач позволит Беларуси занять достойное место в группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала, определяемый как среднее значение индексов ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и реального валового внутреннего продукта на душу населения, составит в 2010 г. 0,856 против 0,788 в 2000 г.

     В Программе дан прогноз ожидаемых социально-экономических и экологических последствий. Реализация представленных предложений обеспечит повышение конкурентоспособности:

  • предприятий Министерства промышленности с 34% в 2002 г. до 55% в 2010 г.;
  • предприятий концерна «Белнефтехим» - соответственно с 23 до 45%;
  • предприятий концерна «Беллесбумпром» - с 22 до 43%;
  • предприятий концерна «Беллегпром» - с 21 до 35%;
  • предприятий концерна «Беллистпром» - с 21 до 35%.

Информация о работе Конкурентные преимущества белорусской экономики и пути повышения ее конкурентоспособности