Конкурентные преимущества белорусской экономики и пути повышения ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Проблема конкуренции и конкурентоспособности одна из самых актуальных тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди, стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1.“Национальный ромб” Майкла Портера
1.2. Условия конкурентного преимущества страны

2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Способы повышения конкурентоспособности Беларуси
3.2 Анализ Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики
3.3 Анализ меморандума Всемирного Банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Работа состоит из  1 файл

Конкурентные преимущества.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

     Для определения уровня конкурентоспособности Республики Беларусь необходимо было по каждому агрегированному фактору определить систему первичных факторов и индикативных показателей, наиболее полно отражающих их, и сравнить с аналогичными показателями мирового уровня или Австрии, принятой в качестве базы для сравнения. Критериями отбора показателей служили их относительная независимость (непроизводность), минимальное количество, которые в совокупности могли бы оказать существенное влияние на рост конкурентоспособности. Для обеспечения сопоставимости показатели различных стран измерялись в долларах США, в относительных величинах - удельные веса, коэффициенты, проценты, баллы.

     Агрегированный  фактор «открытость экономики» характеризовался Такими показателями, как валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности), удельный вес экспорта и импорта товаров и услуг в ВВП, сальдо внешней торговли (% к ВВП), внешнеторговый оборот на душу населения, доля валовых накоплений в ВВП.

     В качестве важнейших показателей-индикаторов  агрегированных факторов «правительство (государственное управление)» и «финансы» были приняты: прямые иностранные инвестиции; централизация финансовых ресурсов государством (% к ВВП); уровень прямых и косвенных налогов в доходах консолидированного бюджета; дефицит консолидированного бюджета; государственный долг, в том числе внешний (в % к ВВП); вклады населения (% к ВВП); проценты по депозитам, кредитам; индексы курса национальной валюты, роста потребительских цен.

     Государство, проводя системную социально-экономическую политику, должно обеспечивать развитие конкурентных преимуществ по указанной выше системе показателей, добиваясь наилучших условий для расширенного воспроизводства, экспорта продукции, работ и услуг на внешние рынки.

     Для оценки конкурентоспособности страны по фактору «технологии» использовались первичные факторы, характеризуемые индексами наукоемкости ВВП, удельной численности исследователей, роста экспорта товаров и услуг, распространения информационных технологий и инфраструктуры. В число показателей-индикаторов было бы целесообразно включение таких, как количество полученных патентов на изобретения; закупленных и проданных за границу лицензий, технологий; удельный вес оборудования по возрастам; коэффициенты износа, обновления и выбытия активной части основных производственных фондов; удельный вес сертифицированной по мировым стандартам продукции в общем объеме производства.

     Необходимо  учитывать при этом, что вклад  технологического ресурса в национальную конкурентоспособность зависит от общего состояния макроэкономической среды в стране, развитости ее технологической структуры (научной, инновационной, информационной), правовой базы, эффективности государственной научно-технической и промышленной политики, прежде всего, от масштабов инвестирования в образование, науку, инновации.

      Агрегированный фактор «инфраструктура» включает совокупность отраслей народного хозяйства, которые обслуживают население и основное производство, обеспечивая его непрерывность и создавая условия для повышения уровня конкурентоспособности специализированных отраслей страны. По функциональному назначению инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура состоит из систем энерго- и водоснабжения, транспорта и связи, материально-технического обеспечения, складского хозяйства, вычислительных центров и автоматизированных систем управления.

       «Менеджмент» является одним из существенных факторов страновой конкурентоспособности, выделенных Всемирным экономическим форумом. Он характеризуется эффективностью управленческих решений по формированию и использованию всех факторов повышения конкурентоспособности страны.

     Основными составляющими повышения уровня конкурентоспособности за счет менеджмента являются: рост эффективности управления персоналом; улучшение качества маркетинговой деятельности, прежде всего в области исследования конъюнктуры внешних и внутреннего рынков и изучения качественных характеристик запросов потребителей; разработка на их основе научно обоснованной стратегии развития отрасли, бизнес-планов предприятий; повышение эффективности управления качеством, ориентированное на разработку продукции, отвечающей требованиям и международным стандартам; ускоренная разработка новых видов продукции и совершенствование выпускаемой с учетом изменения спроса; управление финансовыми операциями; разработка стратегий конкуренции.

     В качестве показателей-индикаторов, характеризующих  эти факторы, были использованы: рост инвестиций; удельный вес новой продукции в произведенной; отношение товарных запасов к стоимости произведенной продукции; уровень рентабельности реализованной продукции; рост реальной заработной платы и производительности труда.

     Для оценки агрегированного фактора  «труд» в межстрановых сопоставлениях обычно используются: занятость населения; физиологические факторы рабочей силы (пол, возраст, уровень здоровья); образовательная и профессиональная подготовка работника; производственный опыт; уровень доходов населения; интенсивность труда; психологические факторы (деловая активность, мобильность, адаптационность, ответственность, способность к коллективному взаимодействию, предприимчивость).

     Исходя  из имеющейся информации по странам, для количественной оценки первичных факторов использованы следующие показатели: уровень занятости населения (доля занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения); соотношение заработной платы и производительности труда (удельная оплата труда); уровень трудовой активности населения (доля работников 25-49 лет в общей численности работающих); образовательный уровень рабочей силы (численность работников со средним специальным и высшим образованием на 1000 работающих); уровень профессиональной квалификации рабочих (доля рабочих с разрядом выше четвертого в общей численности рабочих).

     Агрегированный  фактор «институты», или институциональная среда, включает совокупность социальных, экономических, экологических норм и правил взаимодействия физических и юридических лиц, а также соответствующие структуры, осуществляющие их разработку и реализацию.

     Институциональная среда формируется посредством институциональных преобразований, в числе которых: формирование институтов прав собственности, предпринимательства, конкурентной среды, взаимоотношения экономики и права, политические структуры и их функционирование, развитие морально-нравственных ценностей, интеграции и глобализации, инновационного развития и др.

     Важнейшими  составляющими фактора «институты» выступают: политика и роль государства; развитость финансовой системы; инвестиционный климат; степень инновационности технологического развития; уровень менеджмента; развитость судебной системы и других правовых институтов; уровень развития малого бизнеса и степень его поддержки; уровень бюрократизации; а в качестве обобщающих показателей используются: институциональная стабильность; государственный протекционизм; регулярность платежей; судебные издержки; согласие в обществе; компенсация вмешательства; государственные обязательства; эффективность политической власти; организованная преступность; ответственность за качество выпускаемой продукции; политическое доверие; антимонопольная политика. Большая часть показателей не поддается объективной количественной оценке и поэтому этот фактор из расчетов был исключен. Вместе с тем следует отметить, что в зарубежной литературе в качестве интегрального показателя уровня развития институциональной среды используется индекс экономической свободы, который рассчитывается экспертным путем по 5-балльной шкале на основе оценки 50 независимых переменных. По данному показателю в рейтинге стран Беларусь занимает 148 место после России, стран Балтии и Украины (Фонд «Наследие», США).

     Сравнительные оценки указанных выше показателей, характеризующих первичные факторы конкурентоспособности, были использованы в расчетах интегральных индексов по 7 агрегированным факторам.

     Интегральные  индексы конкурентоспособности Беларуси и других стран по этим факторам приведены в ПРИЛОЖЕНИИ А.

     На  основе данных таблицы 1 по аналогичной формуле произведены расчеты сводного индекса конкурентоспособности стран относительно Австрии по всем агрегированным факторам, определен рейтинг (место) каждой страны по этому показателю и справочно приведены рейтинги стран по другим обобщающим социально-экономическим показателям - индексу человеческого развития (ИРЧП), производству ВВП на душу населения, которые иногда используются для оценки конкурентоспособности стран (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

     Анализ  данных таблиц 1 и 2 позволяет сделать вывод, что Республика Беларусь по рейтингу конкурентоспособности национальной экономики, а также другим обобщающим показателям социально-экономического развития находится в одной группе с такими странами, как Россия, Литва, Латвия и Украина, превосходя их по отдельным составляющим конкурентоспособности.

     Республика  Беларусь обладает определенными конкурентными преимуществами, которые базируются главным образом на факторных условиях и наличии специализированных, смежных и обслуживающих отраслей. Это прежде всего:

  • выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
  • развитые системы транспортных коммуникаций;
  • значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
  • достаточно мощная строительная база;
  • относительно развитый научно-технический потенциал;
  • многоотраслевой промышленный комплекс;
  • высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
  • многовекторные внешнеэкономические связи;
  • эффективная система государственного управления.

     По  основным показателям, учитываемым  при расчете индекса технологического развития, Беларусь мало чем уступает другим странам, но существенно отстает от них в таких сферах, как коммерциализация технологических достижений, развитие телекоммуникационной сферы и Интернета. В Глобальном отчете ПРООН о человеческом развитии, посвященном роли технологий в процессе общества, индекс технологического развития подсчитан для 72 стран мира. Для оценки возможного места Беларуси в этом рейтинге можно сравнить имеющиеся данные с аналогичными показателями Польши (занимающей 29-е место). Так, Беларусь значительно опережает Польшу по количеству патентов на душу населения. В 1998 г. она обладала 50 патентами на миллион населения, а Польша - только тридцатью. Беларусь опережает Польшу по доле ВВП, инвестируемой в развитие науки и технологий (1,1 и 0,7% в 1987-1997 гг. соответственно), по доле студентов, обучающихся естественнонаучным и техническим специальностям (14,4 и 6,6% соответственно). По последнему показателю Беларусь опережает США, Великобританию, Германию, Норвегию и многие другие технологически развитые страны. [41, c. 9-17]

 

 

       3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

      3.1 Способы повышения  конкурентоспособности  Беларуси

 

     В 2005 г. на внешних рынках успешно продавались белорусские нефтепродукты, соли, продукция химической промышленности, черные и цветные металлы (их общая доля в структуре экспорта — 57,9% в то время как эти товарные группы представлены небольшим количеством предприятий). Вместе с тем, такие отрасли, как деревообработка и легкая промышленность упали в объемах экспорта на 3,3% и 12,9% соответственно. Такая структура экспорта свидетельствует о серьезных сложностях, связанных с конкурентоспособностью белорусских производителей. [8, с. 10]

     Республика  Беларусь имеет достаточно развитый многоотраслевой промышленный комплекс и необходимые условия для повышения уровня специализации производства потребительских товаров. Для более полного использования этого фактора белорусской промышленности следует радикально повысить уровень конкурентоспособности производимой продукции, модернизировать производство на основе внедрения современных технологий и высокопроизводительной техники, создать новые виды продукции с новыми потребительскими свойствами. Как показывает статистика, этот процесс в целом по экономике протекает вяло, в течение последних 5 лет доля новой продукции колебалась в пределах 2%. Льготирование производства неконкурентоспособных товаров приводит к затовариванию складов и сохранению большого числа убыточных предприятий (в 2005 г. — 24%, по данным Института экономики НАН Беларуси).

     Для Республики Беларусь важным является развитие отраслей сферы услуг, легкой и пищевой промышленности, расширение производства неэнергоемкой и нематериалоемкой продукции массового спроса, в первую очередь для населения, снижение производства высоко материалоемкой и энергоемкой продукции. Необходимо стимулировать создание импортозамещающих производств на собственной производственной базе. Сложности на традиционных для Беларуси рынках связаны в значительной степени с тем, что страны-соседи организовали аналогичные современные производства. С проблемами сталкиваются даже известные белорусские бренды. К примеру, "Горизонт" и "Витязь" теряют свои позиции из-за того, что в особой экономической зоне в Калининградской области наладили выпуск более дешевых телевизоров. "Горизонт" последние 5 лет ежегодно получал существенные государственные преференции. На предприятии организовали грамотную сборку телевизоров, минимизировали издержки, но должной экономической отдачи все ровно не получили.

Информация о работе Конкурентные преимущества белорусской экономики и пути повышения ее конкурентоспособности