В
агропромышленном комплексе реализация
конкурентных преимуществ позволит увеличить
выпуск продукции мясной промышленности
в 1,5, молочной - в 1,4, льноволокна - в 4, сахара
из собственного сырья — в 2 раза, а также
обеспечить отрасли конкурентную устойчивость
на внутреннем и внешнем рынках.
Уровень
конкурентоспособности строительства
возрастете 2010 г. до 69%; промышленности
строительных материалов - с 40% в 2002 г. до
56% в 2010 г.
Валовой
внутренний продукт увеличится за 2001-2005
гг. на 135-140%, за 2006-2010 гг. - на 131-133%. Производство
его на душу населения по паритету показательной
способности составит 11,8 тыс. долл. США
в 2005 г. и 16 тыс. долл. - в 2010 г.
Эти
объемы позволят предоставить высокий
уровень материальной и нематериальной
обеспеченности как для всего общества
в целом, так и для отдельных социальных
групп, достичь стандартов социально ориентированной
рыночной экономики. Реальные денежные
доходы населения увеличатся в 2,4 раза,
а доля оплаты труда в ВВП - до 47%. Минимальная
заработная плата будет равна минимальному
потребительскому бюджету. [38, c.11]
3.3
Анализ меморандума
Всемирного Банка
В
экономическом же меморандуме "Беларусь:
окно возможностей для повышения
конкурентоспособности и обеспечения
устойчивых темпов экономического роста",
который обнародован на сайте
белорусского представительства Всемирного
банка (ВБ), тоже содержится вывод, что
для поддержания роста экономики властям
Беларуси необходимо существенно скорректировать
экономическую политику. Рекомендации
меморандума направлены на решение двух
взаимосвязанных задач: первая - введение
более строгой, основанной на рыночных
принципах, дисциплины; вторая - стимулирование
роста конкурентоспособных предприятий
без государственной поддержки. По мнению
экспертов ВБ, решение этих задач поможет
правительству повысить конкурентоспособность
экономики и обеспечить ее устойчивый
рост. Среди мер, предлагаемых ВБ, - реструктуризация
и значительное уменьшение масштабов
государственной поддержки реального
сектора экономики; ускорение процесса
закрытия недееспособных предприятий;
дальнейшее укрепление эффективности
предприятий энергетического сектора.
Правительству Беларуси рекомендовано
начать подготовку пилотной программы
крупномасштабной приватизации с участием
ряда эффективных госпредприятий. Предложено
также продолжить либерализацию внешней
торговли и прекратить защиту отечественных
производителей от международной конкуренции,
предпринять дополнительные меры по международной
интеграции в рамках ВТО и СНГ. Для стимулирования
создания новых предприятий рекомендовано
скорректировать экономическую политику.
Речь идет о снижении налоговой нагрузки
и реформировании налоговой системы, либерализации
политики в сфере занятости и оплаты труда,
дальнейшей либерализации цен путем отмены
элементов ценового контроля, ограничении
административного вмешательства, ускорении
темпов реформирования системы стандартизации
и др.
Факторами
оздоровления должны стать ликвидация
излишней занятости, прекращение кредитования
и субсидирования бесперспективных
предприятий, бюджетное финансирование
НИОКР по профильным направлениям и
привлечение инвесторов в наукоемкие
и капиталоемкие сферы. [31]
Республика
Беларусь не использует в полной мере
возможности защиты внутреннего
рынка от недобросовестной конкуренции
(антидемпинговые и компенсационные
мерах широко используются белорусскими
основными внешнеэкономическими партнерами
для выравнивания конкурентной борьбы).
С недавних пор механизм применения этих
мер заложен в белорусское законодательство
(Закон "О мерах по защите экономических
интересов республики Беларусь при осуществлении
внешней торговли товарами" и Закон
"О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности"). Теперь в Беларуси могут
быть инициированы антидемпинговые расследования.
При этом заявители должны не просто предлагать
закрыть тот или иной сегмент рынка, а
аргументировать это фактами возросшего
импорта, демпинга или субсидирования
конкурентов. Аргументация даст право
белорусскому правительству повысить
пошлины или ввести квоты.
Обозначен
ряд мер, которые стоит отнести
к "творческой защите". Несмотря на
режим свободной торговли, декларированный
в рамках Союзного государства, Беларусь
и Россия активно применяют меры нетарифного
регулирования взаимной торговли. Россия
практически закрыла белорусским производителям
лекарств доступ на свой рынок, выставив
технические барьеры. Лекарства, поступающие
на российский рынок, должны пройти большое
количество клинических испытаний. В результате
регистрация препарата обходится более
чем в 10 тыс. USD. Прейскурант цен на испытания
формально унифицирован для белорусских
и российских заявителей, но количество
испытаний, как правило, сильно отличается.
Еще один "творческий" способ конкурентной
борьбы — двойное лицензирование. В России
оно применяется к алкогольной продукции.
Лицензируют вид деятельности на ввоз
и каждую партию алкоголя в отдельности,
такая схема бьет по бюджету фирм. Ежегодные
потери Беларуси от перечисленных мер
оцениваются в 500 млн. USD.
Что
касается иностранных конкурентов,
стоит отметить охрану патентов и
некоторых иных объектов интеллектуальной
собственности. Фирма-конкурент не просто
регистрирует товарный знак или технологический
процесс, а добивается регистрации соответствующего
стандарта в международных органах стандартизации
и таким образом рынок оказывается закрытым
полностью. К сожалению, белорусские экспортеры
не всегда готовы к такому «высшему пилотажу».
Институт
менеджмента и приватизации презентовал
результаты исследования конкурентоспособности
белорусских предприятий, проведенные
путем опроса их руководства (всего
250 предприятий-экпортеров). На первый
взгляд с белорусским экспортом все в
порядке: 90,4% опрошенных сказали, что на
внешние рынки поставляют готовую продукцию,
а не сырье или полуфабрикаты. Как высокую
оценили конкуренцию на российском рынке
46,5% предприятий, в Западной Европе - 50%,
как очень низкую в России — 0%, в Западной
Европе — 31,3%. Цифры говорят о наличии
свободных ниш, в частности, на рынках
ЕС. 47,7% опрошенных возможной причиной
уменьшения или прекращения экспорта
назвали неспособность конкурировать
по цене. 40,6% считают, что при увеличении
цены на 10% спрос на их продукцию в Европе
значительно сократится. Значит, реформирование
белорусской экономики в соответствии
с Программой и рекомендациями ВБ может
привести к значительному увеличению
уровня конкурентоспособности нашей страны
на мировом рынке. [8, с. 10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность
страны определяется множеством факторов,
в том числе, открытость экономики;
государственное управление; финансы;
технологии; инфраструктура; менеджмент;
труд и т.д.
По
основным показателям, учитываемым
при расчете индекса технологического
развития, Беларусь мало чем уступает
другим странам, но существенно отстает
от них в таких сферах, как коммерциализация
технологических достижений, развитие
телекоммуникационной сферы и Интернета.
Но необходимо более эффективное использование
факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности
экономики преимущественно на макроуровне.
Приоритетными
задачами структурной перестройки
и повышения конкурентоспособности экономики
Республики Беларусь определены:
- создание
необходимых законодательно-правовых,
финансовых и других макроэкономических
условий для осуществления структурных
преобразований экономики и роста ее конкурентоспособности;
- повышение
инновационной активности и опережающее
развитие наукоемких высокотехнологичных
экспортоориентированных отраслей и производств;
- гармонизация
объемов и структур экспорта и импорта;
снижение трансакционных издержек деятельности
предприятий за счет развития рынков товаров
и услуг, труда, капитала, формирования
инфраструктуры поддержки предпринимательской
деятельности;
- прекращение
прямого и косвенного субсидирования
бесперспективных предприятий и производств,
повышение действенности института банкротства,
реструктуризация малоэффективных секторов
экономики;
- стимулирование
процесса реформирования реального сектора
экономики, повышения его эффективности,
в том числе на основе образования межгосударственных,
межотраслевых, отраслевых и территориальных
конкурентоспособных корпоративных и
сетевых структур в форме финансово-промышленных
и иных хозяйственных групп, включающих
в свой состав производителей конечных
продуктов или услуг, поставщиков сырья
и материалов, финансовые структуры, а
также предприятия смежных отраслей;
- развитие
и государственная поддержка малого предпринимательства,
занимающего свою нишу на рынке товаров
и услуг;
- повышение
эффективности деятельности естественных
монополий, формирование конкурентной
среды в немонопольных сегментах экономики;
- разработка
и реализация социальных программ и программ
совершенствования производственной
инфраструктуры, обеспечивающих развитие
человеческого потенциала и конкурентоспособных
отраслей и производств.
Главным
результатом должно стать создание
необходимых условий устойчивого роста
экономики, повышение уровня жизни народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Александрович
Я.М. Оценка конкурентных преимуществ
и направления повышения конкурентоспособности
национальной экономики Республики Беларусь
// Белорусская экономика: анализ, прогноз,
регулирование. 2003. N2.С.34-40.
- Андреева
Л., Миргородская Е. Взгляд на системную
конкурентоспособность как доминанту
устойчивого развития // Экономист. 2004.
№1. С.81-89.
- Беларусь:
выбор пути. Сб. статей / Под ред. П. Дайнеко,
И. Пелипася, Е. Раковой. Мн. – СПб.: «Невский
простор», 2003. 210 с.
- Булко О.С.
Конкуренция, конкурентные преимущества,
конкурентные стратегии; Под науч. ред.
П.Г. Никитенко; Ин-т экономики НАНБ. Мн.:
Право и экономика, 2003. 74 с.
- Бурр В. Концепция
устойчивого конкурентоспособного преимущества
// Проблемы теории и практики планирования.
2004. №3. С.107-114.
- Воробей Л.М.
Проблемы повышения конкурентоспособности
в строительной отрасли // Белорусская
экономика: анализ, прогноз, регулирование.
2003. №6. С.36-40.
- Воронина
Т., Глисин Ф. О конкурентоспособности
промышленных предпритий // Экономист.
2004. №6. С.17-22.
- Герасименко
А. Не все конкурентоспособно, что блестит//
Экономическая газета. 2006. №30(948). С.10
- Дадалко В.А.
Мировая экономика: Учеб. пособие. Мн.:
«Ураджай», «Интерпрессервис», 2001. 592с.
- Дадалко
В.А. Реформирование экономики Республики
Беларусь: В 5 ч. Ч.1 Мн.: Армита-Маркетинг,
Менеджмент, 1998. 222 с.
- Демидович
И.И. О путях повышения конкурентоспособности
продукции машиностроения на внутренних
и внешних рынках // Белорусская экономика:
анализ, прогноз, регулирование. 2003. N6.С.27-31.
- Дозоров
А.Н. Конкурентоспособность и увеличение
экспорта проводимой в сельском хозяйстве
продукции // Белорусская экономика: анализ,
прогноз, регулирование. 2003. N6. С.32-35.
- Киреев А.П.
Международная экономика. В 2-х ч.- Ч.1 Международная
микроэкономика: движение товаров и факторов
производства: Учеб. пособие для вузов.
М.: Международные отношения, 2004. 416 с.
- Кныш М.И.
Конкурентные стратегии: Учебное пособие
для экон. и инж. спец. СПб.: 2000. 283 с.
- Кузнецов
А. Электронные рынки иконкуренция // Вопросы
экономики. 2004. №2. С.72-82.
- Лыч Г. Основа
устойчивой национальной конкурентоспособности
// Финансы, учет, аудит. 2002. N5. С.35-39.
- Международные
экономические отношения: Учебник /А.И.Евдокимов
и др. – М.: ТК Велби, 2003. 552 с.
- Мигранян
А. Особенности развития конкурентоспособности
страны на этапе перехода к рыночной экономике
// Общество и экономика. 2004. N 10. С. 174-179.
- Никитенко
ПГ. Пути повышения конкурентоспособности
национальной экономики в условиях глобализации
// Белорусская экономика: анализ, прогноз,
регулирование. 2002. N7. С.14-22.
- Основные
положения программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы// Белорусская нива. 2006. 24 февраля.
С. 1-2, 5.
- Перекалин
А. Спрос как детерминанта конкурентного
преимущества Республики Беларусь // Вестник
Ассоциации белорусских банков. 2005. N 3.
С. 30-32.
- Перспективы
развития интеграционных процессов в
АПК Беларуси // Эффективность специализации
и кооперации в сельском хозяйстве Республики
Беларусь. 2003. N7. С.46-50.
- Портер М.
Международная конкуренция. Конкурентные
преимущества стран: Пер. с англ.; Под ред.
В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения,
1993. 896 с.
- Праневич
А. Оценка и понятие конкурентоспособности
// Вестник БГЭУ.-2004. №1. С.17-24.
- Пузакова
Е.П. Мировая экономика. Р- на- Д. , 2003.
480 с.
- Рейтинг
конкурентоспособности стран мира// Внешнеэкономический
бюллетень. 2004. N 2. С. 3.
- Решетникова
В. В. Сопоставительный анализ внешнеэкономической
деятельности Республики Беларусь и зарубежных
стран // Белорусская экономика: анализ,
прогноз, регулирование. 2004. N 9. С. 30-34.
- Скуфьина
Т. , Баранов С. К вопросу о высоких технологиях,
издержках, легализации и путях их снижения
// Вопросы экономики. 2004. №2. С.82-96.
- Социал-демократическая
перспектива белорусской экономики// Белорусы
и рынок. 2005. 19 декабря. С. 21-22.
- Социально-экономические
исследования Республики Беларусь, Представительство
Всемирного банка в Республике Беларусь;
1999-2004.
- Страновой
экономический меморандум "Беларусь:
Окно возможностей для повышения конкурентоспособности
и обеспечения устойчивых темпов экономического
роста", Всемирный банк, 2005.
- Стрельцов
Н. А. Конкурентоспособность национальной
экономики// Наука и инновации. 2004. N 7. С.
62-65.
- Стрельцов
Н. Повышение конкурентоспособности экономики
- залог успешного продвижения вперед
// Белорусский фондовый рынок. 2003. N7. С.11-21.
- Фатхутдинов
Р. А. Государство, новая экономика и конкурентоспособность
// Стандарты и качество. 2004. N 5. С. 62-65.
- Фатхутдинов
Р.А. Конкурентоспособность: экономика,
стратегия, управление: Учебное пособие
для техн. и экон. спец. вузов. М.: ИНФРА-М,
2000. 311 с.
- Хунтуа З.
Международная конкуренция и национальная
экономическая безопасность // Общество
и экономика. 2004. N 2. С. 69-85.
- Чеглик Л.
Конкурентоспособность и условия ее обеспечения
// Финансы, учет, аудит. 2001. N8. С.31-34.
- Шиманский
М. Мы на мировом рынке // Рэспубліка. 2006.
21 сакавіка. С. 11.
- Экономика:
Учебник / Под ред. доц. А.С.Булатова. М.:
Издательство БЕК, 1994. 632 с.
- Ясин Е., Яковлев
А. Конкурентоспособность и модернизация
// Вопросы экономики. 2004. №7. С.4-35.
- Яшева Г.
Теоретико-методологические основы конкурентных
преимуществ // Вестник БГЭУ. 2004. №1. С.9-17.
- http://www.preslib.org.by/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.bankreferatov.ru/
- http://www.mfa.gov.by/
- http://www.compositions.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Индивидуальные
индексы конкурентоспособности
стран по агрегированным
факторам.
Таблица
1. Индивидуальные индексы конкурентоспособности
стран по агрегированным факторам.
Страна |
Агрегированные
факторы и их вес |
Открытость
экономики (0,167) |
Правительство
(0,167) |
Финансы1
(0,167) |
Технология
(0,111) |
Инфраструктура
(0,111) |
Менеджмент
(0,056) |
Труд
(0,167) |
Австралия |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Беларусь |
0,423 |
0,56 |
0,287 |
0,626 |
1,098 |
0,530 |
0,782 |
Россия |
0,325 |
0,53 |
0,315 |
0,919 |
1,881 |
0,664 |
0,804 |
Украина |
0,328 |
0,93 |
0,261 |
0,668 |
1,318 |
0,471 |
0,719 |
Казахстан |
0,342 |
0,86 |
0,291 |
0,159 |
1,944 |
0,660 |
0,687 |
Литва |
0,498 |
0,80 |
0,333 |
0,493 |
0,819 |
0,639 |
0,703 |
Латвия |
0,426 |
0,97 |
0,302 |
0,438 |
0,958 |
0,715 |
0,695 |
Эстония |
0,664 |
1,74 |
0,442 |
0,870 |
1,056 |
0,821 |
0,707 |
Германия |
0,889 |
1,05 |
0,918 |
1,161 |
1,060 |
1,076 |
1,001 |
Франция |
0,751 |
0,74 |
0,915 |
1,063 |
1,090 |
1,151 |
0,972 |
Италия |
0,698 |
0,76 |
0,561 |
0,574 |
1,024 |
1,081 |
0,960 |
Нидерланды |
1,309 |
1,37 |
0,918 |
1,487 |
1,053 |
1,261 |
1,144 |
Швеция |
1,021 |
0,96 |
0,676 |
1,979 |
1,210 |
1,167 |
1,125 |
Польша |
0,462 |
0,83 |
0,561 |
0,493 |
0,975 |
0,722 |
0,718 |
Чехия |
0,701 |
1,27 |
0,426 |
0,695 |
0,851 |
0,877 |
0,744 |
Словакия |
0,744 |
1,30 |
0,479 |
0,675 |
0,874 |
0,826 |
0,720 |
Болгария |
0,283 |
0,90 |
0,343 |
0,339 |
0,810 |
0,764 |
0,634 |
Венгрия |
0,701 |
0,97 |
0,522 |
0,553 |
0,737 |
0,839 |
0,708 |