Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание

Тема данной работы – «Основные теории конкуренции, конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов». Целью написания курсовой работы является тщательный и подробный анализ структуры рынка, изучение основных моделей рынка.
Курсовая работа состоит из трех частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции. Третья часть рассматривает конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов.
Курсовая работа представляет собой теоретический обзор рынка со- вершенной и несовершенной конкуренции в мировой экономики. При ее создании были использованы сведения методических пособий по изучению экономической теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Рыночная конкуренция

1.1 Структура рынка……………………………………………………..….5
1.2 Функции рынка………………………………………………………….7
1.3 Понятие рыночной конкуренции…………………………………..…..8
1.4 Рыночная конкуренция в переходной экономике……………….……10

2. Основные модели рынка

2.1 Совершенная конкуренция…………………………….……………….13
2.2 Несовершенная конкуренция……………………………….………….17
2.3 Монополистическая конкуренция…………………………….….……18
2.4 Олигополия………………………………………………………….…..19
2.5 Монополия……………………………………………………..….….…21

3.1 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов………………………………………………...….26
Заключение……………………………………………...……………….….……40

Библиографический список…………………………………………..……..…..41

Работа состоит из  1 файл

основа.docx

— 81.03 Кб (Скачать документ)

     2 Основные модели рынка  
          
        2.1 Совершенная конкуренция       

     Рынок свободной конкуренции состоит  из большого числа продавцов, конкурирующих  между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию  многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных  производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма  не может оказывать заметного  влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой»[ 2,с.51] , принимать ее как заданный параметр. 
       Участники   конкурентного   рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все  продавцы имеют  представление   о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об  их   изменениях. Существует  свобода   входа    и   выхода:   любая    фирма, при желании, может   начать   производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.                                                                                                          
       Колебания цены могут быть довольно интересными – сравните цену огурцов в конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке. 
       На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру.

     Рынку в условиях совершенной конкуренции  присущи следующие черты:

     1. На этом рынке действует большое  число фирм, каждая из которых  не зависима от поведения других фирм и принимает решения самостоятельно. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара.

     2. Фирмы отрасли производят один  и тот же (гомогенный) товар, поэтому  для покупателей абсолютно безразлично,  товар какой фирмы приобретать.

     3.Отрасль  является открытой для входа  в нее и выхода любого числа  фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

     Спрос отдельной фирмы. Поскольку в условиях совершенной конкуренции

     фирма отрасли в границах изменения  объемов ее выпуска не оказывает  существенного влияния на цену товара и реализует любое количество товара по неизменной цене, спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна. Кроме того, каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара.

     Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки равны цене

товара  Р, т.е. МR = АR = Р, поэтому  кривые спроса, средней  и предельной

выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную

линию, проведенную на уровне цены товара.[4,с.83]                                            

     Равновесие  в краткосрочном  и долгосрочном периодах

     Согласно  правилам 1 и 2, действуя в каждой рыночной структуре, фирма, чтобымаксимизировать прибыль, должна производить такой объем товаров и услуг , при котором MR = MC (правило 2) и Р > AVC (правило 1). Но в условиях совершенной конкуренции предельная выручка MR равняется средней выручке AR и цене товара, т.е. MR = AR = P.

     Значит, функционируя на совершенно конкурентном рынке, фирма максимизирует прибыль, если будет выпускать такой объем q товаров, при котором предельные издержки сравняются с ценой товара, устанавливаемой рынком независимо от действий фирмы. 

     Указанная ситуация отражена на рис. 1 

                 Р, издержки                                           МС

                                                                       К

                                                                                            AVC

                                                               Е

      РЕ                                                                                                         МR=AR=P

                        Е1  

                                                           В

                                                          
 
 
 

                                                     q1          qE         q2 

     Производя Qе единиц товара, когда МС = Р, фирма  максимизирует прибыль, и любые  отклонения от этого объема уменьшают  ее прибыль. Если фирма будет выпускать Q1 < Qe единиц товара, то цена товара (которая  не меняется) станет превосходить предельные издержки, и фирма обязана в  этих условиях увеличить производство, иначе она не максимизирует прибыль. Когда же Q2 > Qе, предельные издержки начинают превосходить цену и фирме  необходимо снизить объемы выпуска.

     В точке Е1 предельные издержки MR также равняются цене товара Р, но в точке Е (а не Е1) цена Р превосходит средние переменные издержки AVC, т.е. удовлетворяется правило 1. Значит, именно в точке Е, а не Е1 фирма имеет равновесие в краткосрочном периоде.

     В ходе долгосрочного периода фирмы  могут приспособиться к различным  переменам на рынке. Для долгосрочного  периода на совершенном конкурентном рынке характерны следующие условия:

     1. Функционирующие фирмы наиболее  эффективно используют имеющееся  капитальное оборудование. Это означает, что каждая фирма отрасли во  всех краткосрочных периодах, которые  в сумме и образуют долгосрочный  период, максимизирует прибыль, производя  такой объем продукции, когда  МС = Р.

     2. Не существует побудительных  причин для фирм иных отраслей  входить в данную отрасль. Иными словами, все фирмы отрасли имеют объем производства, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в каждом краткосрочном периоде, и получают нулевую прибыль, т.е.        SATC = P.

     3. Фирмы отрасли не имеют возможности  снижать суммарные издержки на  единицу продукции и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это равносильно условию, при котором каждая фирма отрасли производит объем продукции q*, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в долгосрочном периоде, где кривая LATC имеет минимум. Важно отметить, что, поскольку в условиях совершенной конкуренции фирмы могут свободно входить и выходить из отрасли, при равновесии в долгосрочном периоде каждая фирма будет иметь нулевую экономическую прибыль.          
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Несовершенная конкуренция

     Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется  хотя бы одно из условий чистой конкуренции. 
       На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие   в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия  реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение   должна  быть своевременной. Конкурентные  отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.                                         
       Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Монополистическая конкуренция       

     Большинство    производителей,    производящие   похожие,  но различные    с  точки   зрения   покупателей     товары,     действуют    в условиях монополистической конкуренции.  Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения,   упаковкой,    дизайном.  Таким   образом,  фирмы   конкурируют,   продавая    дифференцированные    продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно  устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента.  Каждая  фирма   является    единственным   производителем,    и  в этом смысле, монополистом.  (2,52) . Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. 
       На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших  фирм обычно   приходятся   не   более  25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%. (2,52)  
       Вход  на  рынок    монополистической  конкуренции   достаточно свободен и определяется   размерами   капитала.    Однако   вход  на рынок по сравнению со свободной конкуренцией   не настолько  легок:   в   процессе завоевания доли новые продавцы   могут    испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми  марками и услугами. Следует    заметить,   что    дифференциация   продукта  в   какой-то степени определят степень монополизации рынка. 
              
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Олигополия       

     Под олигополией понимается рынок, на котором  доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального  рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с другой – монополистической  конкуренции.   

     Олигополистический  рынок характеризуется взаимозависимостью – взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил  свое внимание основоположник теории олигополии – французский экономист  К. Курно: т.к. на рынке конкурируют  лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные  последствия своих решений.

     Основные  черты олигополии

     Олигополию  характеризуют следующие признаки:

     1) в отрасли находится несколько  соперничающих фирм, так что ее  нельзя отнести к чистой монополии;

     2) кривая спроса каждой фирмы  имеет «падающий» характер, поэтому  отрасль не может считаться совершенно конкурентной;

     3) в отрасли находится хотя бы  одна крупная фирма, которая  считает, что ее действия не  останутся без ответной реакции  со стороны конкурентов, следовательно,эта  рыночная структура отличается  от монополистической конкуренции.

     Невозможность однозначно предсказать ответ соперничающих  фирм усложняет теоретическое определение величин Q и P, при которых фирма-олигополист максимизирует прибыль. В этой связи многие экономисты пытаются найти общие принципы деятельности фирм-олигополистов. В частности исследователи выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии:

     1) цены при олигополии отличаются  меньшей чувствительностью, они  более «жесткие», не так быстро и значительно меняются, как при других рыночных структурах;

     2) если цены все же меняют, то  чаще фирмы делают это одновременно.[4,с.116]

     В зависимости от типа продукции различают  чистую олигополию и дифференцированную. [2,с.53 
       Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный  продукт:  алюминий, цемент, продукция химической  или   сталелитейной   промышленности.   Идентичность  этих товаров определят и единую цену на них. 
       Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения,   называется    дифференцированной.   Обычно   дифференцированные    олигополии   специализируются  на выпуске  товаров  потребительного назначения, это – автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
       2.5 Монополия       
 

     Монополию можно рассматривать как тип фирмы.[ 2,с.54] Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства.   Обычно   монополия ассоциируется с   известными   всему   миру компаниями.  Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит преприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика. 
       Обращаясь   к    монополии    как    виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. 
 Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число    продуктов,   не имеющих заменителей, ограничено. К чистой   монополии можно  отнести   предоставление  коммунальных    услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.  Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естесственно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие: 
        1. Эффект  масштаба    Высокоэффективное   производство  с   низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественной монополией» [2,с.54] , т.е.  отраслью,   в   которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений. 
        2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привелегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы монополизированных отраслей и населения. 
        3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права. 
        4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

Информация о работе Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов