Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание

Тема данной работы – «Основные теории конкуренции, конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов». Целью написания курсовой работы является тщательный и подробный анализ структуры рынка, изучение основных моделей рынка.
Курсовая работа состоит из трех частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции. Третья часть рассматривает конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов.
Курсовая работа представляет собой теоретический обзор рынка со- вершенной и несовершенной конкуренции в мировой экономики. При ее создании были использованы сведения методических пособий по изучению экономической теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Рыночная конкуренция

1.1 Структура рынка……………………………………………………..….5
1.2 Функции рынка………………………………………………………….7
1.3 Понятие рыночной конкуренции…………………………………..…..8
1.4 Рыночная конкуренция в переходной экономике……………….……10

2. Основные модели рынка

2.1 Совершенная конкуренция…………………………….……………….13
2.2 Несовершенная конкуренция……………………………….………….17
2.3 Монополистическая конкуренция…………………………….….……18
2.4 Олигополия………………………………………………………….…..19
2.5 Монополия……………………………………………………..….….…21

3.1 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов………………………………………………...….26
Заключение……………………………………………...……………….….……40

Библиографический список…………………………………………..……..…..41

Работа состоит из  1 файл

основа.docx

— 81.03 Кб (Скачать документ)

     Фирма-монополист   в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении и (в отличие от совершенной конкуренции, при которой отдельные фирмы не могут воздействовать на цену производимого ими товара). Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т.е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирмамонополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой предельная выручка также равна цене, в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т.е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки MR всегда лежит ниже кривой AR, т.е. ниже кривой спроса.

     Равновесие  в краткосрочном  периоде. Согласно универсальному правилу 2, действуя в любой рыночной структуре, фирма производит такое количество q товара, при котором MR = MC. Фирма-монополист также будет стремиться выполнить данное условие; цена товара при этом будет определяться спросом на товар фирмы-монополиста (кривой спроса). Раскрытие зависимости цены товара, производимого монополистом, от объемов выпуска проще сделать с использованием соответствующих графиков. 

     Рис. 2. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

     

                                                                                     Р             убытки

                                                                                                                                                       АТС2   

                                                                                 Ре                                                                                         МС

         Pa                          прибыль                                                                                                           АТС1             

     

          Pe                                          Е1                                                                                                                          Е1

                                               АТС                                                                                                    D

                                                                                                                         Е     

                                                          D

       A              

                                               MR                                                                                             MR

     

                       qa            qe                 Q                                             qe                  

                  2а                                                               2б

     Как видно из рис. 2, фирма производит такой объем товара qе, при котором MR = MC. Цена Ре при этом определяется соответствующей точкой Е1 на кривой спроса D. Если цена Ре превосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС (рис. 2а), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику. В том случае, если средние суммарные издержки при выпуске объема товаров qе равны цене (кривая АТС1 на рис. 2б), то фирма полностью покрывает издержки упущенных возможностей и имеет нулевую прибыль. Когда же суммарные издержки на единицу продукции превосходят цену (кривая АТС2 на рис. 2б), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область). Поскольку у фирмы-монополиста кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р = МС, при монополии универсальное правило 2 (МС = MR) выполняется, в том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС < Р) и точка пересечения кривых МС и MR находится ниже кривой D. Обычно существуют типичные заблуждения в отношении принципов деятельности монополии. Во-первых, бытует мнение, что фирма-монополист может установить любую цену на монопольно продаваемый ею товар. Однако цена производимого монополистом товара зависит от спроса на этот товар и при заданных значениях qе (когда МС = MR)имеет вполне конкретную (Ре на рис. 2) величину. Во-вторых, считается, что монополист реализует с максимальной прибылью каждую единицу товара. Но внимательное изучение рис. 2а показывает, что выпуская qа единиц товара (где суммарные издержки на единицу продукции минимальны), фирма имела бы более высокую прибыль на единицу продукции,чем в точке qе (цена Ра выше Ре, а средние суммарные издержки ниже).Следовательно, монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая выпуск до qе: теряя в «удельной» прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль. Наконец, в-третьих, с точки зрения обывателя, монополист обязательно имеет прибыль. Однако очевидно, что успехи монополиста всецело зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, отраженной на рис. 2б, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизация отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль.

     Равновесие  фирмы-монополиста  в долгосрочном периоде. Если фирма является монополистом, то она олицетворяет собой отрасль, и условия максимизации прибыли для отдельной фирмы-монополиста применимы и для всей отрасли. Несомненно, прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нееиных фирм. Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.1 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных    субъектов

     Различия  в подходах экономистов при определении  сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности  предприятия, состоит в определении  критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности.

     Считается наиболее адекватным определение конкурентоспособности, основывающееся на эффективности хозяйственной деятельности. Действительно, в рамках настоящей работы конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли.

     Основным  способом получения прибыли в  условиях рыночной экономики выступает  реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости. При этом производство и/или реализация продукции осуществляется посредством  использования ограниченных экономических  ресурсов. Из этого следует, что получение  прибыли в условиях рыночной экономики  опосредуется эффективностью использования  экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции  заключается в борьбе за получение  максимальной прибыли путем максимально  эффективного использования экономических  ресурсов.

     Степень эффективности использования экономических  ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным производством  уровня развития производительных сил  и, разумеется, производственных и прочих отношений, относительно эффективности  использования ресурсов конкурентами. Таким образом, конфкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.

     Анализ  экономической литературы показывает, что конкурентоспособность предприятия  как экономическая категория  находит свою проработку в трудах экономистов в недостаточной  степени. При этом большинство исследователей фокусирует свое внимание на рассмотрении либо конкурентоспособности продукции, либо конкурентоспособности предприятий, базирующихся в различных странах – на международном уровне.

     Конкурентоспособность продукции достаточно широко изучена  в трудах как отечественных, так  и зарубежных экономистов. Чаще всего  под конкурентоспособностью продукции  понимают такое сочетание ее потребительной стоимости (полезности для потребителя) и стоимости потребления (т.е. цены потребления, включающей в себя наряду с продажной ценой, эксплуатационные и другие текущие расходы на протяжении срока службы продукции), которое  обеспечивает продукции успех на рынке по сравнению с такой  же продукцией других поставщиков. Иными  словами, чем выше потребительские  характеристики и ниже цена потребления  продукции, тем выше ее конкурентоспособность. Для определения конкурентоспособности  продукции, как правило, используются маркетинговые и квалиметрические методы, учитывающие ряд факторов, среди которых первостепенное значение исследователи отводят параметрам цены и качества продукции.

     В рамках исследований конкурентоспособности  на международном уровне чаще всего  экономисты сосредоточивают свое внимание на анализе макроэкономических условий  деятельности предприятий на уровне национальной экономики. При этом делается вывод, что указанные макроэкономические условия в конечном счете и  обуславливают степень конкурентоспособности  предприятий, базирующихся в соответствующих  странах, в ходе международной торговли.

     Здесь, однако, следует отметить, что конкурентное поведение предприятий, достаточно подробно рассматривается в рамках исследования олигополистичекого взаимодействия конкурентов, а также в работах  по стратегическому менеджменту. Первый из указанных подходов (получивший свое развитие в рамках структурного рассмотрения конкуренции) основывается на применении математических методов  теории игр применительно к выбору конкурентной стратегии относительно объемов производства и уровня цен  в условиях олигополии. Во втором случае обосновывается необходимость сосредоточения усилий предприятия на наиболее перспективных  сегментах рынка. При этом критерием  выбора сегментов, как правило, является величина и динамика роста сегмента. Оба подхода объединяет то, что  они сосредотачивают свое внимание на внешних аспектах выбора тактики  и стратегии предприятия в  условиях конкуренции, что, безусловно, является значимым, однако не позволяет  выявить внутренние факторы и  источники конкурентоспособности  предприятий. В силу этого, указанные  подходы в рамках настоящего исследования подробно не рассматриваются.

     Таким образом, конкурентоспособность предприятий  как самостоятельных хозяйствующих  субъектов рассматривается в  основном в рамках конкурентоспособности  продукции и/или международной  торговли. Не оспаривая в целом  правильность такого подхода, отметим, что конкурентоспособность конкретного  предприятия определяется множеством прочих факторов, игнорирование которых  недопустимо.

     Можно согласиться с тем, что конкурентоспособность  продукции оказывает существенное влияние на конкурентоспособность  хозяйствующего субъекта. Однако конкурентоспособность  предприятия является намного более  емким понятием и включает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции: менеджмент, маркетинг, финансовая политика, операционная эффективность  и прочее. В силу этого, на наш  взгляд, неправомерно сведение конкурентоспособности  предприятия только к конкурентоспособности  его продукции.

     То  же самое можно отметить и в  отношении международной конкурентоспособности. Макроэкономические условия хозяйствования в стране базирования оказывают  огромное влияние на конкурентоспособность  предприятия на международном уровне, однако далеко не всецело определяют конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Макроэкономические условия  лишь создают основу для достижения конкурентных преимуществ. Реализация же сложившихся предпосылок для  достижения высокой конкурентоспособности  конкретного предприятия зависит  от множества прочих факторов. В  противном случае абсолютно все  предприятия, базирующиеся в странах  с оптимальными макроэкономическими  условиями хозяйствования, были бы абсолютно конкурентоспособны. Основываясь  на теории международной конкурентоспособности, невозможно определить, в чем причина  различной конкурентоспособности  предприятий, базирующихся в одной  стране. Следовательно, теория международной  конкурентоспособности не дает исчерпывающего ответа на вопрос о причинах конкурентоспособности  конкретных предприятий и поэтому  неприменима в целях микроэкономического  анализа деятельности конкретного  хозяйствующего субъекта. Справедливости ради заметим, что исследователи  международной конкурентоспособности  не ставят перед собой подобной задачи.

     В то же время необходимо отметить, что  сам подход исследователей международной  конкурентоспособности к определению  факторов и источников конкурентоспособности  субъектов конкурентной борьбы представляется вполне обоснованным и в целях  настоящей работы может быть принят за основу. В сущности, предприятия  и отрасли производства различных  стран, конкурируя в глобальном масштабе, предстают в процессе международной  торговли как элементарные субъекты экономической деятельности. Естественно, что анализ такой экономической  категории, как конкурентоспособность  предприятия, предполагает рассмотрение конкурентной борьбы не только на международном, но и на местном рынках, что обуславливает  необходимость дополнения и корректировки  теории международной конкурентоспособности  при рассмотрении конкурентоспособности  предприятия как такового. Конкурентное преимущество - это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами.[6, c. 232]

Информация о работе Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов