Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:40, курсовая работа
Тема данной работы – «Основные теории конкуренции, конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов». Целью написания курсовой работы является тщательный и подробный анализ структуры рынка, изучение основных моделей рынка.
Курсовая работа состоит из трех частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции. Третья часть рассматривает конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов.
Курсовая работа представляет собой теоретический обзор рынка со- вершенной и несовершенной конкуренции в мировой экономики. При ее создании были использованы сведения методических пособий по изучению экономической теории.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Рыночная конкуренция
1.1 Структура рынка……………………………………………………..….5
1.2 Функции рынка………………………………………………………….7
1.3 Понятие рыночной конкуренции…………………………………..…..8
1.4 Рыночная конкуренция в переходной экономике……………….……10
2. Основные модели рынка
2.1 Совершенная конкуренция…………………………….……………….13
2.2 Несовершенная конкуренция……………………………….………….17
2.3 Монополистическая конкуренция…………………………….….……18
2.4 Олигополия………………………………………………………….…..19
2.5 Монополия……………………………………………………..….….…21
3.1 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов………………………………………………...….26
Заключение……………………………………………...……………….….……40
Библиографический список…………………………………………..……..…..41
Впервые анализ конкурентных преимуществ предприятий той или иной страны в международной торговле был дан А. Смитом. Он связывал конкурентные преимущества стран с более низким уровнем издержек. По его мнению, страна могла экспортировать те товары, на производство которых она тратила меньше страны-импортера. В общем, А. Смит на международную торговлю смотрел как на обмен между обычными предприятиями: обмен выгоден тогда, когда приобретают такой продукт, на изготовление которого сам покупатель потратил бы больше, чем он уплачивает при обмене.
Д.
Рикардо развил идею А. Смита относительно
конкурентных преимуществ. Он был согласен
с посылкой А. Смита о более
низких издержках, но считал это условие
недостаточным для определения
предмета экспорта. Д. Рикардо полагал,
что стране надо экспортировать не
любой товар, а только тот, при
продаже которого обеспечивается наиболее
эффективное использование
В середине XIX века появилась теория факторов производства (Хектер, Олин). Согласно этой теории, все страны имеют примерно одинаковую технологию, но в разной степени наделены факторами производства (такими, как земля, рабочая сила, природные ресурсы и капитал). Страны, имеющие в достаточном количестве земельные угодья, пригодные для производства сельскохозяйственной продукции, способны продавать зерно и мясо.
В настоящее время появился целый ряд новых теорий международной конкурентоспособности, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что все они концентрируют свое внимание на каком-либо одном факторе конкурентной борьбы: технологии, ресурсах, уровне издержек и прочее.
С учетом сказанного, наиболее цельной теорией международной конкурентоспособности представляется теория М. Портера. Помимо прочего, выбор в пользу концепции М. Портера обусловлен тем, что он исходит из основополагающего принципа: конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип справедлив как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельного предприятия, что позволяет адаптировать теорию конкурентоспособности М. Портера в целях нашего исследования. Рассматривая такие факторы, как наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистскую политику правительства, различия в практике управления предприятиями и др., М. Портер пришел к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет конкурентоспособность предприятия.
Уровень
конкурентоспособности
С
другой стороны, помимо факторов конкурентной
среды уровень
Представленные детерминанты обуславливают наличие среды, в которой предприятия возникают и вступают в конкурентную борьбу. Их состав и взаимодействие определяют преимущества и недостатки предприятия в ходе конкурентной борьбы. Кратко рассмотрим каждый из указанных детерминантов.
Условия факторов производства
Условия
факторов производства включают в себя
обеспеченность факторами производства,
иерархию между факторами производства
(базовые факторы: природные ресурсы,
географическое положение, неквалифицированный
труд и т.д., или специализированные
факторы: информационная инфраструктура
современных цифровых баз данных,
система исследовательских
Категория "обеспеченность факторами производства" сама состоит из пяти компонентов: людские ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы); физические ресурсы (количество, качество и доступность земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесов, источников энергии, климатические условия и географическое положение); ресурсы знаний (аккумулированные в банках данных и статистических службах знания и информация либо доступ к данным, накопленным в общественных институтах); ресурсы капитала (количество капитала, который может быть привлечен предприятием); инфраструктура (транспортная система, система связи, жилой фонд, системы здравоохранения и образования, учреждения культуры).
Несмотря
на то, что обеспеченность базовыми
факторами производства оказывает
существенное влияние на конкурентоспособность
предприятия, благоприятные базовые
факторы далеко не всегда способствуют
повышению
Более
того, отдельные недостатки в большинстве
базовых факторов могут побуждать
предприятие к инновациям и обновлению,
что превращает эти недостатки в
источник конкурентных преимуществ. При
наличии благоприятных базовых
факторов предприятие может просто
довольствоваться этим преимуществом
и, зачастую, использовать их неэффективно.
Недостатки же базовых факторов стимулируют
предприятие к повышению
В
то же время недостатки могут стать
источниками преимуществ только
при определенных условиях. Прежде
всего, недостатки должны подавать предприятиям
соответствующие "сигналы" об обстоятельствах,
имеющих важное значение и для
конкурентов, а это стимулирует
введение инноваций раньше конкурентов.
Второе условие состоит в
Условия спроса
Предприятия добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях или сегментах рынка, где спрос дает им представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем конкурентам. Рассматриваемая группа факторов может быть, в свою очередь, представлена в виде следующей подсистемы: структура спроса; требовательность покупателей; требовательность посредников; величина спроса; число независимых покупателей; скорость роста спроса.
Предприятие
имеет конкурентное преимущество в
том случае, если местный спрос
обеспечивает более ясное или
более раннее представление о
возникновении потребностей покупателей
при условии, что требовательные
покупатели осуществляют давление на
предприятие, вынуждающее его внедрять
инновации быстрее и таким
образом получать более утонченные
конкурентные преимущества, чем конкуренты.
Объем внутреннего спроса оказывается
при этом значительно менее
Состояние
внутреннего спроса помогает создавать
конкурентные преимущества в том
случае, если соответствующий сегмент
рынка оказывается на внутреннем
рынке большим или более
Родственные, поддерживающие и смежные предприятия
Третьим
детерминантом, определяющим конкурентоспособность
предприятия, является наличие родственных,
поддерживающих и смежных предприятий.
Если говорить о роли поставщиков, то
дело не только в том, что они поставляют
качественные материалы. Их тесный контакт
с потребителем позволяет обоим
быстро развиваться. Обмен идеями (они
могут возникать и у тех, и
у других) и координация действий
играют огромную роль в достижении
конкурентоспособности
Однако значительно более важным оказывается то преимущество, что местные родственные и поддерживающие предприятия предопределяют инновации и модернизацию – преимущество базируется на тесных деловых связях. Поставщики и конечные потребители, расположенные недалеко друг от друга, имеют преимущество в более простом налаживании контактов, возможности обеспечить быстрый и постоянный поток информации, а также в непрерывном обмене идеями и инновациями. Предприятие получает возможность влиять на то, в каком направлении поставщики прилагают свои усилия по техническому совершенствованию, а также могут выступать в качестве базовых точек для тестирования их исследовательской работы, ускоряя этим продвижение инноваций.
Особые
преимущества предприятие имеет
в том случае, если родственные, поддерживающие
и смежные предприятия сами обладают
высокой
Стратегия и структура предприятия
Данная
группа факторов отражает специфику
управления предприятием и его соперничества
с имеющимися конкурентами и может
быть представлена в виде следующей
системы параметров: цели предприятия;
индивидуальные цели управления; социальные
ценности; отношение к риску; влияние
престижа предприятия; устойчивая приверженность
делу; личностная мотивация работников
к труду и повышению
Существующие
в месте базирования
Предприятия
сильно отличаются в плане целей,
которых стремятся достичь
Особое
значение среди указанных параметров
имеет местная конкуренция, которая
обуславливает давление на предприятие,
что вынуждает его