Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание

Тема данной работы – «Основные теории конкуренции, конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов». Целью написания курсовой работы является тщательный и подробный анализ структуры рынка, изучение основных моделей рынка.
Курсовая работа состоит из трех частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции. Третья часть рассматривает конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов.
Курсовая работа представляет собой теоретический обзор рынка со- вершенной и несовершенной конкуренции в мировой экономики. При ее создании были использованы сведения методических пособий по изучению экономической теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Рыночная конкуренция

1.1 Структура рынка……………………………………………………..….5
1.2 Функции рынка………………………………………………………….7
1.3 Понятие рыночной конкуренции…………………………………..…..8
1.4 Рыночная конкуренция в переходной экономике……………….……10

2. Основные модели рынка

2.1 Совершенная конкуренция…………………………….……………….13
2.2 Несовершенная конкуренция……………………………….………….17
2.3 Монополистическая конкуренция…………………………….….……18
2.4 Олигополия………………………………………………………….…..19
2.5 Монополия……………………………………………………..….….…21

3.1 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов………………………………………………...….26
Заключение……………………………………………...……………….….……40

Библиографический список…………………………………………..……..…..41

Работа состоит из  1 файл

основа.docx

— 81.03 Кб (Скачать документ)

     Впервые анализ конкурентных преимуществ предприятий  той или иной страны в международной  торговле был дан А. Смитом. Он связывал конкурентные преимущества стран с  более низким уровнем издержек. По его мнению, страна могла экспортировать те товары, на производство которых  она тратила меньше страны-импортера. В общем, А. Смит на международную  торговлю смотрел как на обмен  между обычными предприятиями: обмен  выгоден тогда, когда приобретают  такой продукт, на изготовление которого сам покупатель потратил бы больше, чем он уплачивает при обмене.

     Д. Рикардо развил идею А. Смита относительно конкурентных преимуществ. Он был согласен с посылкой А. Смита о более  низких издержках, но считал это условие  недостаточным для определения  предмета экспорта. Д. Рикардо полагал, что стране надо экспортировать не любой товар, а только тот, при  продаже которого обеспечивается наиболее эффективное использование ресурсов.

     В середине XIX века появилась теория факторов производства (Хектер, Олин). Согласно этой теории, все страны имеют примерно одинаковую технологию, но в разной степени наделены факторами производства (такими, как земля, рабочая сила, природные ресурсы и капитал). Страны, имеющие в достаточном  количестве земельные угодья, пригодные  для производства сельскохозяйственной продукции, способны продавать зерно  и мясо.

     В настоящее время появился целый  ряд новых теорий международной  конкурентоспособности, анализ которых  позволяет сделать вывод о  том, что все они концентрируют  свое внимание на каком-либо одном факторе  конкурентной борьбы: технологии, ресурсах, уровне издержек и прочее.

     С учетом сказанного, наиболее цельной теорией международной конкурентоспособности представляется теория М. Портера. Помимо прочего, выбор в пользу концепции М. Портера обусловлен тем, что он исходит из основополагающего принципа: конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип  справедлив как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельного предприятия, что позволяет адаптировать теорию конкурентоспособности М. Портера в целях нашего исследования. Рассматривая такие факторы, как наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистскую политику правительства, различия в практике управления предприятиями и др., М. Портер пришел к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет конкурентоспособность предприятия.

     Уровень конкурентоспособности предприятия  зависит от множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования. Результатом воздействия указанного блока факторов является соответствующее стратегическое позиционирование предприятия, степень адекватности которого сложившемуся конкурентному балансу находится в непосредственной связи с уровнем конкурентоспособности предприятия.

     С другой стороны, помимо факторов конкурентной среды уровень конкурентоспособности  предприятия во многом зависит и  от факторов его базирования. Влияние  данного блока факторов может  быть представлено в виде следующей  системы детерминантов:

  • условия факторов производства;
  • условия спроса;
  • родственные, поддерживающие и смежные предприятия;
  • стратегия и структура предприятия.
 

     

     Представленные  детерминанты обуславливают наличие  среды, в которой предприятия  возникают и вступают в конкурентную борьбу. Их состав и взаимодействие определяют преимущества и недостатки предприятия в ходе конкурентной борьбы. Кратко рассмотрим каждый из указанных  детерминантов.

     Условия факторов производства

     Условия факторов производства включают в себя обеспеченность факторами производства, иерархию между факторами производства (базовые факторы: природные ресурсы, географическое положение, неквалифицированный  труд и т.д., или специализированные факторы: информационная инфраструктура современных цифровых баз данных, система исследовательских институтов и т.д.), создание факторов производства (инвестиции, фундаментальные исследования, система обучения, сотрудничество и  координация с общественными  институтами в инновационном  процессе), а также отдельные недостатки факторов производства (недостатки базовых  факторов, например: недостаток рабочей  силы, нехватка внутренних поставок сырья  и материалов, суровый климат, которые  создают препятствия для инновационного процесса).

     Категория "обеспеченность факторами производства" сама состоит из пяти компонентов: людские ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы); физические ресурсы (количество, качество и доступность земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесов, источников энергии, климатические условия и географическое положение); ресурсы знаний (аккумулированные в банках данных и статистических службах знания и информация либо доступ к данным, накопленным в общественных институтах); ресурсы капитала (количество капитала, который может быть привлечен предприятием); инфраструктура (транспортная система, система связи, жилой фонд, системы здравоохранения и образования, учреждения культуры).

     Несмотря  на то, что обеспеченность базовыми факторами производства оказывает  существенное влияние на конкурентоспособность  предприятия, благоприятные базовые  факторы далеко не всегда способствуют повышению конкурентоспособности  предприятия. Базовые факторы, такие  как трудовые ресурсы или местные  природные ресурсы, не обеспечивают преимущества в наукоемких отраслях промышленности. В сложных отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, наиболее важными являются специализированные факторы производства, такие как квалифицированная  рабочая сила или научно-техническая  база производства. Причем указанные  факторы не наследуются, а создаются. Набор факторов, которыми обладает предприятие в определенный момент времени, оказывается менее значимым, чем скорость и эффективность их создания и обновления.

     Более того, отдельные недостатки в большинстве  базовых факторов могут побуждать  предприятие к инновациям и обновлению, что превращает эти недостатки в  источник конкурентных преимуществ. При  наличии благоприятных базовых  факторов предприятие может просто довольствоваться этим преимуществом  и, зачастую, использовать их неэффективно. Недостатки же базовых факторов стимулируют  предприятие к повышению эффективности  производства, что обеспечивает повышение  его конкурентоспособности.

     В то же время недостатки могут стать  источниками преимуществ только при определенных условиях. Прежде всего, недостатки должны подавать предприятиям соответствующие "сигналы" об обстоятельствах, имеющих важное значение и для  конкурентов, а это стимулирует  введение инноваций раньше конкурентов. Второе условие состоит в благоприятных  параметрах прочих групп факторов конкурентоспособности, представленных выше, что обеспечивает ресурсы и стимулы для преодоления  недостатков базовых факторов производства и превращения их в конкурентные преимущества.

     Условия спроса

     Предприятия добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях или сегментах  рынка, где спрос дает им представление  о потребностях покупателей раньше и точнее, чем конкурентам. Рассматриваемая  группа факторов может быть, в свою очередь, представлена в виде следующей  подсистемы: структура спроса; требовательность покупателей; требовательность посредников; величина спроса; число независимых  покупателей; скорость роста спроса.

     Предприятие имеет конкурентное преимущество в  том случае, если местный спрос  обеспечивает более ясное или  более раннее представление о  возникновении потребностей покупателей  при условии, что требовательные покупатели осуществляют давление на предприятие, вынуждающее его внедрять инновации быстрее и таким  образом получать более утонченные конкурентные преимущества, чем конкуренты. Объем внутреннего спроса оказывается  при этом значительно менее существенным, чем его характер.

     Состояние внутреннего спроса помогает создавать  конкурентные преимущества в том  случае, если соответствующий сегмент  рынка оказывается на внутреннем рынке большим или более заметным, чем на внешних рынках, что обуславливает  к ним большее внимание со стороны  предприятия. Более важным, чем просто набор сегментов рынка, оказывается  сущность покупателей, присутствующих на местном рынке. Предприятие получает конкурентное преимущество, если местные  покупатели – наиболее развитые и требовательные. Они обеспечивают прогрессивное видение потребностей заказчиков; вынуждают придерживаться высоких стандартов; заставляют вносить улучшения, новшества, совершенствоваться и двигаться в направлении наиболее развитых сегментов. Местные покупатели могут помочь предприятию получить преимущества, если их потребности предугадывают или даже формируют потребности покупателей других регионов – если эти потребности представляют постоянные "индикаторы заблаговременного предупреждения" тенденций внешнего рынка.

     Родственные, поддерживающие и  смежные предприятия 

     Третьим детерминантом, определяющим конкурентоспособность  предприятия, является наличие родственных, поддерживающих и смежных предприятий. Если говорить о роли поставщиков, то дело не только в том, что они поставляют качественные материалы. Их тесный контакт  с потребителем позволяет обоим  быстро развиваться. Обмен идеями (они  могут возникать и у тех, и  у других) и координация действий играют огромную роль в достижении конкурентоспособности предприятий. Прежде всего, они обеспечивают наиболее эффективные в отношении затрат факторы производства – заблаговременно, быстро, а иногда – привилегированным образом.

     Однако  значительно более важным оказывается  то преимущество, что местные родственные  и поддерживающие предприятия предопределяют инновации и модернизацию – преимущество базируется на тесных деловых связях. Поставщики и конечные потребители, расположенные недалеко друг от друга, имеют преимущество в более простом налаживании контактов, возможности обеспечить быстрый и постоянный поток информации, а также в непрерывном обмене идеями и инновациями. Предприятие получает возможность влиять на то, в каком направлении поставщики прилагают свои усилия по техническому совершенствованию, а также могут выступать в качестве базовых точек для тестирования их исследовательской работы, ускоряя этим продвижение инноваций.

     Особые  преимущества предприятие имеет  в том случае, если родственные, поддерживающие и смежные предприятия сами обладают высокой конкурентоспособностью. Очень  полезным для предприятия является создание "замкнутых" поставщиков, полностью зависящих от внутренней промышленности и не обслуживающих  внешних конкурентов. Внутренняя конкуренция  в родственных отраслях обеспечивает аналогичные преимущества: поток  информации и технический обмен  повышают скорость внедрения инноваций  и модернизацию.

     Стратегия и структура предприятия 

     Данная  группа факторов отражает специфику  управления предприятием и его соперничества  с имеющимися конкурентами и может  быть представлена в виде следующей  системы параметров: цели предприятия; индивидуальные цели управления; социальные ценности; отношение к риску; влияние  престижа предприятия; устойчивая приверженность делу; личностная мотивация работников к труду и повышению профессиональных навыков; характер конкуренции на местном  рынке.

     Существующие  в месте базирования предприятия  условия оказывают значительное влияние на то, как предприятие  будет создаваться, организовываться и управляться, а также определяют характер местной конкуренции. Конкурентоспособность  отдельного предприятия является результатом  слияния практики управления и моделей  организации, наиболее предпочтительных для данной местности, и источников конкурентных преимуществ этого  предприятия.

     Предприятия сильно отличаются в плане целей, которых стремятся достичь организации  в целом и отдельные личности. Для достижения конкурентных преимуществ  существенна также личностная мотивация  к труду и повышению профессиональных навыков. Цели местных органов власти и те ценности, которые предлагаются отдельным гражданам и предприятиям, а также престиж, который окружает определенные предприятия, приводят в  движение капитал и людские ресурсы – что, в свою очередь, непосредственно влияет на конкурентоспособность конкретных предприятий.

     Особое  значение среди указанных параметров имеет местная конкуренция, которая  обуславливает давление на предприятие, что вынуждает его совершенствоваться и вести поиск новых конкурентных решений. Местные конкуренты побуждают  друг друга снижать цены, улучшать качество и обслуживание, а также  создавать новые продукты и процессы. Помимо этого, местная конкуренция  часто выходит за рамки чисто  экономического соревнования и приобретает  психологический характер, становясь  соревнованием конкретных людей  за право похвалиться результатами, что, возможно, имеет самое большое  значение.

Информация о работе Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов