Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить уровень конкурентоспособности на примере НП ООО «Защита-Сервис».
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
— изучить теоретические и методологические аспектов по повышению конкурентоспособности организации;
—выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
— проанализировать методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
— разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности
на предприятии НП ООО «Защита-Сервис»

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа кд.docx

— 73.49 Кб (Скачать документ)

      Конкурентоспособность предприятий - это проблема не только отечественной, но и мировой экономики.

      Министерством экономики была разработана государственная  доктрина совершенствования товарных рынков. Концепция включает в себя максимальный уровень либерализации  экономики, при котором государственное  регулирование «не должно препятствовать процессу свободного взаимодействия и  интеграции свободного бизнеса» и обязано  поддерживать экономическую и экологическую  безопасность.

      Государственная доктрина на первый план выдвигает  повышение конкурентоспособности  страны в связи с ее низким уровнем  и незащищенностью от конкуренции  с иностранным капиталом.

      Успех отдельных предприятий в конкурентной борьбе в условиях углубляющейся  интернационализации рынка зависит  от положения дел в стране. Правильность этого положения доказывает тот  факт, что с удивительным постоянством предприятия (фирмы, корпорации) одних  и тех же стран (Япония, США, Германии, Франция, Корея и т. д.) добиваются огромных успехов во вполне определенных отраслях экономики. Но в то же время  именно отраслевые особенности позволяют  данной фирме данной страны создать  и удержать конкурентные преимущества на своем рынке. При этом зачастую в стране функционирует одновременно сразу несколько мировых лидеров  в какой-то отрасли промышленности. Примерами могут служить японские фирмы в области бытовой электроники, роботов, фото- и копировальной аппаратуры, шведские фирмы по производству тяжелых грузовиков и горнорудного оборудования, французские   парфюмерно-косметические фирмы, швейцарские фармацевтические компании и т. д.

      Конкурентоспособность продукции является основным результатом  реализации конкурентоспособности  НП ООО «Защита-Сервис». Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Уровень же качественных свойств продукции зависит от уровня и степени использования, составляющих потенциала предприятия на всех стадиях жизненного цикла товара.

      Несмотря  на происходящие в экономике процессы реформирования и реструктуризации, большинство предприятий осуществляют свою деятельность в рамках отраслевой принадлежности. Поэтому учет отраслевых особенностей зачастую позволяет предприятию  создавать и удерживать конкурентные преимущества на рынке. 
 
 
 
 
 
 

      4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

          4.1Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг

 

     Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Под стратегией понимается комплексное планирование мер для оптимального приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся запросам потребителей, которые находятся в движении, протекающем на фоне конкурентной борьбы фирм и предприятий за конкретного  потребителя.

     Современные стратегии организации должны базироваться не только на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон, но и на познании и развитии внутреннего  потенциала организации и стремлении так изменить свое окружение, чтобы  внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование.

     В абстрактном виде организация имеет  несколько вариантов стратегического  развития:

     Стратегии роста:

    1) Оставить  все без изменений («ничего  не делать») – попытаться зафиксировать  все как есть, стабилизировать  ситуацию.

    2) Внутренний  рост – расширение деятельности  за счет внутренних ресурсов.

     Стратегии по уровням иерархии управления:

  1. корпоративную (стратегия предприятия в целом);
  2. деловую (рассматривается одна специфическая сфера бизнеса);
  3. функциональную (план управления деятельностью одного подразделения);
  4. оперативную (управление ключевыми организационными звеньями, обеспечение стратегически важных задач).

     Стратегии усиления конкурентных позиций. М. Портер выделяет пять вариантов таких стратегий, позволяющих фирме добиться усиления конкурентных позиций:

  1. стратегия лидерства по издержкам – предусматривает снижение полных издержек производства товаров или услуг;
  2. стратегия широкой диверсификации – направлена на придание товарам компании специфических черт, отличающихся от товаров фирмы конкурента;
  3. стратегия оптимальных издержек – сочетание низкой цены товара и широкой диверсификации;
  4. сфокусированная стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках – ориентированна на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства;
  5. сфокусированная стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.

        Виды конкурентных стратегий.

        Маркетинговые стратегии  конкретизируют базисные стратегии  организации. Так стратегия проникновения  на рынок с новым товаром может  быть конкретизирована с помощью  матрицы «цена товара-затраты  на продвижение»

        Стратегия быстрого получения прибыли (интенсивная  стратегия) применяется в следующих  случаях:

    1. большинство покупателей не осведомлено о товаре и требуется затратить значительные усилия на их информирование и создание положительного отношения к товару;
    2. покупатели, осведомленные о товаре, согласны платить высокую цену.

        Стратегия медленного получения прибыли (стратегия медленного проникновения) применяется в следующих  случаях:

  1. емкость рынка является незначительной;
  2. товар известен большинству покупателей;
  3. покупатели готовы платить высокую цену;
  4. конкуренция на рынке незначительна.

        Стратегия быстрого (широкого) проникновения применяется  в следующих случаях:

  1. большая емкость рынка;
  2. покупатели плохо осведомлены о товаре;
  3. для большинства покупателей высокая цена неприемлема;
  4. конкуренция на рынке велика;
    1. рост масштабов производства уменьшает себестоимость единицы продукции.

        Стратегия медленного проникновения (пассивная стратегия) на рынок применяется в следующих  случаях:

  1. большая емкость рынка;
  2. хорошая осведомленность о товаре;
  3. отказ покупателей от приобретения дорогого товара;
  4. конкуренция на рынке не является высокой.

        Что касается стратегии  ухода с рынка, то она также  может осуществляться разными способами. При ликвидации бизнеса организация  обычно придерживается следующих правил: ликвидация не должна нарушить деловых  связей с партнерами по бизнесу; ликвидация не должна нанести удар по престижу организации; ликвидация должна сопровождаться максимально бесконфликтным решением проблемы трудоустройства увольняемого персонала; ликвидация не должна повлиять на психологический климат в среде  персонала и понизить престиж  руководства организации.

       При постепенном сворачивании бизнеса  ликвидируемое подразделение (организация) используется в качестве источника  поступления финансовых ресурсов. Это  обусловлено отказом от капиталовложений в модернизацию и постепенным  снижением уровня финансирования текущих  расходов.

       Основная  проблема постепенного сворачивания —  недопущение утечки информации о  свертывании бизнеса, так как  распространение такой информации может привести к резкому падению  спроса и другим отрицательным последствиям. Существуют также проблемы обеспечения  заинтересованности управленческого  персонала, поддержания деловой  атмосферы среди персонала и  т.п.

       Придание  продукту особых качеств означает, прежде всего, обеспечение его повышенного  качества и специфических потребительских  свойств в сравнении с продуктами конкурентов, например, обеспечение  особо высокой надежности изделия  в эксплуатации. Стратегия, ориентированная  на создание имиджа фирмы – производителя  «самой надежной продукции», применяется  многими крупными компаниями. Далее, лидерство может обеспечиваться путем выступления на рынке в  качестве технического лидера благодаря  запатентованным принципиальным изобретениям, лидерства в технологии и т.п.

       В ряде случаев лидирующее положение  компании достигается за счет сбыта  продукции в комплексе с сопутствующими услугами, которые не предоставляются  в полной мере конкурирующими фирмами. Как показывают исследования, стратегия  «комплексного сбыта» продукции  вместе с услугами играет большую  роль на ранних фазах жизненного цикла  продукта, когда потребитель не накопил  опыта в использовании нового изделия. Стратегия «комплексного  сбыта» может применяться и на фазах зрелости и спада, если компании удастся утвердиться на рынке  в качестве поставщика «всего комплекса  услуг» связанных с данным продуктом, так что сам продукт может  составлять лишь один из элементов  в деятельности компании.

       Стратегия обеспечения низких издержек заключается  в достижении конкурентных преимуществ  за счет более дешевого производства и сбыта продукции, например за счет отказа от дорогостоящих сопутствующих  услуг. Результатом такой политики может явиться увеличение рыночной доли, а не повышение прибыльности. Вместе с тем такая стратегия  может быть весьма рискованной для  организации, не обладающей достаточными финансовыми ресурсами, так как  она может повлечь временное  уменьшение числа потребителей продукта и ценовую войну с конкурентами.

       Расширение  областей использования продукта осуществляется в первую очередь за счет выявления  новых способов применения продукта, например использования определенного  вида пластмасс, разработанного для  изготовления продукции производственно-технического назначения, для изготовления ряда потребительских товаров.

         В ряде случаев конкурентные  преимущества ищутся за счет  использования стратегии стандартизации  маркетинга (т.е. осуществления унифицированного  комплекса маркетинговых мероприятий  для нескольких рынков, в первую  очередь международных).

       Независимо  от того, какой стратегии придерживается организация, она должна быстро адаптировать свои стратегии под быстро меняющиеся условия конкурентной борьбы.

       4.2 Пути повышения конкурентоспособности товара

     В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание прежде всего  его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантия, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять  совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

     Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

    1) добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от             товаров конкурентов;

    2) выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

     3) отыскать новое применение выпускаемым товарам;

    4) своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия:

    5) найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

    6) регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом;

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия