Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 09:45, курсовая работа
В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики.
Введение…………………………………………………...………………………3
1 Определение конкурентоспособности……………………………….………..4
1.1 Конкурентоспособность. Ее место в стратегии маркетинга….……..4
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия: методологические подходы………..……………………………………………………………5
1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия…..…………….……..6
1.4 Общая схема оценки конкурентоспособности…..…………….…..…8
2 Конкурентоспособность российских предприятий…………………….……10
2.1 Характеристики российских предприятий и их типичные проблемы…………………………………………………………………..10
2.2 Проблемы внутренней конкурентоспособности……………….…...14
2.3 Причины высокого уровня цен на российскую продукцию…….…15
2.4 Причины существования «серой» экономики……………………....16
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованных источников………………………………………...…19
Приложение
Анализ
конкурентоспособности
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
Результаты
оценки конкурентоспособности
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:
Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связаны с судьбой российской экономики, невероятными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы по реформе экономики, механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не заработали.
На их пути по-прежнему стоит монополизм – застарелая болезнь нашего народного хозяйства. Для успеха экономической реформы ей необходимо придать четкую антимонопольную направленность.
В подтверждение вышесказанного можно привести данные, содержащиеся в государственном докладе Антимонопольного комитета правительства Российской Федерации (таблица 1).
Сейчас
становиться очевидным тот
Вместе
с тем нельзя не отметить еще одно
очень важное обстоятельство: в последние
годы Россия теряет международную
В
результате не только значительно сократились
экспортные возможности, но и снизилась
конкурентоспособность
Товарная
конкурентоспособность
Сравнение издержек на производство промышленной продукции в России и передовых зарубежных странах показывает, что в России они выше, чем в Японии – в 2,8 раза; США – в 2,7; Франции, Германии и Италии - в 2,3 и Великобритании – 2 раза.(5) (таблица 2)
Имеющиеся данные наглядно свидетельствуют, что по сравнению с индустриально развитыми странами промышленное производство в России более материало-, трудо- и энергоемкое. В такой ситуации трудно рассчитывать на ценовую конкурентоспособность промышленной продукции на внешнем рынке.
Значительны
и удельные издержки на заработную
плату в России. Это обусловлено
не уровнем оплаты – он существенно
ниже, чем в промышленно развитых
странах (в 1997 году при расчете по
обменному курсу почасовая
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товаров и его новизна (в чем находит выражение, в частности, наукоемкость изделий). Однако по качеству большинство российских промышленных товаров уступает изделиям западных, ново индустриальных и некоторых развивающихся стран.
Среди
российских компаний реальной международной
конкурентоспособностью обладают лишь
занятые в
Официально пока ни одна российская компания не входит в списки мировых ТНК. Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они не ведут производственной деятельности за рубежом) отнести к разряду транснациональных.
В
российской экономике наиболее конкурентоспособны
на мировом рынке
Негативное влияние на уровень конкурентоспособности российской промышленности оказывают моральное старение и физический износ основных производственных фондов. Износ производственных фондов в промышленности приблизился к 60%, то есть к порогу, за которым начинается физическое выбытие производственного потенциала, возникает угроза, полного разрушения производительных сил страны[4].
Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического развития. Тем более что спад промышленного производства, расстройство кредитно - финансовой и денежной сферы, высокий уровень инфляции, кризис неплатежей породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности в большинстве отраслей промышленности.
Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должны стать сохранение и развитие научно- технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа.
В области транспорта к конкурентоспособным можно отнести разработку транспортных средств с магнитными подвесками на основе использования принципов экранопланов и амфибий; с горизонтальным и вертикальным взлетом; с высокой и сверхвысокой экологической чистотой; с комбинированными электрическими, солнечными, ветровыми и инерционными двигателями; пневмоходы, глиссеры, аэростаты.
По
оценкам независимых экспертов,
стоимость не востребованной российской
промышленностью
Необходимо
стимулировать развитие высокотехнологических
производств, основанных на отечественных
научно-технических
Добиться
повышения
Для
этого необходима политическая воля
к возрождению государства и
последовательно проведение социально-экономических
преобразований, которые приведут,
в конечном счете, к формированию
современной высокоэффективной
социально-ориентированной
Проблемы внутренней конкурентоспособности подразделяются на три основных вида:
Иностранным инвесторам приходится иметь дело с российским производителями, работающими на оборудовании с 20-30-летним сроком эксплуатации без расчета амортизации, поскольку оборудование было получено бесплатно в период приватизации. Со временем эта проблема приобретает острый характер – оборудование требует замены, и показатели себестоимости, отражающие стоимость нового оборудования, неизбежно вырастают.
Иностранные
и российские фирмы сталкиваются
с конкуренцией состороны компаний,
которые не соблюдают действующие
юридические нормы и правила, а также не
уплачивают налоги (таможенные пошлины,
социальные налоги…). Проблема относится
к сфере серой экономики.
При
анализе процессов, связанных с
ценообразованием на рынках, необходимо
внимательное изучение всех факторов,
оказывающих влияние на формирование
цен, как общего порядка, так и
чисто прикладных. От цен зависит,
какие издержки производителей будут
возмещены после продажи
В условиях рыночной экономики ценообразование осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего.
Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.
Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации.
Информация о работе Конкурентоспособность Российских предприятий