Конкурентоспособность Российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание

В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………3

1 Определение конкурентоспособности……………………………….………..4

1.1 Конкурентоспособность. Ее место в стратегии маркетинга….……..4

1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия: методологические подходы………..……………………………………………………………5

1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия…..…………….……..6

1.4 Общая схема оценки конкурентоспособности…..…………….…..…8

2 Конкурентоспособность российских предприятий…………………….……10

2.1 Характеристики российских предприятий и их типичные проблемы…………………………………………………………………..10

2.2 Проблемы внутренней конкурентоспособности……………….…...14

2.3 Причины высокого уровня цен на российскую продукцию…….…15

2.4 Причины существования «серой» экономики……………………....16

Заключение…………………………………………………………………….....18

Список использованных источников………………………………………...…19

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.docx

— 70.57 Кб (Скачать документ)
    1. Общая схема оценки конкурентоспособности

       Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует  уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции  нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В  то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться  как преимущество продукции, поскольку  с точки зрения потребителя оно  часто является бесполезным и  потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован  в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

       Производится  подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемой  продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

     Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а  также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

       В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие решения:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Конкурентоспособность российских предприятий
    1. Характеристики российских предприятий и их типичные проблемы

       Кардинальное  решение проблемы конкурентоспособности  неразрывно связаны с судьбой  российской экономики, невероятными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в  систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы по реформе экономики, механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не заработали.

       На  их пути по-прежнему стоит монополизм – застарелая болезнь нашего народного хозяйства. Для успеха экономической реформы ей необходимо придать четкую антимонопольную направленность.

       В подтверждение вышесказанного можно  привести данные, содержащиеся в государственном докладе Антимонопольного комитета правительства Российской Федерации (таблица 1).

       Сейчас  становиться очевидным тот факт, что без подрыва диктата производителя, предприятия – монополиста в  той или иной отрасли промышленности, без создания предпосылок для  развертывания конкуренции реформа  не может двигаться вперед.

       Вместе  с тем нельзя не отметить еще одно очень важное обстоятельство: в последние  годы Россия теряет международную конкурентоспособность, прежде всего в силу переживаемого  экономического кризиса, но также и  по другим причинам, носящим ярко выраженный политический характер. Именно государство  не может изменить ситуацию в национальной экономике России.

       В результате не только значительно сократились  экспортные возможности, но и снизилась  конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем рынке[2].

       Товарная  конкурентоспособность определяется рядом факторов, среди которых  первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и  интенсивность труда, которые оказывают  влияние на цену и качество изделий.

       Сравнение издержек на производство промышленной продукции в России и передовых  зарубежных странах показывает, что  в России они выше, чем в Японии – в 2,8 раза; США – в 2,7; Франции, Германии и Италии - в 2,3 и Великобритании – 2 раза.(5) (таблица 2)

       Имеющиеся данные наглядно свидетельствуют, что по сравнению с индустриально развитыми странами промышленное производство в России более материало-, трудо- и энергоемкое. В такой ситуации трудно рассчитывать на ценовую конкурентоспособность промышленной продукции на внешнем рынке.

       Значительны и удельные издержки на заработную плату в России. Это обусловлено  не уровнем оплаты – он существенно  ниже, чем в промышленно развитых странах (в 1997 году при расчете по обменному курсу почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности России была в 15 раз меньше, чем в  США), а неэффективное использование  рабочей силы[3].

       В настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретает  качество товаров и его новизна (в чем находит выражение, в  частности, наукоемкость изделий). Однако по качеству большинство российских промышленных товаров уступает изделиям западных, ново индустриальных и некоторых развивающихся стран.

       Среди российских компаний реальной международной  конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске современного уникального оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как позиции ведущих ТНК.

       Официально  пока ни одна российская компания не входит в списки мировых ТНК. Однако по таким  показателям, как объем продаж и  число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они не ведут производственной деятельности за рубежом) отнести к  разряду транснациональных.

       В российской экономике наиболее конкурентоспособны на мировом рынке экспорториентированные отрасли и те, которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадра. Это подтверждается исследованиями, проведенными Российским центром реструктуризации промышленности по одному из проектов ТАСИС. Оценивалась конкурентоспособность ряда отраслей промышленности на внутреннем (региональном) и мировом рынке. В частности, основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке были разделены на четыре категории:

  • очень сильная конкурентная позиция – черная металлургия;
  • сильная конкурентная позиция – цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная, связь и телекоммуникации;
  • посредственная конкурентная позиция – химическая, автомобильная, судостроение (гражданское), машиностроение, приборостроение;
  • слабая конкурентная позиция – авиационная (гражданская), электронная, текстильная.

       Негативное  влияние на уровень конкурентоспособности  российской промышленности оказывают  моральное старение и физический износ основных производственных фондов. Износ производственных фондов в промышленности приблизился к 60%, то есть к порогу, за которым начинается физическое выбытие производственного потенциала, возникает угроза, полного разрушения производительных сил страны[4].

       Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического развития. Тем более что спад промышленного производства, расстройство кредитно - финансовой и денежной сферы, высокий уровень инфляции, кризис неплатежей породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности в большинстве отраслей промышленности.

       Возродить экономическую мощь России нельзя без  интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должны стать сохранение и развитие научно- технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа.

       В области транспорта к конкурентоспособным можно отнести разработку транспортных средств с магнитными подвесками на основе использования принципов экранопланов и амфибий; с горизонтальным и вертикальным взлетом; с высокой и сверхвысокой экологической чистотой; с комбинированными электрическими, солнечными, ветровыми и инерционными двигателями; пневмоходы, глиссеры, аэростаты.

       По  оценкам независимых экспертов, стоимость не востребованной российской промышленностью интеллектуальной собственности превышает 400 млрд. долл.

       Необходимо  стимулировать развитие высокотехнологических  производств, основанных на отечественных  научно-технических разработках, которые  были бы способны в ближайшей и  долгосрочной перспективе обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям. Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное  место в международном разделении труда и значительно повысить свою конкурентоспособность в мировой  экономике[5].

       Добиться  повышения конкурентоспособности  нельзя без кардинального изменения  всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона, всего национального хозяйства.

       Для этого необходима политическая воля к возрождению государства и  последовательно проведение социально-экономических  преобразований, которые приведут, в конечном счете, к формированию современной высокоэффективной  социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечат всесторонний рост духовного и материального  богатства российского народа.

    1. Проблемы внутренней конкурентоспособности

       Проблемы  внутренней конкурентоспособности  подразделяются на три основных вида:

       Иностранным  инвесторам  приходится  иметь  дело  с  российским производителями, работающими на оборудовании с 20-30-летним сроком эксплуатации  без  расчета  амортизации,  поскольку  оборудование  было получено  бесплатно  в  период  приватизации. Со  временем  эта  проблема приобретает острый характер – оборудование требует замены,  и  показатели  себестоимости,  отражающие  стоимость  нового оборудования, неизбежно вырастают.

       Иностранные  и  российские  фирмы  сталкиваются  с  конкуренцией  состороны  компаний,  которые не  соблюдают действующие юридические нормы и правила, а также не уплачивают налоги (таможенные пошлины, социальные налоги…). Проблема относится к сфере серой экономики. 

  
    1. Причины высокого уровня цен на российскую продукцию

       При анализе процессов, связанных с  ценообразованием на рынках, необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и  чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут  возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут  ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего  расширения деятельности.

       В условиях рыночной экономики ценообразование  осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и  для характеристики внутреннего  рынка, и для характеристики внешнего.

       Совпадение  указанных двух требований зависит  от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

       Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации.

Информация о работе Конкурентоспособность Российских предприятий