Конкурентоспособность Российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание

В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………3

1 Определение конкурентоспособности……………………………….………..4

1.1 Конкурентоспособность. Ее место в стратегии маркетинга….……..4

1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия: методологические подходы………..……………………………………………………………5

1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия…..…………….……..6

1.4 Общая схема оценки конкурентоспособности…..…………….…..…8

2 Конкурентоспособность российских предприятий…………………….……10

2.1 Характеристики российских предприятий и их типичные проблемы…………………………………………………………………..10

2.2 Проблемы внутренней конкурентоспособности……………….…...14

2.3 Причины высокого уровня цен на российскую продукцию…….…15

2.4 Причины существования «серой» экономики……………………....16

Заключение…………………………………………………………………….....18

Список использованных источников………………………………………...…19

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.docx

— 70.57 Кб (Скачать документ)

       Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации.

       Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг.

       Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов.

       Внеэкономические, политические, военные.

       Как отмечалось выше, цены определяются условиями  конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения.

       Все факторы можно выделить в ряд  причин высокого уровня цен на продукцию. К ним относятся:

  • малые объемы производства и высокий уровень отходов;
  • низкая производительность труда и низкий уровень автоматизации (устаревшая инфраструктура);
  • Необходимость иметь большие производственные запасы;
  • отсутствие контроля над ценами;
  • российские фирмы выводят свои цены на рыночный уровень;
  • отсутствие долгосрочной стратегии;
  • высокие процентные ставки;
  • высокий уровень непроизводственных расходов;
  • высокая стоимость рабочей силы;
  • высокий  уровень  арендной  платы  на  производственные  и  конторские помещения.
    1. Причины существования серой экономики

       Сегодня теневая экономика охватывает почти  все сферы жизнедеятельности  россиян. С каждым годом теневой  сектор разрастается и так  тесно  переплетается с легальным  сектором, что уже трудно разграничить эти  элементы экономической системы. И  это в свою очередь влияет на внешнюю  экономику нашей страны тоже. Постоянно  ведется множество разговоров о  путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту  проблему, следует проанализировать причины роста и  развития теневой  экономики в России.

       Главной причиной роста теневой экономики  в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация»[6]. Иначе говоря, из всего набора «экономических свобод» (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое  (так же необходимое  для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю)  - нельзя. Добавим и еще одну причину. В тех сферах, свободу формально разрешили, отсутствовали её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России «комплекс гиперприватности» - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возник раскол между государством и обществом, раскол которого, не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у  них возникло стремление полностью исключить какие либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги.

       Итак, разрастание теневого сектора в  России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью  новой рыночной инфраструктуры и  культуры поведения, низким уровнем  управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени,  чтобы сгладились те экономические  деформации, которые произошли  при  переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от  многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике. 
 

    Заключение

       Проделанная работа позволяет сделать следующие  выводы:

  • сущность конкурентоспособности заключается в том, что объект, имеет определенную долю рынка, которая характеризует степень соответствия его технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей и определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов. Важно отметить, что иногда свойство конкурентоспособности, следует подменять свойством качества, а иногда эффективностью;
  • применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества;
  • на уровне фирмы конкурентоспособность проявляется через степень удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;
  • в отрасли конкурентоспособность выражается через значения пяти сил конкуренции, предложенных М. Портером, меняющиеся в ту или иную сторону в зависимости от стратегии фирм;
  • конкурентоспособность региона, проявляется через «региональную среду», в роли которой выступает совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективность деятельности предприятий региона, но на более высоком уровне;
  • наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке – это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности.
 

    Список использованных источников

  1. Адрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. – МЭ и МО, 2006, №3.
  2. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. – Вопросы экономики, 2005, №4 – С. 75-81.
  3. Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России. – Вопросы экономики, 2004, №7 – С. 96-105.
  4. Белькова Г.Д. Торговая конкуренция США и Японии / Г. Белькова // Вестник Иркутского ун-та: Спец. выпуск. – Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. – Иркутск, 2007 – С. 115-116.
  5. Бередашкевич А.П. Государственная политика в области образования и науки, и конкурентоспособность России. – ЭКО, 2005, №10 – С. 64-85.
  6. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий. – Вопросы экономики, 2005, №2 – С. 40-52.
  7. Гурков И.Б., Авраамова Е.М., Тубалов В.С. Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы. – ЭКО, 2004, №5 - С. 100-104.
  8. Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция / ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова. – Иркутск: изд-во ИГУ, 2003 – С. 170.
  9. Конкурентоспособность российских предприятий: макроэкономический подход. А. Худокормов.
  10. Доклад РЕЦЭП  “Россия: острая необходимость в активной промышленной политике”, Эрик Луверт.
  11. Официальный сайт Госкомстата РФ. Россия в цифрах. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.
 
 

    Приложение

    Приложение А

    Общая схема  оценки конкурентоспособности (страница 7).

Рисунок 1 - общая схема оценки конкурентоспособности 
 

    Приложение Б

    Число предприятий-монополистов в России (страница 10).

Таблица 1 - число предприятий-монополистов в России

Год 2003 2004 2005 2006
Число предприятий-монополистов в России 1500 2000 3000 3500
 

    Приложение В

    Сравнительные данные о производственных издержках 

   Таблица 2 - сравнительные данные о производственных издержках

(для  выпуска продукции объемом 100 долларов)

Страна Все издержки Топливо, электроэнергия Сырье, полуфабрикаты Заработная  плата Амортизация
Россия 253.0 25.0 127.5 93.0 7.5
Великобритания 121.5 6.0 65.0 45.0 5.5
Италия 111.5 5.5 54.0 46.0 6.0
Германия 110.5 7.0 59.5 39.0 5.0
Франция 109.0 6.0 56.5 41.0 5.5
США 93.0 8.5 56.5 24.0 4.0
Япония 89.5 5.5 51.0 29.0 4.0

Информация о работе Конкурентоспособность Российских предприятий