Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:49, реферат
При рассмотрении структуры и иерархии институтов отмечается, что политические институты первичны по отношению к экономическим институтам, в это означает, что государство, являясь важнейшим политическим институтом, определяет нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности. Это позволяет сказать, что функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим и обеспечивающим права собственности и влияющим на политику развития. Поэтому анализ экономических процессов не может представляться полным без анализа государства.
Введение
Модель государства Норта………………………………………………………………………4
Контрактное государство………………………………………………………………………..7
Государство как максимизатор монопольной ренты………………………………………….9
Заключение
Список литературы
4.Наличие альтернативных механизмов спецификации и защиты прав собственности. Наряду с использованием «голоса», т. е. участием граждан в деятельности государства, должна существовать и альтернатива «выхода» — обращение индивидов к другим гарантам исполнения контрактов. В качестве альтернативных гарантов могут выступать другие государства, оппозиция контролирующей государство группе, мафия, социальная группа, третейский судья. «Чем совершеннее субституты, тем меньшей степенью свободы обладает государство, тем большая доля совокупного дохода попадет в руки граждан»10. С этой точки зрения, миграционные потоки между регионами одного и того же государства и между государствами отражают желание людей «проголосовать ногами» против неэффективного государственного аппарата11. Вообще можно говорить о «рынке» механизмов спецификации и защиты прав собственности. На этом рынке индивиды делают выбор не только между существующими в рамках конкретного общества альтернативами, но и учитывают существующие в других странах, существовавшие в истории или в теории. В странах Восточной Европы подобный рынок особенно явно выражен, равно как и особенно важна его роль в реформировании государства в процессе его конкуренции с альтернативными гарантами контрактов 12.
Контрактное государство отличает два признака: стремление к максимизации объема выпуска и равенство доходов и расходов (рис. 1).
Как это иллюстрируется на рис.1 максимизация объема выпуска достигается при выборе определенного значения Gс, соответствующего точке равенства предельных продуктов труда в частном и государственном секторах, при допущении конкретности рынка труда, т. е. равенства ставок заработной платы в обоих секторах. Соответственно, зная функциональную зависимость Y(G), можно найти Gc, взяв производную Y’(G) и приравняв ее к нулю. Далее, необходимо найти ставку налога, обеспечивающую равенство доходов и расходов при данном уровне занятости в государственном секторе Gc, т. е. должно выполняться следующее условие:
tY(Gc)=(1-t)VMPLGc
где t — ставка налога, VMPL — ценность предельного продукта труда.
Левая часть последнего уравнения представляет доходы правителя, а правая часть — расходы. Ценность предельного продукта труда задает ставку заработной платы, и, умножая ее на количество труда в государственном секторе, получаем величину государственных расходов, скорректированную на велиину уплачиваемого государственными служащими налога.
Рис.1. Доходы и расходы контрактного государства, обеспечивающие максимизацию объема выпуска
Важнейшим экономическим
последствием функционирования такого
вида государства является максимизация
объема выпуска, т. е. в данном случае
структурная граница
Государство как максимизатор монопольной ренты
Теперь можно рассмотреть более реалистичную модель государства, в которой оно, используя свою монополию на использование насилия, пытается максимизировать величину своей монопольной ренты. Допустим, что ставка налога устанавливается экзогенно (при этом на таком уровне, что равенство доходов и расходов правителя обеспечивало бы максимизацию объема выпуска, т. е. ставка налога находится на уровне tc) и единственной контролируемой правителем переменной является занятость в государственном секторе.
Рис.2 Графическая интерпретация недопроизводства правопорядка, связанного с максимизацией ренты правителя
Тогда при данном ставке
налога ему необходимо найти такой
уровень занятости в
Как показано на рис. 2, максимизация ренты будет иметь место в точке, где касательные кривых доходов и расходов имеют одинаковый наклон. При этом оптимальное для правителя значение занятости в государственном секторе Gm всегда будет меньше того значения данной переменной, при котором максимизируется объем выпуска, Gc. Это связано с тем, что для правителя имеет смысл увеличивать G до точки равенства его предельного дохода в виде налоговых поступлений и предельных издержек в виде выплат заработной платы, тогда как при достижении Gc его предельный доход равен нулю, а предельные издержки положительны (рис.2). Это значит, что при максимизации правителем своей ренты будет иметь место недопроизводство правопорядка.
Данная модель позволяет также отразить такое ограничение государства как оппортунизм государственных служащих, проявляющийся в «произволе чиновников». Последние могут способствовать увеличению ставки налога сверх оптимального уровня, при котором равенство доходов и расходов правителя обеспечивало бы максимизацию объема выпуска. В этом случае кривая доходов, R t Y(G) сместится вверх, а кривая расходов, E (1 t) VMP G, = − d L — вниз (рис.3).
Кроме того, бюрократия может
быть заинтересована в разрастании
государственного сектора, которое, в
конечном счете, может привести к
полному рассеиванию ренты
Рис 3. Графическая интерпретация недопроизводства правопорядка,
связанного с максимизацией ренты правителя.
Список литературы: