Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:27, реферат
В принципе решением проблемы мотивации мог бы быть некий идеально разработанный всеобъемлющий контракт. Он точно определял бы, что надлежит делать каждой из сторон при всех возможных обстоятельствах, и устанавливал бы такое распределение издержек и выгод, реализуемых при всех возможных обстоятельствах (включая случаи нарушения условий контракта), что каждая из сторон находила бы соблюдение условий контракта оптимальным для себя вариантом. Если первоначальный план был эффективным, то полный контракт мог бы обеспечить осуществление данного плана и получение эффективного итогового результата. Начав свой анализ с этой идеализированной перспективы, мы обнаруживаем, что проблемы мотивации возникают лишь потому, что некоторые планы не могут быть описаны в виде полного, имеющего юридическую силу контракта.
СОВЕРШЕННЫЕ ПОЛНЫЕ КОНТРАКТЫ
В принципе решением проблемы мотивации мог бы быть некий идеально разработанный всеобъемлющий контракт. Он точно определял бы, что надлежит делать каждой из сторон при всех возможных обстоятельствах, и устанавливал бы такое распределение издержек и выгод, реализуемых при всех возможных обстоятельствах (включая случаи нарушения условий контракта), что каждая из сторон находила бы соблюдение условий контракта оптимальным для себя вариантом. Если первоначальный план был эффективным, то полный контракт мог бы обеспечить осуществление данного плана и получение эффективного итогового результата. Начав свой анализ с этой идеализированной перспективы, мы обнаруживаем, что проблемы мотивации возникают лишь потому, что некоторые планы не могут быть описаны в виде полного, имеющего юридическую силу контракта.
Что понадобилось бы для заключения и выполнения полного контракта? Во-первых, каждая из сторон должна была бы предвидеть все возможные обстоятельства, которые могут оказаться важными для нее в период действия контракта и которые могут вызвать у нее желание пересмотреть предусмотренные контрактом действия и расчеты. Более того, стороны должны быть способны охарактеризовать такие возможные обстоятельства настолько точно, чтобы в дальнейшем не могло возникнуть никаких разногласий по поводу того, какие возможности обсуждались при заключении контракта. Они должны также быть способными в каждой конкретной ситуации понять, какие именно заранее предусмотренные обстоятельства имели место в действительности. Во-вторых, они должны иметь желание и возможность определить и согласовать эффективный способ действий для каждой из возможных ситуаций, а также связанные с этими действиями взаимные расчеты. В-третьих, после заключения контракта стороны должны стремиться выполнять его положения. Для этого необходимо выполнение по меньшей мере двух условий. Во-первых, у всех сторон должно отсутствовать желание в дальнейшем пересмотреть условия контракта. В противном случае ожидание возможного пересмотра условий может изменить отношение сторон к первоначальному соглашению, и оно перестанет определять поведение сторон. Во-вторых, каждая сторона должна иметь возможность беспрепятственно проверять, выполняются ли условия контракта, а в случае нарушения этих условий каждая сторона должна иметь желание и возможность осуществить предусмотренные для этого случая действия.
Пример из системы высшего образования. Для того чтобы наглядно убедиться в том, насколько строгими являются требования полной контрактации, представьте себе, что потребуется для заключения такого контракта в связи с вашим желанием пройти курс обучения в университете и получить соответствующий диплом. Во-первых, и вы, и представители университета должны быть способны предвидеть все разнообразные обстоятельства, которые могут повлиять на ваши отношения в будущем, и сообща выработать исключающие всякие разночтения характеристики этих обстоятельств. Сюда относятся перечень предметов, которые вы предпочтете изучать в любом конкретном семестре (а он может зависеть от того, какое образование вы получили до поступления в университет, и от множества иных факторов), и список преподавателей, которые смогут заниматься с вами. В числе других потенциально учитываемых факторов — состояние рынка труда для выпускников различных специальностей и различных уровней подготовки на момент окончания вашего обучения; затраты университета на питание студентов; возможность повреждения студенческих общежитий в результате землетрясения, и если такая возможность существует, то какие здания и насколько серьезно будут повреждены; возможность начала войны и ваше желание или обязанность принять в ней участие; возможность высыхания в засушливую погоду пруда в студенческом городке, в котором вы, возможно, будете заниматься парусным спортом; возможность совершения новых научных открытий, которые сделают ненужным то, что вы изучили. Список можно продолжать до бесконечности. Каждая из этих потенциальных возможностей может повлиять на ценность университетского образования для вас, на вашу ценность, как студента, для университета и на эффективность различных форм ваших взаимоотношений с университетом.
Далее, вы и университет должны будете определить и согласовать свои действия в любой из конкретных возможных ситуаций и размеры ваших платежей университету (или его выплат вам) для всех этих ситуаций. Будете ли вы продолжать подготовку по выбранной вами ранее специальности, если основной курс по этой специальности может вести только один профессор, которого вы терпеть не можете? Если будете, то какую плату за индивидуальные занятия следует взимать с вас? Одинаковыми ли будут ваши учебный план и плата за обучение в тех случаях, если вы станете звездой футбольной команды, посредственным виолончелистом студенческого оркестра или королем компьютерных игр в студенческом клубе? А что произойдет, если вы станете инвалидом? Или если один из профессоров университета станет нобелевским лауреатом, что повысит престижность вашего диплома? Или если университет будет уличен в представлении завышенных смет при выполнении исследований по заказам правительства? Или в том случае, если усилия университета по сбору средств окажутся гораздо более успешными, чем планировалось, и он внезапно «разбогатеет»?
Именно такой тип полной контрактации подразумевается наиболее развернутыми интерпретациями теории конкурентных рынков, охарактеризованной в главе 3. В число товаров, обращающихся на совершенных конкурентных рынках, входят и условные товары типа «одно место в группе 101, если профессор Джонс будет вести занятия в весеннем семестре моего первого учебного года». Теория конкурентных рынков выдвигает еще более строгие требования: на конкурентных рынках обмен осуществляется на основе общеизвестных цен; товары должны обладать четко определенными, очевидными для всех атрибутами и качествами; имя или название и прочие характеристики покупателя или продавца не оказывают никакого влияния на характер сделки; проверка соблюдения договоренностей и осуществление санкций в случае их нарушения не сопряжены с какими-либо издержками.
Что касается реальных сделок, то здесь заключение и обеспечение соблюдения полного и совершенного контракта сталкивается с рядом проблем. Ограниченность предвидения, неточность языка, издержки, связанные с расчетом различных вариантов и составлением плана, — все то, что в совокупности именуется ограниченной рациональностью, — приводят к неполному учету всех возможных обстоятельств. Ваш контракт с университетом не учитывает в явной форме многие из перечисленных нами выше возможных ситуаций, и такая же неполнота присуща многим другим контрактам. В любых достаточно сложных взаимоотношениях неизбежно возникают непредвиденные обстоятельства, и в этих случаях стороны должны находить способы, позволяющие видоизменить отношения с учетом данных обстоятельств. Такие изменения порождают возможность оппортунистического поведения, включая и нарушение обязательств. Так, университет может изменить свои программные требования, или чрезмерно повысить плату за индивидуальные занятия, или отказаться от планов строительства дополнительных общежитий для студентов; у студента при этом практически не остается выбора — ему придется выполнять новые требования, вносить дополнительную плату и проживать еще год у родителей.
Боязнь оппортунизма может привести к тому, что стороны будут доверять друг другу в меньшей степени, чем это необходимо для обеспечения эффективности. Например, фермер, возможно, постарается не нанимать членов профсоюза для уборки урожая, опасаясь, что угроза забастовки во время жатвы сделает его уязвимым для требований о повышении платы работникам. Он может предпочесть засевать меньшие площади, которые могут быть убраны членами его семьи и его друзьями, хотя обработка больших площадей с уборкой урожая организованными наемными рабочими, возможно, является более эффективным вариантом. В общем плане неполные контракты, выполнение которых к тому же не может быть гарантировано, приводят к возникновению проблемы несовершенного выполнения обещаний. В нашем примере фермер, видя, что профсоюз фактически не гарантирует уборку урожая на первоначальных контрактных условиях, будет неохотно вступать в какие-либо соглашения с этим профсоюзом.
Даже в том случае, когда ту или иную возможную ситуацию можно предвидеть и учесть при планировании, а выполнение контрактных обязательств может быть обеспечено, одна из договаривающихся сторон до подписания контракта может располагать частной информацией, влияющей на возможность достижения максимизирующего стоимость соглашения. На рынке подержанных автомобилей, например, продавцы лучше информированы о состоянии продаваемых машин, чем покупатели, что вызывает у покупателей скептицизм в отношении качества предлагаемого товара. Газеты заполнены объявлениями, утверждающими, что нынешний владелец машины «переезжает и вынужден продать» — такие формулировки рассчитаны на то, чтобы заставить потенциального покупателя поверить в то, что по предлагаемой цене продается действительно хорошая машина. Опасения по поводу того, что подобные формулировки не являются правдивыми и что продавец машины попросту хочет избавиться от безнадежного драндулета, вероятно, срывают немало ценных сделок. Данный источник неэффективности называется ухудшающим отбором, отражая представление о том, что выбор машин, предлагаемых на этом рынке, производится по принципам, прямо противоположным интересам покупателей.
Даже если до заключения соглашения ни одна из сторон и не располагает какой-либо частной информацией, то впоследствии может возникнуть проблема отсутствия адекватной информации, позволяющей проверить выполнение условий соглашения, или же получение такой информации может быть сопряжено с немалыми издержками. Это создает возможности для нарушения соглашения в целях удовлетворения личных интересов, и признание наличия проблемы субъективного риска ограничивает круг контрактов, которые могут быть заключены и осуществлены. Реальные контракты не являются совершенными.
Соответственно
индивидуальные интересы сторон в реальных
контрактах не обязательно будут гармонично
увязаны друг с другом, и в силу этого существует
возможность того, что преследование эгоистических
интересов помешает реализации эффективных
планов. Ввиду этого возникает проблема
мотивации, которая обеспечила бы максимально
возможное преодоление данных затруднений.
При этом подразумевается признание наличия
в этом плане определенных ограничений,
обусловленных эгоистическим поведением
индивидов; затем с учетом этих ограничений
по стимулам разрабатываются наиболее
эффективные планы. Кроме того, разрабатываются
системы, предусматривающие лучшее согласование
индивидуальных интересов и тем самым
ослабляющие данные ограничения и увеличивающие
число осуществимых вариантов. Для такой
работы требуется детальное понимание
различных причин, обусловливающих несовершенство
контрактных отношений, последствий различных
затруднений, возникающих в данных отношениях,
и сложившейся практики реагирования
на такие затруднения.
ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
И НЕПОЛНОТА КОНТРАКТОВ
Идея
возможности предвидения и
Реальные (а не воображаемые) люди не являются всеведущими и не обладают способностью безошибочного предвидения. Они не могут решать сколь угодно сложные задачи точно, моментально и без всяких издержек; не могут они и свободно передавать друг другу всю имеющуюся у них информацию. Вместо этого они ограниченно рациональны, и это им известно. Они сознают невозможность предвидения всех обстоятельств, которые могут оказаться важными для них, они понимают, что передача информации сопряжена с издержками и не является безупречной, так же как и ее восприятие; они знают, что найти математически оптимальное решение сложных задач им, скорее всего, не удастся. Исходя из этого, люди действуют условно рациональным образом, стараясь добиться наилучших результатов, возможных в рамках перечисленных ограничений. Кроме того, люди учатся.
Непредвиденные обстоятельства. Как уже говорилось выше, ограниченная рациональность обусловливает несовершенство контрактов. Неизбежно возникновение ситуаций, неучтенных при заключении контрактов, так как в то время договаривающиеся стороны не могли представить себе такие ситуации. Зачастую данные пробелы в контрактах не имеют особого значения, поскольку те или иные непредвиденные обстоятельства не влияют в значительной мере на обязательства сторон и на распределение между ними издержек и выгод. Однако иногда они могут существенно отразиться на благосостоянии сторон. Например, многие фирмы США, купившие права на показ рекламных роликов во время телетрансляций с Олимпийских игр 1980 г. в Москве, по всей вероятности, никогда не рассматривали возможности бойкота этих Игр командой США. Соревнования без участия «своих» спортсменов интересовали американских телезрителей в гораздо меньшей степени, и стоимость соответствующего рекламного времени оказалась невысокой. Аналогичным образом фирма «Westinghouse» и электрические компании, которым она продавала обогащенный уран — топливо для ядерных реакторов, во время заключения контрактов на эти поставки явно не предусматривали возможности резкого повышения мировых цен на уран. Когда же такое повышение произошло (как утверждается, в результате формирования международного картеля стран — производителей урана), то оно привело к росту издержек «Westinghouse», что вынудило фирму расторгнуть данные контракты.