Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:40, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Система показателей планов-прогнозов и их взаимосвязь.
Вопрос 2. Прогнозирование инфляции и управление инфляционными процессами.

Работа состоит из  1 файл

планирование и прогнозирование.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1. Система показателей планов-прогнозов и их взаимосвязь.

Развитие  экономики характеризует система  показателей, состав и перечень которых определяется содержанием прогнозов и планов. Показатель представляет собой форму количественного выражения экономической категории, процесса или явления. В систему показателей включаются также нормативы и лимиты. Нормативы — показатели в относительном выражении. Лимиты — ресурсные показатели, представляющие предельно допустимую величину затрат ресурса для достижения установленных конечных результатов.

Система показателей  состоит из блоков, соответствующих  различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов являются: показатели производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, капитальных вложений, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.

В зависимости от уровня управления экономикой различают макроэкономические показатели, отраслевые и региональные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях, например показатели эффективности общественного производства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности.

Показатели прогнозирования  и планирования тесно связаны  с показателями учета и статистики и должны иметь методологическое единство и сопоставимость. Система показателей должна быть комплексной, т.е. отражать развитие как экономических, так и социальных процессов.

           Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчетные.

Деление показателей  на натуральные и стоимостные  вытекает из двойственного характера труда и связано с наличием товарно-денежных отношений. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измерения: тоннах, метрах, штуках, в тысячах условных банок, в тоннах условного топлива и т.д. Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производства продукции, затраты на производство, доходы и расходы государства и предприятий и др.

Подразделение показателей на количественные и  качественные связано с необходимостью характеристики масштабов производства  и его интенсификации.

Показатели рассчитываются как в абсолютном выражении, так и в относительном. Первые характеризуют суммарные абсолютные величины показателей, вторые — темпы роста и прироста, дают обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.Отношения низовых звеньев экономики с верхним уровнем находят свое отражение в системе утверждаемых, индикативных и расчетных показателей.

К утверждаемым показателям относятся показатели, утверждаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих в качестве заданий на поставку продукции или ограничений по использованию природных ресурсов. К ним можно отнести и экономические нормативы, используемые в качестве регуляторов экономики.

Индикативные показатели носят информационный характер. С  их помощью государство информирует  субъекты хозяйствования о предпочти-

тельной экономической  политике. Они могут служить основой  при формировании бизнес-планов.

Расчетные показатели носят вспомогательный характер.

При переходе к рыночным отношениям в связи с расширением  самостоятельности функционирования низовых звеньев экономики резко сужен круг утверждаемых и расширена сфера индикативных показателей.

Утверждаемые  показатели в настоящее время  включают; государственный заказ; лимиты добычи и использования природных ресурсов и государственных централизованных инвестиций; экономические нормативы (нормативы рентабельности для предприятий-монополистов, ставки налогов, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата и др.).

Государственный заказ выполняет роль регулятора экономики. Он применяется широко в зарубежных странах (США, Японии, Франции и др.) и странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь. В зарубежных странах он используется давно. Например, в США госзаказ стал устанавливаться с 1933 г. В Беларуси впервые он был сформирован в составе государственного плана экономического и социального развития на 1988 г.

При формировании государственного заказа должны соблюдаться следующие принципы: размещение его на конкурсной основе; стимулирование выполнения заказа; взаимная ответственность сторон — исполнителя и заказчика.

В состав государственного заказа включаются поставки важнейших видов продукции для государственных нужд, ввод в действие производственных мощностей и объектов общегосударственного значения, задание на разработку и реализацию научно-технических программ по решению важнейших проблем и внедрению достижений науки и техники в производство, которые могут дать в ближайшее время значительный эффект.

Состав государственного заказа постоянно совершенствуется. Изменяется  доля  его  в  общем  выпуске  продукции  и  совершенствуется

методология его формирования. В последние годы существенно  снизилась доля государственного заказа. Если в 1992 г. в Беларуси доля госзаказа  составляла более 50 %, то в 1998 г. — 15 %.

В республике категория "государственный заказ" заменена на понятие 
"поставки товаров для государственных нужд". В 1993 г. принят Закон "О по- 
ставках товаров для государственных нужд". В 1994 г. разработано 
положение «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для 
республиканских государственных нужд", согласно которому размещение 
заказов должно осуществляться на конкурсной основе путем заключения 
государственных контрактов между государственным заказчиком и 
поставщиком. Необходимые для выполнения государственных заказов 
материальные ресурсы предусмотрено приобретать исполнителями 
самостоятельно на основе прямых хозяйственных договоров с 
предприятиями-изготовителями, оптовыми и посредническими

организациями, а также на товарных биржах, ярмарках и аукционах.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров могут использоваться: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение централизованно распределяемыми материальными ресурсами и другие льготы.

Государственными заказчиками  выступают министерства и ведомства, а также их подведомственные организации, финансирование деятельности которых осуществляется из средств республиканского бюджета. На них возлагается ответственность за использование государственных финансовых средств, т.е. госзаказчики расходуют выделенные средства из республиканского бюджета и из других источников строго по целевому назначению. Для реализации межправительственных соглашений в роли государственных заказчиков выступают республиканские регулирующие органы. По продукции сельского хозяйства в качестве государственного заказчика   выступает   Минсельхозпрод.   Положением   предусмотрено,   что

одновременно с доведением объемов поставок сельскохозяйственной продукции производителям Министерством сельского хозяйства и продовольствия сообщаются минимальные закупочные цены на эту продукцию, которые в течение года должны уточняться с учетом изменения ценообразующих факторов. Минсельхозпрод осуществляет закупки продукций через свои подведомственные заготовительные и перерабатывающие предприятия и организации (хлебоприемные пункты, сахарные и другие заводы, комбинаты).

Для формирования стратегии  и тактики развития экономики  разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).

По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.

Во временном аспекте  прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15—20 лет), среднесрочные (от 3 до 5-тя), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (до 1 месяца — на каждый день, неделю, декаду).

Система частных прогнозов  включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.

                Демографические прогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения юна перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ресурсы. На их основе формируется демографическая политика (стимулирование рождаемости, сокращение смертности и т.д.), определяются потребности в продовольствии и непродовольственных товарах, прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства.

Прогнозы  природных ресурсов, их освоения и  экологические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о состоянии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвращению или максимальному смягчению негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.

Обоснованные представления  о предполагаемых научных и технических  результатах и достижениях, о  возможных приложениях этих результатов  в производстве и других сферах народного  хозяйства, об экономических, социальных, экологических последствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники. Это направление прогнозирования охватывает следующие виды прогнозов: прогнозы развития фундаментальных наук, предвидимых научных открытий; научно-технические прогнозы по комплексным направлениям НТП (комплексная автоматизация производства, электронизация и т.д.); прикладным направлениям в разрезе отраслей народного хозяйства; прогнозы развития отдельных видов продукции и технологических процессов.

На основе прогнозов  научно-технического развития осуществляется выбор приоритетов НТП. В рамках приоритетных направлений НТП разрабатываются научно-технические программы.

                В Республике Беларусь разработан комплексный прогноз НТП на период (1993— 2015). В нем представлен анализ, вскрыты проблемы развития науки и техники за предшествующий 10-летний период, показаны основные мировые тенденции развития науки и техники. Охарактеризован научно-технический потенциал (дана оценка фундаментальных и прикладных исследований, международного обмена научно-технической информацией, технического уровня производства).На основе проблемной проработки и технико-экономического обоснования представлены предложения по перечню республиканских научно-технических программ и важнейших проектов по созданию и освоению новой техники и технологии, определены прогнозные оценки бюджетного финансирования НИОКР

Социальные прогнозы характеризуют уровень социального  развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей.

Динамику развития экономики, структурные сдвиги,

внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в  размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции характеризуют экономически  прогнозы.

На основе частных  прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.

Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной   политики;    институциональные   изменения    в   экономике;

формирование механизма  государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения.

Основой прогнозных расчетов должны служить: потребности народного хозяйства и населения республики, региона; региональные ресурсы и варианты их рационального использования; НТП и возможные варианты развития межгосударственных связей по обеспечению топливно-сырьевыми ресурсами и сбыта готовой продукции.

Примером может служить  разработанный в Республике Беларусь в 1992 г. комплексный прогноз экономического и социального развития страны и  регионов (по областям) до 2010 г. Он содержит два варианта. Первый — пессимистический, исходящий из неполного восстановления экономических связей и необходимости повышения уровня самообеспеченности республики и второй — оптимистический, который предусматривает сохранение и укрепление СНГ, создание со ответствующих органов управления и координации, широкое развитие межгосударственных экономических связей.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"