Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:40, контрольная работа
Вопрос 1. Система показателей планов-прогнозов и их взаимосвязь.
Вопрос 2. Прогнозирование инфляции и управление инфляционными процессами.
Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности спроса Кэ от формирующего его фактора рассчитывается по следующей формуле:
где У — уровень спроса за период; Y — прирост спроса за период; X — значение фактора; Х — изменение фактора за период.
Экономический смысл коэффициента эластичности состоит в том, что он является показателем, характеризующим степень изменения (роста или снижения) спроса на 1 % изменения (роста или снижения) фактора. Учитывая, что спрос формируется в основном ' од влиянием изменения доходов и цен, Кэ показывает, как изменяется спрос в процентах при изменении этих факторов.
Прогнозирование спроса можно осуществлять на основе однофакторных моделей. Их целесообразно применять при необходимости учета влияния важнейшего фактора на спрос. Например, при стабильном уровне цен можно определить зависимость спроса на товары от изменения доходов населения.
В переходный период при усилении дифференциации доходов населения для прогнозирования спроса целесообразно использовать регрессионную модель, построенную на основе данных о дифференциации доходов населения и расходов по товарным группам, суть которой заключается в следующем. Население в соответствии с доходом на одного человека разбивается на процентильные (децильные) группы, т.е. выделяют 10 % населения с наименьшим доходом, затем следующие 10 % и т.д., заканчивая распределение группой, состоящей из 10 % населения с наибольшим доходом. В качестве единственного фактора формирования перспективной структуры спроса рассматриваются доходы населения. Данные о доходах населения и расходах по товарном группам формируются в виде таблицы. В ней отражаются группы населения по доходам, интервал дохода на одного человека в год (месяц), доля населения в процентах по интервалам доходов, средний доход на одного человека, расходы по товарным группам на одного человека в год (месяц).
Прогноз спроса на каждую товарную группу будет формироваться под влиянием изменения доходов на душу населения.
Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений, базирующуюся на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей. Модель имеет вид
где Yj — спрос на j-й товар; Pj — цена р i j-й товар; Q —доходы
потребителей; Q и Qнижний и верхний пределы спроса товара с учетом предложения.
Потребители предварительно
подразделяются на однородные группы
по социально-демографическим
При прогнозировании спроса с учетом особенностей товаров могут применяться различные подходы. Так, на товары легкой промышленности спрос определяется в условиях широкого их ассортимента. Разработать прогноз по столь широкому кругу позиций затруднительно. Поэтому отдельные позиции необходимо агрегировать. Например, в группе швейных изделий можно выделить модную одежду, рабочую одежду и другие подгруппы. Следует также учитывать сроки износа изделий и обновления гардероба, подразделять товары на группы с учетом половозрастного признака потребителей (например, товары для молодежи, детей, лиц пожилого возраста).
Прогнозы спроса на товары культурно-бытового назначения должны базироваться на числе семей, их обеспеченности этими товарами, покупательских намерениях на приобретение, наличии денежных сбережений, жилищных условиях и т.д.
Общий объем спроса на товары длительного пользования слагается из двух частей: спроса на замену и спроса на расширение парка этих изделий. Спрос на замену можно определить исходя из данных о реализации этих товаров в предшествующие годы и средних срг сов их использования в семьях. Согласно статистическим данным средние сроки службы телевизоров, электропылесосов, часов всех видов, магнитофоном составляют 10 лет, холодильников — 20, стиральных машин — 15 лет.
Прогноз спроса на конкретные виды товаров следует выполнять с учетом данных об изменении доли отдельных товаров в общем объеме товарооборота.
Исходя из прогнозных
расчетов спроса определяется структура
платежеспособного спроса населения
и разрабатывается сводный
Прогноз спроса предприятий-производителей
на выпускаемую продукцию
Для фирмы главное — завоевание доверия потребителей к е< продукции. Чтобы прогнозировать будущие потребности людей, необходимо проанализировать, как потребитель реагирует на появление на рынке принципиально новых изделий.
Зарубежные исследователи выдел
• внешнее отличие
товара в глазах покупателя
от товара
конкурентов;
разработка пионерного товара, который будет лидером на ближайшие годы, обеспечивая превосходство над конкурентами.
Для реализации этих направлений собираются идеи по созданию нового товара и до минимума сокращаются сроки между выдвижением идей и пробной продажей товара. С целью поиска идей широко применяются методы экспертных оценок: метод коллективной генерации идей, метод "635", метод "Дельфи".
Лидером в выработке стратегии фирмы является Япония. Японские фирмы гордятся тем, что их служащие ежегодно вносят десятки миллионов идей, из которых отбираются 7—10 оригинальных, практически значимых.
Прежде чем принять
решение о выпуске новых
Для выявления реакции потребителей целесообразно использовать рекламу, пробную продажу. Изучение спроса на новые товары может также осуществляться на выставках-продажах, выставках-просмотрах, ярмарках. Определяются степень соответствия изделий запросам покупателей, их предпочтения другим товарам-аналогам и условия, при которых население отдает предпочтение новым товарам (цена, оформление и т.д.).
Товары рыночной новизны являются ключевыми для коммерческого успеха предприятия. Фирмы, производящие такие товары, имеют возможность устанавливать монопольные цены и получать более высокую прибыль.
Каждый товар имеет свой жизненный цикл (ЖЦТ). Концепция ЖЦТ исходит из того, что товар имеет определенный период рыночной устойчивости. ЖЦТ или описывающую его в координатах "прибыль—время" кривую можно разделить на стадии внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада. Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков, в связи с чем необходимо следить за изменениями темпов продажи или прибыли, чтобы уловить границы стадий и внести изменения в товар или производственную программу.
При прогнозных исследованиях товарного рынка наряду с комплексным анализом большую роль играет разрабатываемая стратегия ценообразования, так как цена является важным рычагом продвижения товара на рынок и определяющим фактором объема продаж и прибыли.
Задача 1.
Определить уровень и динамику изменения реальных доходов населения республики с помощью укрупненного метода с учетом национального дохода.
Таблица - Расчет реальных доходов населения укрупненным методом
Показатель |
Базисный год |
Расчетный год |
Национальный доход, используемый на потребление и накопление, млрд. р. |
505 |
600 |
Фонд потребления, млрд. р. |
368 |
|
В том числе: - личное потребление населения (87%) - материальные затраты в учреждениях, - материальные затраты в учреждениях
науки |
||
Индекс цен на товары и услуги |
1,42 |
1,65 |
Реальные доходы населения, млрд. р. |
||
Численность населения, млн. чел. |
9,9 |
9,85 |
Реальные доходы в расчете на душу населения, р. |
||
Динамика реальных доходов на душу населения (в расчетном периоде по сравнению с базисным),% |
Фонд потребления в расчетном году составит 75% от национального дохода.
Решение:
Определим уровень и динамику изменения реальных доходов населения республики с помощью укрупненного метода с учетом национального дохода.
Определяем фонд потребления в расчетном году (ФПр) из условия, что он составит 75% от национального дохода.
ФПр=НДр*0,75= 600*0,75=450 (млрд. р)
Определим структуру фонда потребления. Так личное потребление населения составляет 87% от фонда потребления. Личное потребление в базисном году (ЛПб) составит:
ЛПб=ФПб*0,87=368*0,87=320,16 (млрд. р)
Личное потребление в расчетном году (ЛПр) составит:
ЛПр=ФПр*0,87=450*0,87=391,5 (млрд. р)
Материальные
затраты в учреждениях, обслуживающих
население и материальные затраты
в учреждениях науки и
Определим реальные доходы населения в базисном периоде (РДб) определим путем деления личного потребления в базисном периоде (ЛПб) на индекс цен на товары и услуги в базисном периоде (ИЦб):
РДб=ЛПб/ИЦб=320,16/1,42=225,46 (млрд. р)
В расчетном периоде реальные доходы населения составят:
РДр=ЛПр/ИЦр=391,5/1,65=237,3 (млрд. р)
Определим реальные доходы в расчете на душу населения в базисном периоде (РДДб):
РДДб=РДб/Чб=225460/9,9=22774 (р)
В расчетном периоде реальные доходы в расчете на душу населения составят:
РДДр=РДр/Чр=237300/9,85=24091 (р)
Динамика реальных доходов на душу населения в расчетном периоде по сравнению с базисным составит: 24091/22774* 100%=105,78%.
Таким образом, в расчетном периоде доходы на душу населения возросли на 5,78%.
Результаты занесем в таблицу:
Показатель |
Базисный год |
Расчетный год |
Национальный доход, используемый на потребление и накопление, млрд. р. |
505 |
600 |
Фонд потребления, млрд. р. |
368 |
450 |
В том числе: - личное потребление населения (87%) - материальные затраты в
учреждениях, - материальные затраты в учреждениях
науки и |
320,16 36,8 11,04 |
391,5 45 13,5 |
Индекс цен на товары и услуги |
1,42 |
1,65 |
Реальные доходы населения, млрд. р. |
225,46 |
237,3 |
Численность населения, млн. чел. |
9,9 |
9,85 |
Реальные доходы в расчете на душу населения, р. |
22774 |
24091 |
Динамика реальных доходов на душу населения (в расчетном периоде по сравнению с базисным),% |
+5,78% |
Задача 2
В экономике промежуточный продукт равен 100; потребление домашних хозяйств - 50; частные брутто-инвестиции - 35; СОП - 185; нераспределенная прибыль - 1; сумма заработной платы - 60; сумма амортизации - 5(все данные в ден.ед.).
Составьте:
а) для предпринимательского сектора - счета производства, использования дохода и изменения имущества;
Таблица 1 Счет производства
Дебет |
Кредит | ||
Промежуточный продукт |
100 |
Промежуточный продукт |
100 |
Заработная плата |
60 |
Потребление домашних хозяйств |
50 |
Амортизация |
5 |
Брутто-инвестиции |
35 |
Нераспределенная прибыль |
1 |
||
Распределённая прибыль |
19 |
||
Всего |
185 |
Всего |
185 |
Таблица 2 Счет использования дохода
Дебет |
Кредит | ||
Сбережения |
1 |
Нераспределенная прибыль |
1 |
Всего |
1 |
Всего |
1 |
Таблица 3 Счет изменения имущества
Дебет |
Кредит | ||
Брутто-инвестиции |
35 |
Амортизация |
5 |
Сбережения |
1 | ||
Финансовое сальдо |
29 | ||
Всего |
35 |
Всего |
35 |
б) для домашних хозяйств - счета использования дохода и изменения имущества;
Таблица 4 Счет использования дохода
Дебет |
Кредит |
||
Финансовое сальдо |
50 |
Заработная плата |
60 |
Сбережение |
29 |
Дивиденды |
19 |
Всего |
79 |
Всего |
79 |
Таблица 5 Счет изменения имущества
Дебет |
Кредит | ||
Финансовое сальдо |
29 |
Сбережения |
29 |
Всего |
29 |
Всего |
29 |