Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:40, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Система показателей планов-прогнозов и их взаимосвязь.
Вопрос 2. Прогнозирование инфляции и управление инфляционными процессами.

Работа состоит из  1 файл

планирование и прогнозирование.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

накопления  частного капитала. Главными параметрами  регулирования стали повышение  нормы накопления и стабилизация денежного обращения.

Консервативная концепция экономической политики предполагала курс на усиление рыночных отношений, сокращение прямых форм вмешательства государства, регламентирующих процессы ценообразования, создание условий конкуренции и доступа предприятий в отдельные отрасли экономики (так называемые предприятия общественного пользования), ограничивающие функционирование рынка ссудного капитала, свертывание форм селективного регулирования. Она предполагала также резкое ограничение роли бюджета как инструмента перераспределения национального дохода. Отсюда стремление к сокращению социальных расходов и перестройка налоговой системы (снижение налогов) в целях поощрения роста частных сбережений и чистых прибылей, остающихся в распоряжении фирм. Эти мероприятия рассматривались как генеральный долгосрочный курс на стимулирование сбережений, капиталовложений и повышение на этой основе темпов экономического роста.

Были изменены не только цели, но и механизм макроэкономической политики. Намечалось существенное повышение доли кредитно-денежного регулирования и изменение его ориентиров. Устойчивость денежного обращения, обеспечиваемая рестрикционными (ограничивающими) методами, получила приоритетное значение по сравнению с участием кредитно-денежной политики в преодолении спадов или в стимулировании экономического подъема.

Рост государственного вмешательства в экономику был  приостановлен за счет замораживания  и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. В то же время расходы на оборону были значительно увеличены. Произошло сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства. Администрация поощряла Федеральную резервную систему (ФРС) удерживать темпы роста массы денег на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный,

хотя и достаточный  для обеспечения экономического роста. Ставки подоходного налога и налога на прибыль фирм резко сократились. Так, в 1986 г. налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 28 %. В результате принимаемых мер удалось добиться снижения инфляции, однако большинство американских экономистов склоняются к мнению, что замедление инфляции было вызвано политикой "жестких денег", а не увеличением совокупного предложения, которое предсказывалось сторонниками экономической теории предложения. Следует также отметить, что в это время на мировом рынке произошло снижение цен на нефть и повышение курса доллара, что стало важным фактором обуздания инфляции.

Учитывая, что основной причиной чрезмерного спроса является наличие в экономике избыточной денежной массы, возникающей в результате выпуска денег, не обеспеченных товарами и услугами, важнейшим методом борьбы с инфляцией может быть рестрикционная денежно-кредитная политика. Главная задача этой политики — ограничение прироста денежной массы в обращении.

В целях регулирования  инфляции спроса могут применяться  и такие меры, как стимулирование сбережений населения путем повышения  процентов по вкладам.

Одной из важнейших проблем в современных условиях является снижение издержек. Снизить издержки можно путем развития конкуренции, осуществления планирования и государственного контроля за издержками, а также стимулирования снижения издержек. Целесообразно использовать опыт Южной Кореи, где определяются нормативы затрат. Для фирм, добившихся уровня затрат ниже установленного норматива, осуществляется косвенное стимулирование путем предоставления льготных кредитов, применения льготного налогообложения и других рычагов.

Неотъемлемой частью антиинфляционной политики в переходный период    должна    стать    демонополизация    экономики,    предполагающая

поощрение      развития      предпринимательства,      разгосударствления      и приватизации собственности.

Рост цен невозможно обуздать, не добившись стабилизации экономики. Решение этой проблемы возможно только при условии структурной перестройки экономики, восстановления экономических связей со странами СНГ.

Вопрос 3. Прогнозирование спроса на товары народного потребления

Научное прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области про Научное прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства продукции и торговли товарами народного потребления.

Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управления экономикой.

На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народного потребления разрабатывается механизм государственного воздействия на потребительский рынок с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах, как в текущем периоде, так и в перспективе. Подобного рода проблемы решаются и на региональном уровне.

На микроуровне  прогнозы спроса разрабатываются как  торговыми организациями, так предприятиями-потребителями  и изготовителями.

Торговые организации  в условиях рыночных отношений могут  требовать от предприятий-производителей поставок товаров, необходимых населению.

Предприятия-производители  на основе результатов прогнозных расчетов спроса заключают договоры на поставку продукции и формируют производственную программу.

Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы спроса. Различия целей отдельных видов прогнозов временного аспекта придают каждому из них специфические особенности. Так, краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерческих решений. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на месяц, квартал, год. Они должны отличаться более высокой степенью точности. При краткосрочном прогнозировании определяется довольно широкий круг показателей (совокупный спрос, спрос на группы товаров, ассортиментная структура и т.д.).

При разработке среднесрочных прогнозов учитываются сложившаяся структура, возможности производства и влияние инвестиций на развитие производственной деятельности. В течение 3 — 5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно определить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.

Долгосрочные прогнозы (свыше5 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров  и торговли. Особенностью долгосрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обусловливает необходимость увязки прогнозных оценок со складывающейся структурой производства. Напротив, сам долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производства товаров и торговли.

Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.

Для повышения точности прогнозов необходимо применять комплекс методов прогнозирования с целью получения нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.

Поскольку спрос выступает  в качестве определяющего фактора  при принятии решений о производстве или импорте того или иного  вида продукции, он должен изучаться как внутри страны по регионам, так и на мировом рынке.

Процесс прогнозирования  спроса включает ряд этапов:

    • комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;
    • анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;
    • выбор методов прогнозирования;
    • осуществление прогноза спроса;
    • оценка надежности прогноза;
    • определение перспектив развития спроса населения;
    • разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.

Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, определяющих спрос.

Для осуществления прогнозных расчетов необходима следующая исходная информация:

• сведения о численности  населения, половозрастном составе  в прогнозируемом периоде, количестве городских и сельских жителей;

  • данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;
  • балансы денежных доходов и расходов населения;
  • распределение населения по размеру доходов;
  • бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;
  • данные специальных единовременных выборочных об следований запасов предметов длительного пользования у населения, доходов и расходов;
  • сведения об индексах потребительских цен (общих и индивидуальных — по конкретным товарам), соотношение I внутренних и мировых цен;
  • данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров;
  • рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения;
  • изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозируемом периодах;
  • доля расходов населения на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды.

На начальном этапе  прогнозирования выявляются тенденции  изменения спроса.

Для анализа тенденций  изменения спроса целесообразно  использовать графики и различного рода диаграммы и картограммы.

На основе выявленных тенденций спрос на краткосрочный период целесообразно определять с помощью методов экстраполяции: метода подбора функции, экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и др.

В случае устойчивой тенденции изменения спроса прогнозные расчеты можно производить путем выравнивания динамических рядов и подбора функции.

При изменяющихся условиях целесообразно применять метод  экспоненциального сглаживания  с регулируемым трендом. Развитие спроса подвержено сезонным колебаниям, которые  необходимо учитывать при краткосрочных прогнозах на квартал, месяц. Учет влияния сезонных колебаний продаж (спроса) целесообразно проводить с помощью расчетных индексов сезонности.

На практике для изучения спроса широко используются наблюдения, опросы покупателей о покупательских намерениях (анкетные опросы, интервьюирование), ярмарки, выставки, книги предложений, тестирование, реклама.

На макроуровне наиболее широкое распространение для  прогнозирования спроса получил  нормативный метод, предполагающий использование норм потребления  продуктов (товаров) на душу населения. При этом в зависимости от прогнозируемого периода необходимо применять следующие подходы.

При определении спроса на длительную перспективу целесообразно  использовать рекомендуемые (рациональные) нормы потребления. Например, рациональная норма потребления мяса и мясопродуктов на душу населения — 82 кг в год и т.д. На основе этой нормы и численности населения в стране (регионе) рассчитывается потребность в мясе и мясопродуктах на прогнозируемый период. Потребности выступают в качестве ориентира для развития производства и разработки мер для достижения рациональных норм потребления.

Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с учетом корректировки норм потребления. Для  этого фактическое потребление  на душу населения анализируется по периодам и сопоставляется с рекомендуемыми нормами. Выявляются тенденции потребления продукции.

темпы падения или  увеличения спроса, причины его изменения. Затем с учетом влияния факторов, прежде всего изменения доходов  населения и потребительских цен, определяется реальное потребление на душу населения в прогнозируемом периоде.

Прогнозы спроса по важнейшим  товарам разрабатываются для  анализа и прогнозирования состояния товарных рынков и выработки рекомендаций о мерах государственного воздействия на эти рынки, а также обеспечения заинтересованных организаций информацией о динамике спроса.

Поскольку в рыночной экономике спрос на товары народного  потребления формируется под  влиянием ряда факторов, для осуществления  прогнозных расчетов рекомендуется  использовать многофакторные модели. Общий вид модели

где у — показатель спроса на товар.; — факторы, влияющие на спрос.

С помощью корреляционно-регрессионного анализа устанавливается связь  между спросом и факторами, определяются ее форма (линейная, нелинейная) и теснота.

Целесообразно разрабатывать  несколько вариантов прогнозов  спроса на товары народного потребления, отличающихся значениями определяющих их факторов. Сравнение различных  вариантов позволяет выбрать  тот, который обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в отдельных товарах.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"