Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:40, контрольная работа
Вопрос 1. Система показателей планов-прогнозов и их взаимосвязь.
Вопрос 2. Прогнозирование инфляции и управление инфляционными процессами.
Прогнозный период подразделен на три этапа в соответствии с целями и задачами реформирования экономики: 1-й этап (1993— 1995) — макроэкономическая стабилизация; 2-й (1996—2000) — выход экономики из кризисного состояния и восстановление народного хозяйства; 3-й (после 2000 г.) — экономический подъем.
Для каждого этапа определены специфические цели и задачи, выделены ключевые проблемы, необходимые мероприятия, призванные обеспечить достижение конечных целей социально-экономического развития республики. Определены критерии завершения каждого этапа. Критерием завершения последнего этапа является достижение стратегических целей переходного периода, укрепление позиций республики на мировой арене.
В комплексных прогнозах регионов содержится анализ экономического и социального их развития. Особая значимость придается структурным
сдвигам, решению проблем социального развития, занятости, финансовых ресурсов, охраны окружающей среды, внешнеэкономических связей региона.
Вопрос 2. Прогнозирование инфляции и управление инфляционными процессами.
Прогнозированию инфляции в переходный период в странах СНГ стала придаваться особая значимость. В прогнозных расчетах заинтересованы правительство, хозяйствующие субъекты и население. Результаты прогнозов служат основой для разработки мер и принятия управленческих решений. Это обусловливает необходимость применения синтеза методов прогнозирования, позволяющих избежать серьезных ошибок в прогнозах.
Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен:
Однако для характеристики инфляции в условиях несбалансированной экономики только лишь индекса потребительских цен недостаточно. Необходимо учитывать скрытую инфляцию, или неудовлетворенный спрос. В этих условиях индекс инфляции можно рассчитать по формуле
где Jp — индекс потребительских цен; Кс.и — коэффициент скрытой инфляции, или неудовлетворенного спроса.
В свою очередь коэффициент скрытой инфляции может быть определен как
Где Cн — прирост неудовлетворенного спроса или вынужденных сбережений; Jд— индекс денежных доходов населения;J Т.О— индекс товарооборота и услуг.
Альтернативным методом определения индекса инфляции является метод, основанный на использовании индексов расходов, доходов и цен
Где Jд— индекс доходов; Jрс — индекс расходов;Jp — индекс цен.
Этот метод . является приближенным. Главное его достоинство — наличие информации в центральных планирующих органах: баланса денежных доходов н расходов населения и других данных.
Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена, уровень цен определяется как
где Р — уровень цен; Мд — денежная масса; V — скорость денежного обращения; Q — количество реальных товаров и услуг.
Следовательно, индекс роста цен можно представить как соотношение индексов денежной массы скорости денежного обращения и реального ВВП.
Учитывая, что инфляция происходит в силу влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей с применением корреляционно-регрессионного метода, позволяющего установить наличие корреляционной связи между прогнозируемой инфляцией и влияющими на нее факторами, определить форму связи, сформировать уравнение и на его основе осуществить прогноз инфляции.
Среди важнейших факторов следует выделить: изменение курса валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка. При этом по каждому фактору необходимо учитывать временной лаг. При изменении ситуации временной лаг меняется. Изменчивость временного лага является одним из фундаментальных макроэкономических факторов. Знание временной связи между инфляцией и ее факторами позволяет осуществить более точное прогнозирование инфляционных процессов и умело управлять ими.
В мировой практике распространенным
методом прогнозирования
По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменения. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозируемому, делятся на ВВП в том же периоде и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозируемом периоде по сравнению с предшествующим.
Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов рассчитывается инфляция в прогнозируемом периоде.
Поскольку инфляционные процессы проявляются при росте цен, прогнозирование инфляции должно осуществляться в сочетании с прогнозированием индексов изменения цен.
Западные экономисты при анализе тенденций развития инфляционных процессов часто обращаются к прогнозированию движения цен на отдельные виды товаров, пытаясь с помощью этих прогнозе ; определить возможные
темпы инфляции. В последнее время в основе этих прогнозов, как правило, находится динамика либо цен на энергоносители (нефть, газ), либо заработной платы (расходы на заработную плату в США и других странах составляют существенную долю в издержках предприятий).
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой.
Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции. Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования.
Систему мероприятий по борьбе с инфляцией можно подразделить на две группы: стратегические антиинфляционные меры, соединяющие долговременные цели и методы, и тактические, дающие быстрые результаты при их использовании.
Одно из стратегических инфляционных направлений — гашение инфляционных ожиданий, прежде всего ценовых. Задача сводится к тому, чтобы переломить психологию субъектов экономической системы, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, вызванное подорожанием товаров и услуг.
Практика свидетельствует, что инфляционные ожидания могут быть подавлены лишь при всемерном укреплении механизмов рыночной системы: ослаблении таможенных и иных ограничений на ввоз импортной продукции, поощрении малого бизнеса, стимулировании диверсификации производства и продаж, систематическом контроле за состоянием рынков в своевременном пресечении фактов монополистического поведения, создании среды здоровой конкуренции и либерализации цен.
Следует отметить, что снижение инфляционных ожиданий возможно, когда правительство проводит курс на искоренение неуправляемой инфляции и пользуется довернем большинства населения. Если производители и
потребители убеждаются, что оно выполняет свои обещания, то больше ему доверяют и приспосабливают свои решения о пенах, предложении, спросе сбережениях к заранее прогнозируемой ситуации. В этом случае лимит доверия становится реальной силой, влияющей на экономическое поведение. Способное снизить инфляционные ожидания. Такой подход был применен е последние годы в США, Англии, Германии и других странах.
Другим долговременным антиинфляционным мероприятием является введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы, сокращение бюджетного дефицита. Для этого необходима система мер по изменению принципов функционирования предприятий, снижению государственных дотаций и других расходов государственного бюджета, реформе финансово-кредитной системы, повышению эффективности производства, демонополизации экономики, совершенствованию системы управления экономикой и снижению расходов на вооружение.
Избыток денежных средств населения можно регулировать при помощи разнообразных методов изъятия их из обращения: государственных займов; целевых вкладов в сбербанки; расширения и приватизации жилья, земли, основных и оборотных средств предприятий; выпуска и продажи ценных бумаг; расширения и модернизации экспортного производства; направления денежных средств на развитие малых и средних предприятий с приоритетом производства потребительских товаров.
Эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок за кредит. Однако оправдано это будет только в том случае, если снижение налогов послужит толчком к росту инвестиций, увеличению объемов производства потребительских товаров. При увеличении общей товарной массы и росте ее предложения можно компенсировать потерю доходов государства от снижения ставок налогов. Такой же эффект можно получить при снижении процента за кредит, если его льготная ставка будет стимулировать производство необходимых товаров, повышение технического уровня производства, расширение продажи
наукоемких, технически совершенных и качественных товаров и услуг, формирование новых рынков.
Следует иметь в виду, что методы антиинфляционной краткосрочной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они носят большей частью чрезвычайный характер и направлены на временное уменьшение инфляционною напряжения в экономике.
Политика государства в условиях инфляции должна предусматривать: политику воздействия на рынок; политику доходов; политику, ориентированную на предложение.
Политика воздействия на рынок, с одной стороны, включает политику занятости и переквалификации, которая должна быть направлена на сокращение или полное устранение дисбаланса и узких мест на рынке труда; с другой — должна предусматривать содействие конкуренции и включать в себя меры антимонопольного регулирования и формирования оптимальной структуры экономики. Импортируемую инфляцию можно уменьшить путем повышения таможенных пошлин на товары, посредством помощи слабым товаропроизводителям и применения других методов.
Политика доходов ориентирована на "замораживание" зарплаты и цен либо на их контроль. Ставки зарплаты во всех отраслях могут увеличиваться только в соответствии с ростом уровня производительности труда.
Ориентиром со стороны производителей должно быть изменение цен таким образом, чтобы компенсировать изменения удельных издержек.
Политика, ориентированная на предложение, предполагает установление обоснованных налоговых ставок. При высоких ставках налогов часть предприятий выходит из состояния деловой активности и закрывается, а часть переходит в сферу теневой экономики.
Следовательно, политика государства в области налогов должна быть гибкой и их ставки должны способствовать увеличению совокупного предложения, а не его сокращению.
При инфляции предложения экономически целесообразным является стимулирование снижения издержек путем льготного налогообложения, т.е. исключения из налогооблагаемой прибыли суммы экономии от снижения затрат на материалы и энергию в течение года со дня внедрения энерго-или материалосберегающего новшества. Эта сумма должна сразу учитываться в составе прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
В зарубежных странах для борьбы с инфляцией использовались различные методы. Например, в США в 70-е годы, опираясь па кейнсианские рецепты, государство использовало два основных варианта антиинфляционной политики. Один — так называемый дефляционный (или регулирование спроса) — включал ограничения денежного спроса через кредитно-денежный и налоговый механизм (повышение процентных и налоговых ставок, уменьшение денежной массы и государственных расходов); другой - так называемая политика доходов — подразумевал контроль над ценами и заработной платой (полное замораживание их роста либо, чаще, возможность их повышения в каких-то заранее установленных пределах). Однако опыт свидетельствовал о слабой результативности этих методов борьбы с инфляцией.
Ситуация непрерывной галопирующей инфляции вызывала недовольство различных слоев населения. Поэтому в 80-е годы, в период галопирующей инфляции, на первый план выдвинулись консервативные методы борьбы с ней. Они стали применяться не только в США, но и в Англии, Франции и других странах.
Теоретической базой этих методов служили монетаристская теория и комплекс новых экономических рецептов, объединенных термином экономика предложения. Во главу угла ставилась поддержка всех форм предпринимательства и стимулирование рыночной конкуренции, существенное изменение приоритетов и целей экономической политики. Вместо полной занятости первостепенными целями стали борьба с инфляцией, стимулирование эффективности и улучшение условий для