Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание

Открытая экономика - экономика, широко интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в международном разделении труда, в которой минимальны ограничения на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте. Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, т.е. экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики — объективная тенденция мирового развития.

Содержание

Вопрос 1. сущность открытой экономики…………………………3
1.1 Факторы развития открытости экономики……………………………………4
1.2 Преимущества открытой экономики………………………………………….5
1.3 Роль открытой экономики в мировом хозяйстве…………………………….6
Вопрос 2. Деятельность совместных и иностранных предприятий на территории Республики Беларусь……………..7
2.1 Правовое положение организаций с участием иностранного капитала, их виды в Республике Беларусь……………………………………………………………..10
2.2 Понятие совместного предприятия. Виды…………………………………...13
2.3 Иностранные предприятия как субъекты хозяйственной деятельности…....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...26

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 51.36 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вопрос 1. сущность открытой экономики…………………………3

1.1 Факторы развития открытости экономики……………………………………4

1.2 Преимущества  открытой экономики………………………………………….5

1.3  Роль  открытой экономики в мировом  хозяйстве…………………………….6

Вопрос 2. Деятельность совместных и иностранных предприятий на территории Республики Беларусь……………..7

2.1  Правовое  положение организаций с участием  иностранного капитала, их виды  в Республике Беларусь……………………………………………………………..10

2.2  Понятие  совместного предприятия. Виды…………………………………...13

2.3 Иностранные  предприятия как субъекты хозяйственной  деятельности…....19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  открытой экономики

 

Открытая экономика - экономика, широко интегрированная в мировую хозяйственную  систему, участвующая в международном  разделении труда, в которой минимальны ограничения на перемещение товаров  и услуг при экспорте и импорте [2, 18].

Открытость экономики следует  понимать как антипод автаркии, т.е. экономики самообеспечения, опоры  на собственные силы в ее крайних  проявлениях. Становление открытой экономики — объективная тенденция  мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики  — это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с  его законами.

Открытая экономика предполагает целостность национальной экономики, единый экономический комплекс, интегрированный  в мировое хозяйство, мировой  рынок. Открытая экономика — это  ликвидация государственной монополии  внешней торговли (по большинству  позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование  принципа сравнительных преимуществ  в международном разделении труда, активное использование различных  форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий  явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого  типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послевоенного  экономического восстановления и в  последующие годы правительства  ведущих стран Запада все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого.

Именно тогда США выступили  с тезисами «свободы торговли», «открытости  экономики», прежде всего, для навязывания  другим странам своих норм поведения  на международном рынке, С позиций  ведущей торговой державы мира, вышедшей из Второй мировой войны победительницей  и еще более богатой, предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая «свобода торговли», открытость экономики представляла собой орудие доминирующей экономики, стремление к  безудержной экспансии против менее  развитых стран, к экспансии американских корпораций. В этой связи весьма откровенное определение «открытости» экономики дает французский экономист Мишель Пебро. По его мнению, «открытость, свобода торговли — это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики» [1, c. 10].

Для нормального функционирования мировой экономики (единого рыночного  пространства) необходимо в конечном счете достичь полной свободы  торговли между странами — такой  же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства  с рыночной экономикой.

 

1.1 Факторы развития открытости экономики

 

Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло государство. Оно взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз  товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами, развитию внешнеэкономических связей. Создавалась  правовая основа, облегчавшая приток зарубежных инвестиций, технологий, рабочей  силы, информации.

Переход стран к все более  открытой экономике был ускорен  действиями транснациональных корпораций (ТНК). Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, ТНК обходили протекционистские барьеры чужих  государств, интернационализируя международный  экономический обмен.

Заметный прогресс во второй половине XX в. транспортных, ин-формационных средств  связи также сыграл огромную стимулирующую  роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно шаг за шагом разрушались  торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и  воздействиям, способствовала все более  активному их включению в международное  разделение труда.

С 60-х гг. процессы открытости начинают распространяться на ряд развивающихся  государств. С начала 80-х гг. приверженность политике открытости декларирует Китай. Термин «открытость» вошел в словари многих стран мира, например арабский — «инфитах», китайский — «кайфан».

 

1.2 Преимущества открытой экономики

 

Открытая экономика, т.е. национальная экономика с высокой степенью включенности в международные экономические  отношения, способствует:

- углублению международной специализации  и кооперирования производства;

- рациональному распределению  ресурсов в зависимости от  степени ее эффективности;

- распространению мирового опыта  через систему МЭО;

- росту конкуренции между отечественными  производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке [2, c. 19].

Сформировавшаяся открытая экономика  и переход к открытой экономике  — это не одно и то же. Открытая экономика не синоним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических  связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного  вмешательства государства при  формировании механизма ее осуществления  на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в  одной стране.

Стихийная открытость, распахнутость  не только не способствует экономическому развитию, но, напротив, является угрозой  экономической безопасности. Разумная открытость, построенная на принципах  эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может  быть осознана без учета структуры  экспорта и движения капитала, а  также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политики, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

К количественным индикаторам открытости в первом приближении можно отнести  удельный вес экспорта и импорта  в валовом внутреннем продукте (ВВП). Их комбинация дает представление о  масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение  экспорта к ВВП определяется как  экспортная квота. А также уровень экспортных и импортных таможенных пошлин, объём экспорта и импорта на душу населения. Одним из важнейших критериев открытой экономики является инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капиталовложений ,технологий, информации в рамках обусловленных экономической целесообразностью. Инвестиционный климат предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, технологий, информации и рабочей силы [1, c.12].

 

1.3 Роль открытой экономики в мировом хозяйстве

 

Мировое хозяйство представляет собой  сложную систему международных  экономических взаимоотношений  отдельных национальных хозяйств.

В современных условиях ни одна страна не в состоянии самостоятельно производить  весь спектр необходимой продукции  высокого качества, да часто это  и экономически нецелесообразно. Странам  приходится прибегать к международному сотрудничеству и обмену. Кроме того, странам представляется дополнительный рынок сбыта, расширенный доступ к ресурсам (сырьевым ресурсам, капиталу и рабочей силе). В целом в  мире постепенно стираются экономические  границы, происходит международная  интеграция.

Чем глубже страна или регион интегрированы  в мировую экономику, тем шире они могут использовать возможности  международного распределения труда  и свои сравнительные преимущества.

Открытая экономическая система  играет большую роль в мировом  хозяйстве, которая находит свое выражение в экспорте и импорте  товаров и услуг, движении капитала. Она затрагивает направления, меру и формы участия страны в международном  разделении труда. Мировой уровень  развития производительных сил, интернационализация  производства исключает возможность  эффективного ведения хозяйства  в рамках замкнутых комплексов. Международный  обмен обеспечивает приток недостающих  или более дешевых потребительских  и капитальных товаров и услуг, а также доступ к дополнительным рынкам сбыта. К основным показателям, характеризующих роль внешнеэкономических  связей, относятся экспортные и импортные  квоты товаров и услуг, товарная структура внешней торговли, характер участия в международном движении капитала, технологии, рабочей силы, степень открытости (интернационализованности) хозяйства.

Деятельность  совместных и иностранных предприятий на территории Республики Беларусь.

 

На современном этапе белорусская  экономика заинтересована в привлечении  и эффективном использовании  иностранных инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и  технологии, а также управленческого  опыта как в интересах развития национальной экономики, так и в  интересах расширения международного экономического сотрудничества. Однако стратегии иностранной компании-инвестора  и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности  микроэкономических условий для  ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее  условия ведения бизнеса, тем  выше эффективность деятельности компании-инвестора. Основными условиями успешного  бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной  практике инвестиционного сотрудничества.

Под инвестициями понимаются любое  имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие  инвестору на праве собственности  или ином вещном праве, и имущественные  права, вкладываемые инвестором в объекты  инвестиционной деятельности в целях  получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата (ст. 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Инвестиционная деятельность —  это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций [10, ст. 2].

Инвестирование в создание и  воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

В настоящее время правоотношения в области иностранных инвестиций регулируются системным специализированным законодательным актом – Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22.06.2001г. № 37-З с изменениями и дополнениями в редакции Закона от 09.11.2009г. № 55-З.

Субъектами иностранных инвестиций могут выступать: иностранные государства; международные организации; иностранные  юридические и физические лица; граждане принимающих инвестиций государств, имеющие постоянное место жительства за границей.

В качестве объектов иностранных инвестиций Инвестиционный Кодекс (ст.4) предусматривает недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность, акции, облигации, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги; предприятия и организации принимающей страны; здания, сооружения, имущество местных юридических и физических лиц; научно-техническая продукция; права на интеллектуальные ценности; права на использование земли, природных ресурсов и сама земля; иное имущество, а также имущественные и неимущественные права.

В Республике Беларусь регулирование  потоков иностранных инвестиций осуществляют Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Национальный банк, местные  органы власти. Что же касается политики привлечения иностранных инвестиций - она реализуется через соответствующие  нормативно-правовые акты, а также  через Национальные программы привлечения  инвестиций.

На данный момент действует Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Беларуси на период до 2015г. Программа определяет условия  формирования благоприятного инвестиционного  климата, главные направления и  механизмы привлечения отечественных  и иностранных инвестиций. Главная  цель Программы состоит в том, чтобы обеспечить оживление производства и экономический рост с помощью  использования такого инструмента  инвестиционной политики, как привлечение  в реальный сектор эффективных иностранных  инвестиций.

Первое направление такой деятельности государства - политика регулирования  иностранных инвестиций. Она предполагает использование различных ограничительных  мероприятий в Республике Беларусь, таких, как дифференцированный подход к предприятиям с иностранным  капиталом в зависимости от его  доли в уставном фонде; контроль над  экспортом из принимающей капитал страны продукции, произведенной на предприятиях с иностранными инвестициями и т.д.

Второе направление политики привлечения  иностранных инвестиций - политика стимулирования притока иностранных  инвестиций, осуществляемая с целью  воздействия на направление, величину и характер инвестиционных потоков. Основным способом стимулирования притока  иностранных инвестиций является предоставления разного рода льгот. Например, среди  финансовых льгот законодательством  Республики Беларусь предусмотрено  использование централизованных инвестиционных ресурсов, которые выделяются на основе платности, срочности и возвратности. Существует льгота по налогу на прибыль  коммерческой организации с иностранными инвестициями, льгота по обязательной продаже валюты.

Что же касается поступления иностранных  инвестиций, то основное поступление  в экономику республики в 2001-2010 гг. обеспечивали Кипр, Великобритания, США, Австрия, Германия и Швейцария. Крупнейшими  странами-инвесторами по количеству созданных СП и ИП на 01.01.2011г. являются: Россия (ок. 1200), США (ок. 700), Германия (475), Польша (350), Литва (255). Вклад иностранных  инвесторов в уставный фонд СП и  ИП составил более 1,5 млрд. дол. США [12].

Иностранный капитал также принимает  участие в формировании банковского  сектора Беларуси: более 70% из функционирующих  банков созданы с участием иностранного капитала. На 01.01.2011г. доля иностранных  инвестиций в общем объеме уставных фондов банков, зарегистрированных в  Беларуси составляла около 10%, в том  числе российских инвесторов -3,7%. На территории Беларуси работают 11 представительств иностранных банков и кредитно-финансовых организации, среди которых немецкий «Коммерцбанк», российские «Инкомбанк»  и «Местбанк» и др. На страховом  рынке Беларуси представлено13компании с участием иностранного капитала [16].

Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"