Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание

Открытая экономика - экономика, широко интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в международном разделении труда, в которой минимальны ограничения на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте. Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, т.е. экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики — объективная тенденция мирового развития.

Содержание

Вопрос 1. сущность открытой экономики…………………………3
1.1 Факторы развития открытости экономики……………………………………4
1.2 Преимущества открытой экономики………………………………………….5
1.3 Роль открытой экономики в мировом хозяйстве…………………………….6
Вопрос 2. Деятельность совместных и иностранных предприятий на территории Республики Беларусь……………..7
2.1 Правовое положение организаций с участием иностранного капитала, их виды в Республике Беларусь……………………………………………………………..10
2.2 Понятие совместного предприятия. Виды…………………………………...13
2.3 Иностранные предприятия как субъекты хозяйственной деятельности…....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...26

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 51.36 Кб (Скачать документ)

На 1 января 2010 года в Республике Беларусь действует 5176 организаций с иностранными инвестициями, из них совместных – 2819, иностранных – 2357 [23].

В отраслевом разрезе по количеству созданных предприятии с иностранными инвестициями к 2011г. наибольшую долю занимает промышленность (42,9 %), торговля и общественное питание (31,9 %), транспорт (9,2 %). Кроме того, инвестируются средства в развитие связи (0,7 %), строительства (3,6%), операции с недвижимым имуществом (2,1 %), здравоохранение, физкультуру и социальное обеспечение (16 %). В сельское хозяйство по-прежнему направляется менее 1 % совокупных инвестиций (0,7 %) [12]

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями - транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные  предприятия с немецким "МАНом" (выпуск легковой и грузовой автомобильной  техники), голландской "Кока-Колой" и американским "МакДональдсом" (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским "Маерск Медикал", швейцарским "СБ Телеком" и немецким "Алкатель СЭЛ" (внедрение  мобильной телефонной системы стандарта  ДжСМ и производство коммутационного  оборудования) и немецким "Фрезениусом" (выпуск медицинского оборудования).

Mobilcom Austria Group (Австрия) приобрёл 70% долей в мобильном операторе Velcome за 730 млн евро. Heineken NV приобрёл доли в пивоваренной компании «Сябар» за 70 млн евро, инвестировал в Речицкий пивоваренный завод 6,4 млн евро. Компания Olvi Pic (Финляндия) вложила в предприятие «Лидское пиво» 16 млн долл., а Baltic Beverages Holding (Carlsberg) стал владельцем пивоваренного завода «Оливария».

Ergo Group приобрела страховую компанию, Getting Holding (Польша) – малый белорусский банк «Сомбелбанк», FransaBank (Ливан) - малый белорусский банк «Золотой Талер», Horizon Capital (фонд прямых инвестиций) – первый фонд инвестировавший в Беларусь, - «Минский транзитный банк» [17, с.8].

 

2.1  Правовое положение организаций с участием иностранного капитала, их виды в Республике Беларусь

 

Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий  момент стала актуальной необходимость  принятия системы допуска иностранного капитала, которая подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений в странах с развитой рыночной экономикой.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает осуществление  иностранных инвестиций «путём долевого участия в предприятиях, создаваемых  совместно с юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь; создания предприятий, полностью принадлежащих  иностранным инвесторам, а также  филиалов иностранных юридических  лиц; приобретения предприятий, имущественных  комплексов, зданий и сооружений, долей  участия в предприятиях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое  в соответствии с действующим  на территории Республики Беларусь законодательством  может принадлежать иностранным  инвесторам.

Определенную роль в привлечении  иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием. Серьезных  западных инвесторов в настоящее  время интересует не столько партнерство  с белорусскими организациями, сколько  приобретение надежных элементов контроля за производством. Для белорусской  экономики весьма полезны средние  и мелкие предприятия, принадлежащие  иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хозяйства, создание таких организаций, тем  более крупных предприятий, способных  взять в свои руки большую часть  национального рынка, следует ограничивать участие иностранных инвестиций.

В условиях увеличения объемов иностранных  инвестиций в Республике Беларусь возникает  необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего  за характером слияний и поглощений

Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое  лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции (ч.1 ст. 80 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Согласно нормам инвестиционного  законодательства Республики Беларусь - все коммерческие организации с  иностранными инвестициями рассматриваются  как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

При этом, ст. 80 Инвестиционного кодекса  Республики Беларусь определяет, что  коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц  Республики Беларусь.

В свою очередь, коммерческой иностранной  организацией является юридическое  лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческая организация с  иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они  не запрещены законодательством  Республики Беларусь и соответствуют  целям, предусмотренным в уставе этой организации (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании  учредительного договора).

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательными актами Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании  специальных разрешений (лицензий) (ст. 80,  Инвестиционного кодекса РБ).

Иными словами, созданное на территории Республики Беларусь юридическое лицо со стопроцентным или частичным  иностранным участием будет функционировать  в рамках действующего национального  законодательства. То есть, для иностранного инвестора законодательством ограничен  выбор организационно-правовой формы  предприятия (открытое или закрытое акционерное общество, общество с  ограниченной ответственностью, товарищество и другие, перечисленные в Гражданском Кодексе Республики Беларусь), определены сроки сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, правила совершения сделок и иные механизмы совершения и оформления хозяйственных операций. Для того чтобы зарегистрировать компанию с иностранным капиталом в Беларуси необходимо будет осуществить весь спектр юридических действий, которые предполагает и регистрация юридического лица без иностранного участия. Кроме того, существует ряд нюансов, связанных с особым статусом иностранных учредителей.

Инвестиционная деятельность в  отношении недр, вод, лесов, земель и  объектов, находящихся только в собственности  государства, либо деятельность, на осуществление  которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий (ст. 49 Инвестиционного  кодекса Республики Беларусь).

В этом случае, согласно ст. 50 Инвестиционного  кодекса Республики Беларусь под  концессией понимается договор, заключаемый  Республикой Беларусь с иностранным  инвестором, о передаче на возмездной основе на определенный срок права  на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования  имуществом, находящимся в собственности  Республики Беларусь.

 

2.2 Понятие совместного предприятия. Виды

 

Совместное предприятие (СП) – это  форма международного бизнеса, при  которой партнёры из разных стран  создают на долевой основе коммерческую организацию с целью получения  прибыли посредством производства продукции или услуг и получают право на долю прибыли, участие в  управлении, несение рисков пропорционально  вкладу в совместное имущество [14, с. 402].

Распространение совместных предприятий  поставило вопрос об установлении их социальной сущности. Нет никаких  трудностей в решении этого вопроса  в том случае, когда в совместном предприятии объединяются материальные и финансовые средства однородных по своему социальному статусу собственников.

Однако когда в СП вкладываются средства разных собственников, то в  этом случае в нем действуют две  разные по своему содержанию формы  собственности, происходит их объединение  и образование на этой базе совместной формы собственности, совладельцы  которой, однако, сохраняют свои права  как на внесенную ими часть  материальных и финансовых средств  в «общий котел», так и на соответствующую  этой доле часть доходов от реализации произведенных товаров и услуг.

Следовательно, совместный характер собственности и является одной  из характерных черт СП: совместные предприятия представляют собой  специфический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества.

Участники СП совместно распределяют доходы, сообща несут убытки и риски, объединенно управляют всеми  производственными и реализационными  циклами, быстро реагируют на изменяющуюся политическую ситуацию в станах базирования. Однако при всем при этом каждый из партнеров реализует свои собственные  интересы. Где бы капитал ни был, главной целью его является присвоение прибыли. Не подлежит сомнению, что  эту же цель он преследует и при  создании совместных предприятий.

Но не только – следует отметить, что иностранный капитал участвует  в создании СП на территории Республики Беларусь не только под воздействием сиюминутного стремления получить побольше прибыли. Так, например, иностранные  участники стремятся закрепить  свои позиции на белорусском рынке  с целью повышения «авторитетности» своего предприятия, некоторые стремяться использовать дешёвую и хорошо образованную рабочую силу.

Создаваемые в Республике Беларусь совместные предприятия могут сыграть  позитивную роль в привлечении в  страну новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта [21, c.82].

Приток иностранных инвестиций в СП может стать одним из возможных  для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств  в направлениях, обеспечивающих ускорение  научно-технического прогресса. Также  совместное создание производственных единиц с передовой технологией  и техникой повышает их конкурентоспособность.

СП способны сыграть важную роль в преодолении различного рода барьеров, затрудняющих развитие внешнеэкономических  связей между странами.

Во многих случаях необходимость  создания совместных предприятий порождается  особыми экономическими условиями, сложившимися на момент решения вопроса  об организации СП. Одним из таких  условий может быть недостаток имеющихся  средств для возникновения предприятия  оптимальных размеров или экономия средств. Привлечение иностранного партнера снижает финансовое бремя белорусского предпринимателя на создание нового или расширение уже действующего предприятия.

Проблема взаимодействия совместных предприятий с разного рода отечественными объединениями и фирмами, по крайней  мере, имеет два важных момента, для  решения которых необходимо обеспечить экономические и юридические  условия. Первый из них предопределен  исторической ситуацией, переживаемой нашей страной. В связи с переходом  национальной экономики к рыночной системе, когда далеко не все предприятия  совершили этот шаг, необходимо обеспечить специфические условия для функционирования СП на собственно рыночных принципах.

Второй момент тесно связан с  политикой капитальных вложений. Поскольку СП по идее должны представлять заметный элемент инвестиционного  процесса в экономике Беларуси, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить государственное регулирование  этого явления на приемлемых для  всех участников условиях. С одной  стороны, государственное регулирование  должно обеспечить хозяйственную независимость  создаваемых на территории Беларуси совместных предприятий.

С другой стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности, государство не может оставаться сторонним зрителем этого процесса и должно ориентировать деятельность СП на решение важных экономических  и социальных задач текущего или  перспективного значения, то есть предприятия  как самостоятельные хозяйствующие  субъекты должны быть так или иначе  встроены в структуру национальной экономики Республики Беларусь.

Изучение тенденций развития международного совместного предпринимательства  позволяет сформулировать ряд объективных  причин активизации данного процесса:

- появление новых отраслей и  видов производств требует больших  инвестиций, вложение которых подчас  не под силу одной, отдельно  взятой стране. На сегодняшний  день без участия иностранного  капитала нормальный процесс  воспроизводства даже в индустриально-развитых  государствах уже невозможен;

- необходимость научно-технического  развития, обновления техники и  технологии требует дополнительных  капиталовложений. Так, например, для  Республики Беларусь потребность  в валютных поступлениях для  этих целей бесспорна, поскольку  в условиях постоянной нехватки  средств иностранные инвестиции  приобретают черты одного из  самых мощных способов финансирования;

- различия в природных возможностях  и неравномерное распределение  трудовых ресурсов побуждают  одни страны привлекать капитал  для освоения природных богатств  и создания дополнительных рабочих  мест, а другие - вывозить капитал,  создавая совместные объекты  по использованию имеющихся, но  еще не задействованных или  неэффективно используемых ресурсов;

- необходимость снижения производственных  затрат и расширения рынков  сбыта требует значительных совместных  усилий сотрудничающих сторон, что  позволяет им определять характер, направления и темпы экономического  развития различных но индустриальному  уровню государств;

- получение преимущества в конкуренции  на рынках целевой страны благодаря  соединению предоставленных иностранным  инвестором технических маркетинговых,  управленческих ноу-хау со знанием  местного рынка, сбытовой сетью,  контактами с покупателями местного  партнера;

- наличие программ стимулирования  иностранных инвестиций в целевой  стране и их использование  с помощью СП для эффективной  работы на зарубежном рынке  (льготные кредиты, налоги, государственные  заказы, аукционы по продаже имущества  и т.п.);

Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"