Контрольная работа по "Основы внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности…...7

Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ………………11

Экспортный контроль……………………………………………………………………19

Практическая часть……………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

основы внеш.экон.деят к.р.docx

— 79.74 Кб (Скачать документ)

Технические процедуры. Они устанавливаются  в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой  комплекс мероприятий по поверке  соответствия импортируемой продукции  требованиям международных и  национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям6.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно  не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой  правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях  покупатель должен провести международные  торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению  встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

Почему пошлины и квоты применяются  в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной  торговле и таким образом снижают  экономическую эффективность? В  то время как страны в целом  выигрывают от свободной международной  торговли, отдельные отрасли и  группы поставщиков ресурсов могут  оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая  правительство ввести тарифы или  квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция  о поведении, обусловленном "погоней  за рентой", - играет важную роль. Следует  также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты  включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя навстречу требованиям ввести протекционистские санкции.

 

 

Особенности и задачи нетарифного  и тарифного регулирования в  РФ

 

Тарифное регулирование - форма  государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования  импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская фискальная функции.

Протекционистская функция связана  с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных  товаров увеличивает стоимость  последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем  самым повышается конкурентоспособность  аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и  сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного  тарифа обеспечивает поступление средств  от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует  развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень  цен на такие товары, и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев  может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых  случаях и нулевых ставок в  отношении отдельных товаров, необходимых  для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном  законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование  внешнеэкономической деятельности.  В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Под нетарифными барьерами к  свободной торговле понимается система  лицензирования, создание неоправданных  стандартов качества продукции и  его безопасности или просто бюрократические  запреты в таможенных процедурах. Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок)7. Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент  товаров, возможности доступа к  ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции  или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов современной  экономической и торговой политики государств, различные ограничительные  правила и процедуры - до запрета  торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров  и т.д.

По классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

  • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
  • антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

Эта группа охватывает более половины всех нетарифных ограничений. К ней  относятся и ограничительные  меры Консультационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ) по вывозу из развитых западных стран в государства  бывшего Варшавского договора и  некоторые другие "государства  с тоталитарными режимами" (Ливия, Ирак) военной техники и техники  двойного назначения. В последнее  время КОКОМ сократил запретительные записки по отношению к странам  Восточной Европы, включая СНГ, и  обещает вообще снять ограничения  на поставки новейшей технологии, когда  эти страны обеспечат надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны. В ряде случаев государства могут вводить полный или частичный запрет (эмбарго на торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США - Куба), так и главным образом по решению Совета Безопасности ООН (Ирак, Югославия).

Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более  половины всех:

    • таможенные формальности;
    • технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);
    • санитарные и ветеринарные требования;
    • стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;
    • сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

 

 

 

Названные методы, непосредственно  не направлены на ограничение внешней  торговли и относятся больше к  административным бюрократическим  процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

    • валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;
    • регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

Последние две группы методов непосредственно  не направлены на ограничение импорта  или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к  этому результату.

Нетарифные методы требуют больших  затрат, дают больше возможностей для  бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму  их осуществления экономические  методы.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования  импорта (а иногда и экспорта) относятся  лицензии и квоты. Практически все  промышленно развитые страны применяют  эти нетарифные методы.

Среди методов нетарифного регулирования  следует упомянуть административно-бюрократические  проволочки при въезде, увеличивающие  неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфическим методом регулирования  внешней торговли являются импортные  депозиты, представляющие собой форму  залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный  вклад в сумме, равной всей или  части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал  и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном  развитии мировой экономики и  международных экономических отношений  является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделали  настоятельно важным выработку международных  стандартов и правил в этой области8.

На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних  соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.

В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в  исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

На территории Российской Федерации  действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых  товаров, система установления и  распределения квот и лицензий. Общие  квоты экспорта из России отдельных  товаров устанавливаются Министерством  экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства  РФ "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных  нужд" разрешено МВЭС ежеквартально  осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции  на экспорт для государственных  нужд либо невыполнения ими указанных  поставок.

Тарифное регулирование осуществляется посредством классического инструмента  внешнеторговой политики - таможенных пошлин и таможенных тарифов. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины могут быть импортными и экспортными, а также транзитными. Таможенные пошлины выполняют функцию  налога. Ставки таможенных пошлин устанавливаются  на национальном уровне. Таможенный тариф - это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок.

Комбинированные пошлины объединяют элементы адвалорных и специфических пошлин, но в обратном порядке, т.е. величина таможенной пошлины устанавливается как специфическая, но с ограничением процентного отношения по отношению к таможенной пошлине. Таможенные тарифы могут быть простые ( единая ставка ) и сложные, многоколенчатое (для каждого товара устанавливается две или более ставок таможенной пошлины). По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными. Автономные тарифы предусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным госорганом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные ставки не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и конвенционные. Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком соответствующего международного договора. Различные ставки устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара и от режима предоставленного тому или иному государству. Таможенные процедуры взимаются в размере 0,15% от таможенной стоимости при заключении контракта в рублях. При заключении в СКВ - 0,1% в рублях и 0,05% в СКВ. В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

Информация о работе Контрольная работа по "Основы внешнеэкономической деятельности"